"Зритель любит детективные фильмы..." - эти незабвенные строки из фильма "Берегись автомобиля" в полной мере могут быть спроецированы и в мир компьютерных игр. Ведь детектив на экране монитора может дать Вам гораздо больше, чем на экране телевизора. Не только захватывающий сюжет, не только страшное преступление, но и эффект присутствия, и даже, не побоюсь этого слова, участия. Ведь, наверняка, каждый из нас в глубине души считает, что он вполне способен стать частным детективом и справился бы с этой задачей ни чуть не хуже Мисс Марпл или Эркюля Пуаро...
Что ж, у Вас есть реальный шанс попробовать свои силы. И не просто в роли частного детектива, а вдобавок еще и в волшебной стране, населенной людьми, троллями, гномами и полуэльфами. А называется эта страна Discworld.
Да, да, это тот самый Discworld, два увлекательных приключения в котором Вы уже могли пережить в компании незадачливого мага Ринсвинда (Rincewind). Плоская страна, поддерживаемая тремя слонами, стоящими на огромной черепахе, свободно парящей в космическом пространстве. Странный и загадочный мир, созданный необузданной фантазией писателя Терри Прэтчета.
Но на сей раз Вам предстоит выступить не в роли мага, а, как я уже упомянул, в роли крутого частного детектива Льютона. Жить ему довелось в весьма мрачном портовом городишке с труднопроизносимым названием Энк-Морпорк, где практически все время идет дождь. И, хотя каждый второй житель этого городка имеет криминальное прошлое, дела у нашего героя идут весьма вяло (если не сказать, из рук вон плохо). Да это и понятно, кому могут понадобиться услуги профессионального детектива, когда свое рыльце тоже в пуху, ведь он легко может откопать чего-нибудь лишнее.
Поэтому появление в его офисе эффектной брюнетки Карлотты фон Убервальд, да еще с предложением крупной суммы денег за нахождение некоего субъекта по имени Манди, выглядит весьма заманчиво и оказывается как нельзя кстати. И хотя внутренний голос говорит Льютону: "Что-то здесь не чисто", других возможностей заработать у него явно не предвидится, и он рьяно берется за дело. Совершенно не подозревая, что эти поиски приведут его к расследованию цепочки почти ритуальных убийств...
Надо сказать, что игровой процесс в Discworld Noir (именно так называется игра), вполне отвечает жанру детектива. В отличие от обычного Quest'а, где в основном Вам приходится оперировать предметами, здесь Вам придется много (очень много) разговаривать с окружающими персонажами, по крупицам выуживая у них полезную для расследования информацию. Но ведь именно так и ведется подлинное расследование!
Но не думайте, что все так просто: пришел, спросил и разгадка в кармане. Отнюдь. Во-первых, очень немногие жители городка вообще расположены отвечать на Ваши дурацкие вопросы. А во-вторых, даже те, кто согласился побеседовать с Вами, вполне могут соврать или скрыть какую-то часть информации. Поэтому только Ваш тонкий и гибкий аналитический ум поможет сложить по крупицам эту мозаику.
Естественно, как у каждого уважающего себя детектива у Вас есть записная книжка, в которой Вы (т.е. Льютон, для Вас) будете отмечать все ключевые вопросы расследования (подозреваемых, важные события и т.п.). Именно по ней я рекомендую Вам вести допросы потенциальных свидетелей, стараясь с одной стороны не злоупотребить их терпением, а с другой - выяснить как можно больше подробностей.
Безусловно, есть в игре и предметы, которые, как правило, выступают в роли улик. Иногда показанный вовремя предмет может помочь уличить собеседника во лжи и заставить сознаться, или навести Льютона на новую область для исследования.
Как и в предыдущих играх, Вы перемещаетесь по карте города Энк-Морпорк, переходя от одной локации к другой. Причем изначально на карте есть только офис Льютона и причал (о котором рассказала Карлотта), а для доступа в остальные места Вам требуется добыть информацию о них из диалогов с жителями (иными словами, при допросах подозреваемых).
Кроме увлекательного сюжета, игра еще и прекрасно выполнена. Отрендеренные задние планы, трехмерные фигурки персонажей и система динамических теней и света создают неповторимую, местами мрачно-настораживающую атмосферу. Графическая реализация органично дополняется тщательно подобранными голосами героев и соответствующей музыкой.
Отдельную оду можно пропеть содержанию диалогов, они совсем не однообразны и пронизаны юмором (правда, как правило, несколько черным). И хотя главный герой предстает в них в достаточно циничном образе, от этого он не кажется мне менее симпатичным.
Для затравки в заключении сообщу некоторые интересные подробности относительно сюжета. Уже к началу второй части Вам придется не только расследовать чужие преступления, но и стараться снять с себя обвинения в жестоком убийстве.
А в дальнейшем участь Льютона совсем не завидна, он превращается в настоящего оборотня (будучи злостно укушен), что с одной стороны осложняет его взаимоотношения с Луной, но с другой стороны дает в его руки новый инструмент расследования - собственный нос. Превращаясь в Werewolf'а, Вы сможете визуально изучить палитру окружающих запахов, выслеживая таким образом перемещения вероятных подозреваемых.
Вывод однозначен. На мой взгляд, получился отличный Quest, достойный занять почетное место на пьедестале. Может быть, кому-то он покажется и несколько заумным, но тому, в ком есть детективная жилка, придется точно по вкусу.
P.S. Компания "7 Волк" выпустила русскую версию этой замечательной игры. Причем русификация выполнена в классическом "киношном" стиле, т.е. при сохраненном оригинальном звуке все диалоги имеют русские титры. Для такой игры, как Discworld Noir, этот стиль подходит как нельзя лучше, позволяя сохранить все эмоциональные краски, упрощая, в тоже время, понимание сути происходящего для русских пользователей.