Жанр тактических военных симуляторов, сочетающих в себе черты real-time'овой стратегии и убойного action'a, появился совсем недавно. Поначалу появилась игра SpecOps, которая моментально стала открытием сезона. Затем ее успех развили Rainbow Six и Delta Force. Число поклонников новоиспеченного жанра стало расти бешеными темпами. Возможно, некоторым немного поднадоели бесконечные и предсказуемые shooter'ы, и они решили испробовать остроты новых ощущений.
Ведь теперь главное - не ввалиться в комнату и с молодецким задором перестрелять всех присутствующих, а медленно и верно выслеживать передвижение патрулей, планировать путь и задачи для каждого участника команды, быстро уходить с хорошо просматриваемых участков и ловко снимать солдат со смотровой вышки с помощью снайперской винтовки. А одной-двух пуль будет вполне достаточно, чтобы команда не досчиталась одного бойца (и дорогая не узнает, какой парнишки был... ну, вы и так все знаете).
Вот таким вот образом, на волне популярности этого жанра компания Illusion Softworks (издателями выступили Take2 Interactive и TalonSoft) создала новую игру про диверсионный отряд союзников, ведущих глубоко в тылу подрывную деятельность против немецких захватчиков, начиная с 1943 года и практически до самого конца второй мировой войны.
Их даже можно отнести в некотором смысле к партизанам, что ли. Партизаны они, конечно, не по имиджу (бородатые такие и живут в землянках в глухомани лесной), а по методу ведения боевых действий. Любят появляться по ночам небольшими группками в укрепленном стане противника и учинять вселенский переполох.
Игра получилась очень зрелищной и увлекает буквально с первых минут. Правда, понравится она далеко не всем, а только тем, кто наделен недюжим терпением и выдержкой, а также неравнодушен к военному планированию. По большей части, главная задача - это незаметно (отражено в самом названии) пробраться в зону объекта и выполнить задание, привлекая как можно меньше внимания.
Вам предстоит командовать небольшой группой из четырех человек. Группу можно набрать из нескольких десятков кандидатов. Все, конечно, заслуженные ветераны с медалями и крестами за боевые заслуги. Каждый обладает своими характерными особенностями и навыками. К ним относятся сила, выносливость, реакция, способность подкрадываться незамеченным.
Тут существует один нюанс. Первоначально вы выбираете себе компанию из восьми человек и кучу оружия. Все это дается очень надолго, поэтому следует быть экономным. Возможность пополнить боезапас и набрать новых добровольцев появится не скоро.
Из этих восьми претендентов выбираем свою боевую четверку и снаряжаем ее по полной программе. Кого ломает часто-часто тыкать, комплектуя 25-ым магазином свой автомат, могут доверить это дело автоматике. Правда, она очень хитрая попалась и дает всего по минимуму, приходится доукомплектовывать. Если в процессе миссии кого-нибудь угрохают, то можно доукомплектовать четверку из запасных. И так, покуда они все не кончатся, поэтому людьми советую не разбрасываться.
Командование осуществляется несколькими способами. Во-первых, вы, однозначно, рулите одним из группы. Можно как с видом от третьего лица, так и от первого (с видом из глаз). Мне последний нравится гораздо больше, потому как прицеливаться и стрелять гораздо удобнее. В любой момент можно "переселиться" в другого члена команды. Персонаж, которого вы "покинули", будет действовать сообразно собственному AI.
Во-вторых, можно отдавать приказы сразу всей группе целиком - "следуй за мной", "стой", "прекратить огонь", "уйди с линии огня", "иди в указанном направлении". Правда, отдавать такие приказы можно только в непосредственной близости от солдата (издали он ни черта не слышит). Если тот, кем вы управляете, садится или ложится, то и остальные из группы (находящиеся поблизости) автоматически принимают такое же положение.
И есть еще третий способ управления своим войском. Это когда вызываем карту (автоматически игра ставится на паузу) и неспешно указываем, кому куда идти, кому кого атаковать, охранять зону и т.д. Весьма удобный режим, поскольку в реальной перестрелке не удастся уберечь всех своих вояк от огня и грамотно проконтролировать их действия. Но до реальности здесь совсем далеко.
Игра поделена на 6 эпизодов с разным количеством миссий в каждом. Каждый эпизод - это отдельная история, которая разворачивается постепенно, от миссии к миссии, и приходит к своему логическому завершению. Действия будут разворачиваться в Югославии (кажется, ляпнул лишнего), Чехословакии, Германии, Италии.
Задачи будут весьма разнообразны, но запутаться в них очень сложно, потому что перед каждой миссией проходит подробный инструктаж прямо на месте событий. В течение нескольких минут подробно разложат на составляющие - где находятся солдаты противника, какие зоны они патрулируют, куда нужно закладывать взрывчатку, и как избегать огневых точек, на какой транспорт сесть и куда ехать. Такого подробного брифинга я, пожалуй, еще не встречал. Раньше дело ограничивалось лишь коротеньким абзацем целей и задач миссии, а теперь же на трехмерной модели, чуть ли не тыча в нее пальцем (все объясняемые места подсвечиваются красным цветом или крестиком - чтобы уж точно не промахнуться), покажут и расскажут, что и как нужно делать.
Видимо, создатели решили, что этим самым помогут новичкам в освоении этого нелегкого пути. И, кстати, правильно сделали, поскольку выполнение миссий - очень нелегкая задача и потребует максимума концентрации и внимания. Один упущенный из поля зрения немецкий солдат, и медленно остывающий труп своего напарника перекроет все надежды на завершение миссии без потерь. Ведь дальше будут и другие задания, и количество исполнителей недопустимо терять таким глупым образом.
Иногда миссии проходят на очень обширных территориях, и для того чтобы оббежать территорию, понадобится немало времени. Случается и такое, что ваш отряд при выброске оказывается разбросан по территории приземления. Тогда уже каждому солдату предстоит выпутываться из такой ситуации самостоятельно, по крайней мере, до встречи с товарищами.
В заданиях помимо обычных - взорвать объект, зачистить зону, будут и весьма оригинальные. Например, похитить немецкого ученого, причем для начала выкрасть немецкого же офицера (который будет помогать) и, переодевшись в немецкую форму (есть несколько форм для переодевания: вражеская, зимний камуфляж, гражданская), отправиться в лагерь врага. А чего стоит миссия на тонущем крейсере, изредка освещаемом всполохами от ракет. А как вам такие: потопить подлодку, заложив взрывчатку в торпедное отделение (от взрыва сдетонирует и вся база целиком), подпалить вагон с топливом, чтобы бомбардировщику было легче заходить на цель или расстрелять неприступные ворота из башни захваченного танка. Короче, полный улет фантазии разработчиков привел к тому, что ни одна миссия не покажется скучной, неинтересной и легко выполнимой.
Захватывать придется и немало техники. Это и легковушки и грузовики, бронетранспортеры, катера и даже танк. Подчас техника немного упрощает задачу. Но тут нужно учитывать, что ее могут элементарно подбить. Или можно самому случайно подавить своих же людей.
Но, в основном, конечно, придется перемещаться по территории противника на своих двоих. И здесь главное - сильно не высовываться и постоянно пользоваться биноклем или оптическим прицелом. Сделано это не очень удобно и я даже поначалу обыскался, как это хозяйство работает. Оказывается, нужно, нажав правую кнопку мыши, двигать саму мышь вперед. Операция не самая сложная, но если не заглянуть в readme, то догадаться весьма затруднительно. А ведь в игре это один из ключевых моментов - не будь снайперской винтовки, ваш отряд был бы в момент изничтожен в очной перестрелке с превосходящими силами противника.
Что касается графики, то здесь все просто по высшему разряду. Очень здорово прорисованы лица солдат, модели техники, склады, дымящие фабрики, мосты, вокзалы, ракетные установки, самолеты. Классно смотрится небо с плывущими по нему облаками (практически, как Unreal'овское). Трассирующие следы пуль и зарево от костров, остающихся после взрывов, радуют глаз. Долго не затухающий след сигнальной ракеты ярко освещает ночную мглу. Видеофрагменты, сделанные на том же движке, что и сама игра, смотрятся просто потрясающе.
Все движения пехотинцев прекрасно анимированы и идеально вписываются в окружающую атмосферу. При попадании в них гранаты они здорово разлетаются на кучу частей. Правда, крови при этом маловато (явно пожадничали). Если попасть в руку или ногу, то они ее отдергивают, при попадании же в голову сразу валятся замертво. Можно также разбивать и прожектора, в темноте оно как-то незаметнее получается, но и сложнее. Фонари бить почему-то нельзя.
В отношении поведения противника можно сказать, что сначала он и не подозревает о вашем присутствии и спокойно позволяет расстреливать себя в оптический прицел, но зато потом, заметив опасность, начинает отстреливаться, перебегать с места на место, прятаться за уступами, холмами. При попадании в него пули, начинает забавно так ругаться. Еще одна положительная черта - у противника кончаются патроны! Если закончатся пули для автомата, начинает стрелять из пистолета, а потом просто убегает. Поэтому иногда разумным решением может быть - просто схоронится в канавке и подождать, пока у этого типа на вышке опустеет магазин.
Убийство гражданских не приветствуется - миссия сразу же считается проваленной.
Оружейный арсенал более чем разнообразен и включает массу видов оружия, начиная от пистолета и снайперской винтовки и заканчивая гранатами, базукой, противопехотными минами и тяжелыми пулеметами. У всех убитых противников следует по возможности забирать их снаряжение - при жесткой экономии патронов - весьма не лишнее.
И тут нужно учесть, что для некоторых видов оружия нужно принимать определенное положение или иметь особые навыки. Скажем, из тяжелого пулемета можно стрелять исключительно лежа, а вот из базуки никак не получится выстрелить на бегу, ножиком же может с успехом пользоваться тот, у кого сильно развита характеристика stealth (незаметное приближение). Кстати, как вы думаете - для чего нужен фотоаппарат? Не... а, не угадали - чтобы делать screenshoot'ы.
Что касается звукового сопровождения, то оно вполне в состоянии грамотно передать все переливы канонады, состоящей из топота бегущих ног, рева сирен, окриков патрульных, перезаряжающихся магазинов, журчания мотора бронетранспортера или танка, взрывов падающих бомб и гул улетающего бомбардировщика. А еще прибавьте к этому жуткий проливной дождь, шум волн, пересвист ветра и получится более полная картина. Правда, ненастье будет далеко не всегда. Побегать на ярком солнышке тоже придется, но в непогоду оно, конечно, круче.
Кстати, насчет неприятных погодных условий - в одной миссии (дело было ночью) я долго пытался понять, куда же меня занесло. Вокруг не видно ни черта, хоть глаз выколи - абсолютно черный экран. Хорошо хоть вовремя догадался поднять глаза к небу и по нему уже отслеживать дальнейшее передвижение, а то так бы и тыкался в пеньки да коряги.
Звук стука каблуков меняется в зависимости от того, бежите вы по земле, бетонному полу или металлической решетке. В лесу атмосферу приятно освежают своим чириканьем птички.
Музыкальные зарисовки - выше всяких похвал, прямо как к удачному фильму.
Любители игры по сети не были забыты и для них предусмотрена игра по модему (2 человека), сети и Интернету (до 4-х человек).
В заключение могу сказать, что игрушка получилась очень живая, интересная и захватывающая. Так что у любителей SpecOps и Rainbow Six появляется новое поле для улучшения своих командно-тактических способностей. Hidden & Dangerous вобрала в себя все преимущества своих предшественников и теперь уже на нее будут равняться будущие разработчики игр подобного жанра. Графика и играбельность заслуживают просто наивысших оценок. Давненько на игровом небосклоне не появлялось настолько интересных и зрелищных продуктов.