Аббревиатура AD&D хорошо знакома любителям RPG и ассоциируется с самой что ни есть классической классикой жанра. Казалось бы, что можно создать принципиально нового на базе канонических правил? Тем не менее, компания Interplay, готовящая к выходу новую игру Planescape: Torment, похоже, действительно порадует поклонников жанра нестандартным произведением.
Структура вселенной игры, впрочем, вполне обычна. В центре мира - точнее, множества миров - лежит великий город, который называется - нет, не Amber, а Sigil. Из этого города можно попасть в самые разные миры, такие как Бездна, Земли Счастливой Охоты или Первичный Материальный Уровень. В эти миры ведут порталы - иногда легкодоступные, но чаще требующие для прохождения специального ключа.
Как нетрудно догадаться, в этих мирах путешественников ждут отнюдь не пятизвездочные гостиницы с услужливым персоналом; однако и сам Sigil - не бог весть какое райское местечко. Проживает там самая разная публика, от людей до духов и демонов, и охота за зазевавшимися путниками является любимым развлечением многих из них. А правитель - точнее, правительница - этого чудесного города явно неспроста носит титул Владычицы Страданий (Lady of Pain). (Вообще в сочетании с названием - Torment означает "мучение" - это придает игре явственный мазохистский оттенок.)
Игра начинается с того, что в один прекрасный день - или, скорее, ночь - вы пробуждаетесь в этом славном городе - как вы думаете, где? Правильно, в мертвецкой, на холодной каменной плите. Дальше выясняется ряд интересных обстоятельств. Во-первых, в мертвецкой вы оказались недаром, потому что вы умерли. Во-вторых, умереть вы не могли, ибо вы бессмертны (как окажется позже, ваша биография тянется в прошлое минимум на 10 тысяч лет). И в-третьих, по случаю собственной смерти (которая применительно к вам - что-то вроде глубокой комы) у вас начисто отшибло память. Вы не помните даже собственного имени, поэтому вас так и будут называть - Безымянный. Естественно, по ходу игры вам предстоит постепенно раскрывать тайны собственного прошлого и собирать куски мозаики в единую картину.
Ваше бессмертие имеет ряд характерных особенностей. С одной стороны, это потрясающая способность к регенерации: отрубленные руки-ноги прирастают обратно. С другой стороны, о полной неуязвимости речь все же не идет. Вы страдаете от ран, а получив повреждения, смертельные для обычного человека, вы впадаете на некоторое время в коматозное состояние, из которого впоследствии выходите живым и здоровым. Таким образом, старая добрая стратегия прохождения по методу save&load оказывается неактуальной для Planescape: Torment - смерть не только является способом поправить здоровье, но и, в определенных местах, обеспечивает продвижение по сюжету. Согласитесь, это нетривиально.
Целью ваших скитаний по разным измерениям, что тоже приятно, является не очередное спасение мира, а исключительно отстаивание собственных эгоистических интересов. Разумный эгоист, однако, никогда не станет пренебрегать помощью других. И другие эти - один другого краше.
Например, Mort (что по-французски значит "смерть"), говорящий череп с шаманскими наклонностями и оригинальным чувством юмора. Или Fall-From-Grace, суккуб пуританских взглядов (что вообще для суккубов совершенно не свойственно). Или Bhailor, помешанный на благородстве и справедливости рыцарь, который был так озабочен защитой других, что не заметил собственной смерти; к настоящему времени он представляет собой просто ходячие доспехи. В общей сложности к вам в разное время могут присоединиться 10 персонажей (само собой, всего NPC в игре значительно больше).
Персонажи являются не просто придатком к своим навыкам и заклинаниям; каждый из них - яркая индивидуальность с собственным характером и свободной волей. Они присоединяются к вам, как равные, а не как солдаты, слепо исполняющие приказы командира - так что ваши возможности командовать ими ограничены. Персонаж может просто обидеться и уйти, если сочтет ваше поведение неподобающим; к примеру, если вы вздумаете убивать невинных людей, то лишитесь поддержки Bhailor'а. При этом само развитие сюжета зависит от того, кто из персонажей входит в число ваших спутников.
Персонажи могут бесцеремонно вмешиваться в ваши разговоры с другими персонажами, если те им не нравятся. Не обойдется и без парочки особ женского пола, которые не находят ничего умнее, как влюбиться в вас и постоянно собачиться по этому поводу; вам придется постоянно растаскивать их, чтобы они не прибили друг друга. Хорошо, что хотя бы перед лицом непосредственной внешней опасности они забывают о распрях и сражаются с врагами совместными силами.
Более того - вы даже не располагаете всей информацией о ваших спутниках. Хотя они и созданы по стандартной AD&D'шной системе - с делением на lawful/neutral/chaotic, good/neutral/evil и т.п. - большинство их характеристик вам просто не доступны. Вы видите только силу (обычную и магическую) и hitpoint'ы. Ваши спутники, как и обычные люди, не любят, когда у них шарят по карманам, так что вы можете так и не узнать, какими предметами или заклинаниями они располагают - до тех пор, пока они их не используют.
Кстати говоря, ваши собственные персональные характеристики тоже не задаются перед игрой в процедуре создания персонажа, а вырабатываются по ходу в зависимости от ваших действий. Вам оставлена свобода идти к победе разными путями, совершая как "хорошие", так и "плохие" поступки.
Основных путей три (вероятно, они соответствуют характеристикам good/neutral/evil). Как и, к примеру, в Fallout, от вашей репутации зависят предложения, с которыми к вам обращаются. Если вы "идете дорогою добра", вас будут просить о защите и тому подобных рыцарских миссиях, а если вы получаете известность как кровожадный и беспощадный, на вас станут выходить нуждающиеся в услугах киллера, в то время как благородные герои, в зависимости от степени своего пацифизма, будут либо избегать вас, либо пытаться убить.
При этом разработчики подчеркивают что речь не идет о ситуации "хороший либо плохой", без полутонов; напротив, тут возможны достаточно плавные градации. Ваши характеристики не перегружены кучей атрибутов; начинается все со стандартных силы, интеллекта и еще нескольких, впоследствии, по мере обучения, могут добавиться дополнительные. При этом ваш герой не только обучается на текущем опыте, но и вспоминает накопленные за 10000 лет знания. Под конец он становится крут и в качестве бойца, и в качестве мага.
Несмотря на то, что игра обладает весьма солидной долей нелинейности, разработчикам удалось избежать другой крайности - превращения ее в полигон со случайно генерящимися многочисленными врагами и случайными же, похожими одна на другую, миссиями. Напротив, Planescape: Torment имеет четкий и продуманный, хотя и разветвленный, сюжет.
В игре более 80 территорий, что заметно меньше, чем в Baldur's Gate (там их более 150), однако сами эти территории, как правило, более обширны. Кроме того, они и отрисованы в более крупном масштабе, с лучшей детализацией. Активно используются всяческие графические красивости - световые эффекты, прозрачные объекты, анимация на бэкграундах.
Чего в игре не будет, так это многопользовательского режима. Не судьба.
Ну а в общем - любителей жанра ждет нечто весьма любопытное, мрачное и нетривиальное, претендующее на успешное соперничество с хитовыми RPG недавнего прошлого. Игра должна выйти до конца лета.