"REQUIEM aeternam dona eis, Domine..."
(Вечный покой даруй им, Господи...)
Начало заупокойной мессы.
Малыш безучастно поедал некое очередное создание. На этот раз попалась какая-то жесткая плоть, кровь давно ссохлась, и большой черно-красный комок никак не хотел лезть в горло. Малыш отодрал кусок кожи, надеясь, что во внутренней полости окажется хоть что-то стоящее.
Ему уже давно не попадалось чего-нибудь порядочного. Другие твари, такие же, как он, успевали подбирать все, что попадалось на их пути. Но и им доставались лишь объедки. Малыш раздраженно отодрал очередной кусок, испытывая негодование, гнездившееся где-то в недрах спичечного неразвитого мозга. Создание застонало и попыталось заслониться безжизненной рукой. Малыш лишь откусил две фаланги пальца и снова уткнулся уродливой мордой в брюхо, пережевывая свалявшиеся кишки.
Какие-то молнии вблизи перекрестили небо, появился большой огненный шар, внезапно разросшийся и так же внезапно исчезнувший. Малыш непонимающе отвлекся от трапезы. Через мгновение его челюсть, в последний раз клацнув, отлетела в сторону, ноги, сделав пару судорожных резких движений, застыли, сжав сильные с острыми птичьими когтями лапы. Незнакомец осмотрелся. У него были крылья, как у многих высших созданий, правивших Адом, но он чем-то отличался от них. Было очевидно, что ему чуждо это место, как и его законы. Было видно, что незнакомец куда-то спешит, но крайне плохо ориентируется. Он постоянно путался в бесконечных лабиринтах Ада, часто по нескольку раз попадал на одно и то же место, осаждаемый привыкшими к смерти, пахнущими полуразложившейся плотью съеденных ими трупов исконными обитателями этой воистину богом забытой земли. Натыкаясь на частично расчлененных жертв, он брезгливо отворачивался, открещиваясь бесполезными фразами.
Незнакомца звали Малакай, ему чертовски не нравился Ад, и он, лишь успев ощутить его дыхание на своей ангельской коже, уже стремился выбраться оттуда. Малакай знал, что Ад - удел Павших, но тем не менее зачем-то направился туда. Теперь его первоочередной задачей было не остаться там навечно...
* * *
Совсем немного времени прошло с того момента, как гипертрофированная башка последнего умника с радиоактивными мозгами из Half-Life разлетелась с большим треском на моем мониторе. Пора и отдохнуть какое-то время, подумалось. Но, решение временно прекратить боевые действия до прихода великого Q (в третьей реинкарнации) неожиданно обрывается появлением нового детища 3DO. Имя ему - Requiem.
3DO - вообще-то, компания, которая работает на приставочном рынке, но все чаще и чаще норовит сотворить что-нибудь и для пользователей PC, например, Heroes of Might & Magic III. Правда, 3DO только финансирует, делают-то другие, хотя бы тот же New World Computing. Или, например, Cyclone Studios, которые и сделали "Реквием".
Всякие слухи распускали разработчики про свой новый проект уже довольно порядочное время, да и скриншотами народ баловали. Но для особо несведущих поясню - вышел новый 3D shooter из цепочки Quake, Unreal, Half-Life. В ней он по праву и займет свое достойное место. Попытки продвинуть в массы всяческие Sin'ы и Blood'ы, на мой взгляд, не увенчались особым успехом. А вот у "Реквиема" есть очень недурственные шансы завоевать сердца и ума разношерстной компании геймеров.
Сделана игрушка очень качественно, придраться практически не к чему. Оружие, играбельность, захватывающий дух противоборства - все на высшем уровне! Соблюдены все качества и необходимые атрибуты наиотличнейшего shooter'а.
Короче, shoot'em up, или История начинается...
Я, Малакай (Malichi), встаю на борьбу со Злом... Я - не солдат удачи, а обыкновенный ангел.
(...Я, грешным делом, ангелов себе по другому представлял. Ну, все такие белые, в перьях, летают еще в вышине. А тут - здоровенный и небритый мордоворот с ирокезом, плавно переходящим в косичку на лысой голове. Сперва можно подумать, что для этого имиджа слесарь дядя Вася позировал. Уж больно похож. Ну ладно, какой есть, чего уж теперь, когда такое дело, в конце-то концов, ей богу...)
Между землей и небом находится великий Хаос, где самые мерзопакостные существа и имеют честь обитать. Тусуются здесь и падшие ангелы. Вообще-то, сначала они были нормальными, а опустились только потом. Ну, вы знаете, первая рюмочка погоды не делает, после первой не закусывают и т.д.
Была там некая дамочка - Lilith, из Падших (скелет женского пола с потрепанными малоразвитыми крыльями и белозубым оскалом). Так вот, она, вечно чем-то недовольная, собрала свою армию и завалила ангела Aaron'а. Чем ей этот мужик не угодил, непонятно. Видимо, как обычно, стоял на пути к абсолютной власти. Победили они тут и повалили из своего мира на Землю, захватив космический корабль, по пути сея хаос и разрушения.
(...И чего им на месте не сиделось? Ну на кой им сдалась наша грешная матушка-Земля?..)
На земле, ясное дело, сообразили, с кем имеют дело, и по-быстрому так создали Сопротивление. Их хлебом не корми, дай только в сопротивлении поучаствовать. Придется помочь этим "сопротивленцам", а то без помощи настоящего профессионала (скромно потупляю взор) у них тут ни черта (прости, Господи, за черта) не выйдет. И изгнать всех Падших и им сочувствующим к чертовой бабушке (прости, Господи, еще раз). Адрес правильный, но если точнее - в Ад.
Для начала мне предстоит выбраться из Хаоса и попасть на Землю. В Хаосе, вообще-то, ничего особенного нет. Так, только кричат постоянно какие-то недорезанные зомби, да тянут из стен свои корявые руки каркасы из человеческих тел. Все они здесь корчатся в муках адских. Ну, посадили кого-то на кол, большое дело. Вот, только, все же сковородки не хватает для полного антуража. Ладно, побродили, и будет, на Земле еще столько предстоит...
* * *
"Реквием" - это игра, которая захватывает сразу и надолго. Я, например, пока последней твари ракету в пачку не отправил, никак успокоиться не мог. Двое суток от монитора ни на шаг не отходил, все дела забросил. Но дело того стоило. Теперь, вроде, отпустило - полегчало немного. Некого более к праотцам направлять, можно со спокойной душой оглянуться на все это со стороны.
Gameplay очень хорош. Бегать и валить толпы обезумевших людишек и роботов - милое дело. Action в самом соку, так сказать. Проносящиеся перед глазами стены, туннели, взрывы от ракет и трассирующие следы от очередей, окрики патрульных и информация по радио о проникшем в зону неприятеле. Все это создает удивительную атмосферу, так знакомую со времен второго Квака. Он даже по тематике очень близок - роботы, вооружение. Кстати, если несведущий человек подойдет к монитору, где рубятся в "Реквием", то он ни за что не догадается, что тут воюют ангелы с демонами. Куда там, сплошные shotgun'ы и rocket launcher'ы вовсю сносят людишек и навороченных роботов. Ангелы - это так, для красного словца. Конечно, твари и монстры тоже имеются, но в подавляющем меньшинстве.
Раз уж разговор пошел о противниках, тогда можно порассказать и об их интеллекте. Надо смотреть правде в лицо, или куда там ей смотрят, AI тут средний. Пока спецназовцев из Half-Life еще никто не переплюнул.
Здесь же, если попадутся твари животного происхождения, например, маленькая зубастая собачка, рыба (которая сверху смотрится, как лебедь - маскировка, небось), пчела-переросток или скелетоподобный красный кащей - то первым делом в атаку и ну рубиться, ну кусаться. Мозгами их снабдить забыли. С роботами аналогичная ситуация: пришел, увидел - получи.
Люди немного более маневренны. Бегают все время туда-сюда, гранатами кидаются, в двери запросто исчезают. Если, к примеру, вы захотите в какой-нибудь комнатке схорониться в тишине за тумбочкой - все равно найдут, прибегут и пристрелят. Зато как картинно падают. Любо дорого посмотреть. Ты в него выстрелишь, а он сальто через себя и физиономией об пол - бабах! Или за шею схватится и ну из себя смертельно раненного корчить (на публику работает, гад). Если в труп из чего-нибудь мощного садануть, то куски мяса разлетаются по всему помещению, опять же в лучших традициях.
Короче, AI - не выдающийся, но и этого с головой хватает, только успевай отстреливаться. Да, в выполнении миссий есть что-то от Crusader'a: выполнил очередное задание - вернулся на базу - получил новое. И так повторяется из раза в раз.
* * *
Уф, добрался я таки до Земли, нашел лидера Сопротивления и стал ему помогать. Но сначала меня лишили крыльев, и летать (высокие прыжки) уже никак не получается. Вы представляете себе ангела без крыльев? А если бы у вас чего-нибудь важное отрезали? Вот то-то. Задания мне тут надавали какие-то детские. Здесь что, масштабно думать никто не умеет? Родина, тьфу, Земля, в опасности, а они... Тоже мне - то освободить девушку из Сопротивления, то кровь из госпиталя спереть, а то и планы другой группе передать. Они что, издеваются надо мной что ли, нашли мальчика на побегушках. Может, им и за пивом сгонять... Встретил Aaron'a. Совсем раскис, бедняга. Мы все умрем, мы все умрем... Да, поработали над ним капитально. Придется его по его же просьбе домой отправить, banish'ем заняться, значит. Так, новое задание - спереть сверхмощные пушки Railguns (если бы они знали, что они еще и сломанные все). Вот это уже ближе к делу. Кстати, девушка, которую я спас, приказала долго жить. Все так горевали, что никак меня выпускать из комплекса не хотели. Пришлось ее оживить. Я и такое умею, если поднапрячься.
Все эта Lilith никак не угомонится: периодически телепортирует меня в родной мир и натравливает всяких тварей, будь они неладны. Ну да ладно, настанет и ее черед. А вот и она, сидит на своем троне да речами сладкими заговаривает. Не выйдет... собаке - собачья смерть, а если ангелу, да еще падшему - то какая? Ладно, какую-нибудь подберем. Уф, пришлось тут немного попотеть. Все пули от нее отскакивают, как заговоренные, ракеты огибают ее по дуге (с магнитом, что ли, химичит). Пришлось приблизиться и вплотную долбить. Эка пакость, она еще своих подручных вызвала. Ничего, свинца на всех хватит...
* * *
Графика, по большому счету, не выходит за рамки второго Квака или того же Half-Life. В парочке мест я наткнулся на зеркальный пол, да иногда неплохие рисунки на стенах попадались. А так - ничего особенного. Но это и не главное. Скажите честно, вы в Half-Life на графику много смотрели? То-то. Вот и здесь - на это просто не остается времени. Звук тоже очень качественный. Завывания жертв инквизиции, шум отделенной перестрелки, взрывы - все, как и положено, добавляет свои штрихи к окружающей атмосфере. Правда, есть некоторые претензии к оружию, но об этом ниже.
Оружие в "Реквиеме" все простое, незамысловатое и без выкрутасов. Видимо, разработчики учли опыт предыдущих игрушек, где старались удивить народ чем-нибудь экстравагантным. Но чем выпендрежнее была пушка, тем хуже из нее обычно стрелялось.
Итак...
Handgun - пистолет, как пистолет. Практически малополезен, поскольку противники дохнут только от очень большого количества попаданий. Ему на смену приходит...
Combat Shotgun (модернизированный "космический" shotgun) - убивает среднего противника с одного выстрела.
Grenade Launcher - а вот эта штуковина не удалась. Гранаты выкидывает очень близко, и потом они по дурацким траекториям еще летают. Представьте себе, что вы со второго этажа запускаете гранату на первый, а она, как каучуковый мячик, подскакивает обратно и разрывается прямо перед вашим носом. Сюрприз!
Rocket Launcher - это уже по мне. Сносит, кого ни попадя. И если прежде у базук был единственный недостаток - мало в них влезало снарядов, то здесь это исправлено. Хоть 50, хоть 80 - вали, не хочу.
Sniper Rifle - винтовочка с оптическим прицелом. Правда, увеличение маловато, зато с одного выстрела убивает наповал практически любого.
Railgun - большая такая бандура с точечным попаданием (на стене остается малюсенькая точка). Разносит роботов на запчасти с одного выстрела.
Да, еще оружие не перезаряжается. Просто, если есть в обойме 400 патронов, то и стреляй, пока она не опустеет. И все же налет приставочности здесь сказался. Все оружие какое-то малошумное и плавное, что ли. Не хватает звериной мощи. Если уж бабахать из базуки, так отдачей должно на десяток метров сносить, чтоб стены тряслись, а тут все очень деликатно и сильно сглажено. И звук стреляющего автомата напоминает, скорее, мотор автомобиля на больших оборотах, нежели действительно автомат.
Присутствуют и специальные возможности. Сказалась "божественность" замысла. Приведу особо любопытные. Практически для всех них нужна "божественная" энергия, и действуют они очень ограниченное время.
Ну, во-первых, это всевозможные молнии и огненные шары, пускаемые из руки. Потом, некоторые магические пассы приводят к смерти противника (locusts). Взмахнул так дланью - и солдатик валится на пол, кр-расота.
Apocalypse - это мини-ядерный взрывчик. Все живое в округе накрывается медным тазом.
Тут даже вместо фонарика придумали - Holy Light. Не чета отстойному фонарику из Half-Life, способному осветить лишь пару прыщей на собственном носу. Тут мощный свет, освещает все вокруг, правда, недолго, зато светло, как днем.
Изгнание (Banish) - действует на ангелов. Пшикнул - и он уже там, на небе.
Любопытная способность к самолечению (Heal). Правда, она зависит от количества энергетики, но все равно. Подождал немного и восстановил все здоровье, никакие аптечки не понадобятся.
Haste - включает повышенную скорость. В определенные моменты, разработчики специально так подгадали, что двери закрываются за очень короткий промежуток времени, так что без использования своих спринтерских способностей ни черта не получится.
Warp Time - тоже забавная штуковина. Приостанавливает время. Вы бегали, как и раньше, а противники замедляются в несколько раз.
Possess - как бы это описать. Короче, выход из своей телесной оболочки. Тело остается на месте, а мы летаем вокруг него, можно залететь за угол и посмотреть, нет ли там опасности, например.
Insist - превратить врага в друга. Несколько пассов руками и вражеский солдат начинает стрелять по своим. Правда, если своих не оказывается поблизости, то все пули сыпятся на вашу голову.
Resurrect - воскрешать мертвых, вот это милое дело. Но сначала нужно осмотреть труп. Если у него недостает какой-нибудь части тела (ноги там или головы), то воскресить его не удастся. После воскрешения новоиспеченный воин начинает беспорядочно бегать. Стрелять по вам он уже не будет. Если появится желание использовать его в своих интересах, то надобно толкать его в нужную сторону. Сам он того, без мозгов. Постоянное подталкивание своей "воскресшей" армии из нескольких живых мертвецов, конечно, явится неплохим подспорьем в серьезной схватке, но все же порядком надоедает собирать этих разбегающихся "тараканов" и пинать в нужном направлении.
Предусмотрена поддержка мультиплейера. Сеть, модем, Интернет. Разработчики, по примеру Diablo, включили программы поддержки, позволяющие бесплатно поиграть на нескольких серверах. Видать, рассчитывают на широкий размах своего проекта, и не без оснований. Вот их адреса: www.mplayer.com, www.heat.net, www.zone.com.
В заключение могу с полной уверенностью сказать, что если возникнет желание приобрести Requiem, то затраты полностью окупятся отличным настроением, выбросом адреналина и встряхиванием своей нервной системы. Время от времени ей это необходимо. Игра того стоит. Ведь два из трех геймеров - страстные поклонники 3D shooter'ов, а остальные сильно склоняются в эту сторону. Подумайте над этим, ведь настоящие хиты появляются не так часто.
* * *
Вот, наконец, расправившись с матерью всех зол Lilith, получаю новое задание - взорвать генератор. Хоть что-то полезное. Ладно, помогает мне в этом сам лидер Сопротивления. Но, какая сволочь, он оказывается замаскированным Падшим Ангелом. Под личиной приличного человека скрывался, пакость. Так, нужно лететь за ним на космическую станцию (что-то мания у них какая-то - массу shooter'ов на космической станции с последующим взрывом заканчивать). Дорогу преграждает армия роботов, но у этих железяк, в отличие от ангелов, мозги так и не прорезались. Когда их ожидает быстрый и безболезненный конец - лишь вопрос времени. Все, последний крылатый демон остался. Никак, сам Люцифер? Опять умирать все не хочет и не хочет (больно уж жить полюбил), придется в очередной раз попотеть. Интересно, а куда девается хозяин Ада после смерти - ведь он и есть самое ее воплощение.
Кончина Зла Всех Зол сопровождается мегавзрывом станции. Все. Больше плохих парней не осталось. Можно и на покой. Кстати, надо еще на Землю наведаться. Как там дела. Ба, все тихо, мирно - сидят все по барам да пиво глушат. Мир спасен. Да, мне еще и памятник поставили. Стою такой во всем белом, широко расправив крылья. Их потомки мной еще гордиться будут.
"Упокой же Господи души тех несчастных, которые в силу разных заблуждений имели несчастье встать у меня на пути"...- нараспев изрек Малакай, пряча shotgun в чехол и доставая из ящика немного потрепанные и запылившиеся крылья. Пора на небо...
* * *
...Звучит Реквием...
Малакай рассматривал новое творение человеческой глупости. В центре площади возвышался белый, раскинувший крылья монумент. Это подобие соляного столба олицетворяло его. Недавно отшлифованный камень сверкал на солнце. Вскоре он покроется птичьим пометом, скоро дождь и время сделают свое дело и его избороздят трещины. Но сейчас он стоял, величественно воздев глаза к небу, с которого он спустился. Малакай постоял еще недолго. Приветствовавшая его толпа уже давно разошлась. О ней напоминали лишь валявшиеся на тротуаре огрызки и какие-то кичливо яркие обертки, которые, играя, ветер перегонял от одной обшарпанной стены к другой. Малакай облокотился на постамент. Привычно вздулись вены на жилистой руке, отмеченной еще несколькими шрамами. Он не без труда прочитал трафаретно выведенные чьей-то рукой буквы, сливавшиеся с общим фоном: "Великому стражу Света, поправшему Ад, бессмертному Малакаю". Пустые, ничего не значащие слова.
Большинство пришедших его чествовать так и не знало, ни что он делал, ни что произошло в их мире. Но людям всегда была свойственна помпезность, поэтому они и решили возвести ему статую, одну из тех бесчисленных и безликих, что украшают старые, давно уже не посещаемые людьми храмы. Малакай встал и расправил снова появившиеся сильно потрепанные крылья. Пора была возвращаться на небо. Там его ждал давний приятель Аарон. Они были победителями. Теперь уже никто не вспомнит, что Аарон трясся, как схваченный с поличным мелкий грешник. Никто не вспомнит о бессмысленности бойни, никто не вспомнит, что все сопротивление возглавлял сам Дьявол, никто не вспомнит, что лишь случай позволил избежать им вечных мук. Сейчас они были победителями. Сейчас они могли позволить себе роскошь расслабиться, забыв об увиденных ими ужасах, о полуживых трупах, о той агонии, что царила внизу где-то. Сейчас они были далеко оттуда. Аллилуйя...
...Звуки Реквиема становятся все глуше и затихают в вышине...