Когда много лет назад появился Jagged Alliance, я не предполагал, что он станет моей любимой игрой на долгие годы. Уникальное сочетание пошаговых боев с RPG, приправленное намеком на экономику. Сейчас я уже не смогу однозначно ответить, что именно меня покорило - бои на уровне отделений или характеры наемников и их взаимоотношения друг с другом. Так или иначе, далекий остров Метавира, на котором происходило действие игры, надолго приковал мое внимание, иной раз даже в ущерб работе. А незабываемые реплики, которыми разражались наемники - "Хорошо, хорошо, я буду работать на тебя, проклятый капиталист" (Иван Долвич), "Leave me alone, I'm busy" (Fidel). Это была первая игра, в которой русскоязычный персонаж говорил, пусть на не совсем чистом, но русском языке. И реплики его писались тоже по-русски! Вообще, надо сказать, что в Jagged'е каждый наемник разговаривал с акцентом, свойственным его национальности.
Вышедшее дополнение под названием Jagged Alliance: Deadly Games, вызвало некоторое недоумение. Вместо нелинейного сюжета - фиксированная компания из 60 миссий. Причем на прохождение каждой миссии отводится определенное количество ходов, так что в засадах не посидишь. Зато появились многопользовательский режим и редактор уровней. А раз есть редактор, значит, прохождением официальной кампании игра не заканчивается. Еще долго я проходил различные самодельные кампании, выкачанные из Интернета.
Спустя три года SirTech выпускает долгожданное продолжение Jagged Alliance 2: Feeding Ground (в локализованная версия от компании "Бука" называется "Агония Власти"). Именно продолжение, а не новую игру с прежним названием. Я не имею в виду внешний вид, не пугайтесь, 320 на 200 и 256 цветов не будет. Большинство прежних наемников остались, появились новые лица. Кое-кто понял, что самому рисковать своей жизнью слишком накладно и сменил род деятельности. Спек, популярный механик вместе с Биффом ушел из AIM и основал собственное агентство с очень низкими ценами. Но вернемся к игре.
Итак, на этот раз судьба заносит нас в Арулько. 256 секторов, каждый из которых может уходить вглубь земли еще на три уровня. Есть где развернуться и проявить свой тактический и стратегический гений. Война против злой королевы Дейдранны за деньги ее бывшего мужа. На мой взгляд, вознаграждение за освобождение страны не слишком велико. Одно дело - маленький остров Метавира, который захватил террорист, а совсем другое - целая страна, с инфрастуктурой, армией, городами. Видимо, у вас, как командира наемников, есть свои скрытые до поры, до времени причины желать освободить Арулько.
В отличие от первой части, нет нужды захватывать и оборонять сектор за сектором. Ценность представляют только города. Только в городах возможна тренировка ополченцев. Причем ополченцы будут защищать только свой город. Зато ополченцев можно нанять и обучить до 20 человек на сектор. И иной раз этого бывает мало.
Важным элементом успеха является наличие стабильного дохода. Деньги нужны в первую очередь для оплаты услуг наемников, так как ни один уважающий себя солдат удачи не станет работать ради даже самой великой и благородной идеи. Им нужны деньги, причем авансом. На втором месте находятся расходы на боеприпасы и амуницию. Но где взять деньги тем, кто ничего не создает, а лишь разрушает? В отличие от первой части игры, где доход приносили лишь лекарственные деревья, да редкие денежные клады, во второй части возможностей заработать денег неизмеримо больше. Перечислю некоторые.
Доход от серебряных и золотых шахт. Главный источник дохода. Объем денежных поступлений напрямую зависит от отношения местных жителей к вашей персоне. Чем выше доверие, тем лучше работают шахтеры, и тем больше денег вы получаете. Наряду с аэропортом Драссена, шахты являются наиболее атакуемыми целями. Причем, их атакуют не только солдаты Дейдранны, но и чудовищные жуки, с первой жертвой которых вы встречаетесь в госпитале Камбрии.
Второй статьей дохода являются различные задания, даваемые вам местными жителями. В основном, это конечно, заказы на убийство. И не всегда это убийства людей. Старый знакомый Микки О'Брайен теперь занимается добычей редких животных или их частей, так что пристрелив пару-другую кошек-убийц, вы можете немного заработать.
Еще деньги можно заработать, выступая на ринге. Причем, доход от боев вполне сравним с доходом, приносимым шахтами. Главное, чтобы ваш боец был профессионалом по рукопашному бою и отличался недюжинным здоровьем.
Что меня покорило в первом Jagged Alliance, это взаимоотношения между наемниками. Помимо уникальных боевых характеристик, каждый из бойцов обладает собственным характером и собственным отношением к другим наемникам. Гамма этих отношений простирается от лютой ненависти до любви. Причем все это выясняется уже на поле боя. К сожалению, лучший способ узнать взаимоотношения персонажей - это смерть. Если в одном отряде оказываются близкие люди (любовники, однополчане...), то в момент смерти одного из них, оставшийся в живых разражается речью о том, какие у них были отношения с покойным. Иногда отношения выясняются при разрывании контракта. По ходу боевых действий меняются не только боевые навыки, но и характер, и отношение к напарникам.
Интересной особенностью "Агонии Власти" является наличие большого числа неигровых персонажей, с которыми можно и нужно общаться. А риск подстрелить какого-нибудь несчастного во время боя придает стрельбе некоторую изюминку. От неигровых персонажей можно получить информацию, нанять их на работу, в конце концов, подрядиться выполнить для них работу. Конечно, совершенно не обязательно беседовать с неигровыми персонажами, можно обойтись и без лишнего трепа, но это сразу сужает круг возможностей. Например, не дав взятку сторожу в аэропорту Драссена, вы рискуете не досчитаться кое-чего из покупок, а, не наняв Айру, вы обрекаете себя на войну с фермерами. И таких примеров очень много.
Учитывая протяженность страны (переход из одного сектора в другой занимает около двух часов), появилась возможность и необходимость применять транспорт. В качестве транспорта используются джипы и вертолет. Для того чтобы безопасно летать над Арулько, необходимо подавить местную систему ПВО. Это также позволит перенести место высадки вновь нанимаемых наемников из Омерты в любое удобное вам место. Очень долго ждать пока вновь прибывшие доберутся до передовой, рискуя нарваться на армейский патруль.
Еще одно существенное отличие "Агонии Власти" от Jagged Alliance состоит в том, что жизнь в Арулько не прекращается с наступлением вечера. Если есть желание, боевые действия можно вести и днем и ночью. Правда, к исходу вторых суток наемники валятся с ног от усталости, так что время от времени им нужно давать возможность отдохнуть. Спят наемники как малые дети - часов по 8-10.
До 18 человек увеличилось максимальное количество наемников, которых вы можете нанять на службу. Но в одном отряде, по-прежнему может быть не больше 6 человек. "Лишних" можно определить в дополнительные отряды или дать им персональное задание, например, заняться починкой вооружения или тренировкой ополченцев. Не последнее место занимает отдых и самосовершенствование.
Несколько слов о различных нововведениях в арсенале. Наконец-то появилась возможность укомплектовывать оружие более чем одним приложением, например, теперь можно навесить на винтовку сошки и оптический прицел. Значительно расширен арсенал, количество единиц наименований оружия выросло в несколько раз. У автоматического оружия появился-таки режим автоматической стрельбы, чего так не хватало в первой части.
Локализация, выполненная Букой, заслуживает отличной оценки. Подбор голосов и интонации соответствуют характерам персонажей. Один из минусов локализации, связанный, скорее всего с "неправильностью" русского языка, заключается в том, что фразы, которые генерируются по маске иногда выглядят не совсем корректно. Некоторые названия предметов не умещаются в отведенное для них место, но это опять издержки русского языка.
Несколько советов о том, как дольше прожить в бою. Это не руководство, как проходить конкретные сектора. Во-первых, я не люблю такие руководства, а во-вторых, расположение врагов вычисляется случайным образом. Возможно, некоторые из них покажутся вам само собой разумеющимися, другие вы знали и до меня, но, в любом случае прочтите, вполне возможно они помогут сохранить жизнь и здоровье вашим наемникам. Итак:
* Выходите из-за угла боком, это поможет избежать вражеских прерываний (Alt и click)
* Используйте окружающие предметы для защиты. Но помните, что деревья, а тем более кусты легко пробиваются пулей.
* Старайтесь атаковать врагов с нескольких направлений.
* Используйте скрытный режим в моменты отсутствия врагов. Зачем позволять врагу делать первый выстрел?
* Старайтесь оставлять наемникам очки действия, чтобы они могли, как минимум, присесть в конце хода.
* И последнее, не поворачивайтесь к врагу спиной.
Подводя итог, хочу сказать, что, на мой взгляд, жанр серии Jagged Alliance определяют не совсем корректно. Это не просто пошаговая стратегия с элементами RPG, это симулятор жизни наемника. Не знаю, как вас, а я всегда с интересом читаю книги и смотрю фильмы про спецназ. Теперь у меня и у вас появилась возможность на своей шкуре ощутить всю экзотику и опасности солдата удачи.
Да, ради интереса, посмотрите информацию о создателях и вглядитесь в фотографию. Вас ждет несколько сюрпризов.