Вместо предисловия, должен сразу честно признаться, что за последние полгода я, впервые просидев, не отрываясь, за новой игрушкой более 4 часов подряд, не только не потерял желания играть дальше, а наоборот "влюбился в нее по уши" и получил стойкое желание дойти до конца. Так как я уже игрок со стажем (не менее 10 лет), то такое проявление чувств мне уже не свойственно. За последний год только две игры вызвали во мне аналогичные эмоции - Half-Life и Heart of Darkness, их я с удовольствием прошел до конца и ни секунды об этом не жалею. И вот, наконец, опять блеснул луч света в темном царстве игровой индустрии. Позвольте представить Вам нового кандидата на попадание в мой личный список лучших игр. Это долгожданная (по крайней мере, для меня) игра Outcast от компании Infogrames.
Эта игра практически не поддается простому "разложению по косточкам". Потому что общее впечатление от нее полностью перевешивает отдельные шероховатости или просто нестандартные подходы, которые Вам могут Вам встретиться. По этой причине дальнейшее изложение может быть несколько нелинейным и сбивчивым, но, надеюсь, интересным.
Начнем, как это принято, с сюжета. По этой части у игры явно наивысшая оценка. На мой взгляд, сюжетная линия представляет собой кипучую смесь фильма "Звездные врата" и игрушки "The Dig", причем точного повторения ни того, ни другого нет. Одним словом, предыстория событий такова.
Разработанная профессорами William'ом Kaufmann'ом и Anthony Xue в 1999 году теория существования параллельных вселенных обрела, наконец, свое экспериментальное подтверждение. 5 июня 2002 года удалось установить стабильный коридор на одну из планет параллельной вселенной. Тут же туда был направлен механический разведчик, который начал транслировать на землю обворожительные пейзажи, среди которых находились явные признаки чужой цивилизации. Но вдруг идиллическая картинка была нарушена вторжением гуманоида странного вида, который в считанные секунды расстрелял разведчика из неизвестного оружия.
В мгновение ока колоссальный успех обернулся вселенским катаклизмом. На месте старта разведчика образовалась пространственно-временная дыра, медленно увеличивающаяся в размерах и поглощающая все на своем пути. Созванный совет по чрезвычайным ситуациям во главе, как обычно, с президентом США вынес решение о немедленной отправке специальной команды для ремонта робота-разведчика. В нее вошли William Kaufmann, Anthony Xue, Marion Wolfe (специалист-биолог) и Cutter Slade, герой-спецназовец, в роли которого Вам и придется выступать в игре. Отправка прошла без проблем, но очнулся Cutter совсем не там, где ожидал, без оборудования, без своих коллег, на кровати в поселении гуманоидов странного вида. Вот тут-то и начинаются его приключения, некоторые аспекты которых я приоткрою Вам дальше.
Все вышеперечисленные напасти, показались нашему герою мелочными, когда он с удивлением обнаружил, что его прибытие совпало с предсказанным местной религией появлением Мессии, способного спасти мир Adelpha (так называется эта планета). Все его попытки вступить в дискуссии по этому поводу наталкивались на стену черного непонимания, и даже веский аргумент о том, что у него уже есть задача по спасению другой вселенной, не помог ("волшебная сила" религии, что Вы хотите). В результате, между ним и главой местных повстанцев был заключен "компромиссный" договор: повстанцы бросают свои силы на поиски злосчастного робота и потерявшихся членов экипажа, а Cutter Slade, тем временем "быстренько" спасает местный мир. И что прикажете делать в этой ситуации? Приходится идти и спасать...
А мир планеты Adelpha, совсем не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Для начала Вам придется путешествовать по 6 совершенно различным регионам, которые отличаются друг от друга практически всем (климатом, флорой, фауной и даже профилирующим занятием местного населения). Каждый из регионов очень большой, так что его можно смело называть миром. А связь между этими мирами осуществляется через специальные порталы, оставшиеся от древней цивилизации.
Но, кроме чужих миров, Вам придется столкнуться и с совершенно незнакомой системой верований и организации общества. Хотя, пожалуй, я несколько покривил душой, все, что Вы увидите, не так уж и чуждо человеческой природе. Религия хоть и иная, но вполне постижимая, а организация общества в момент Вашего прибытия больше всего напоминает обычный тоталитарный режим, как и положено, со злым тираном по имени Fae Rhan во главе.
А где тирания, там и сопротивление, в лице доблестных повстанцев, тратящих все свои силы в этой борьбе. И кто, как не опытный спецназовец, да еще обличенный властью Мессии, может помочь им в этой борьбе. Так что Cutter Slade оказывается вполне в своей тарелке.
Правда, борьбу Вам придется вести в основном не тактическими силовыми методами, а стратегически правильными шагами, т.к. открытая конфронтация с силами Fae Rhan невозможна по причине их многочисленности и отличной организации. Так что готовьтесь стать еще и партизаном.
Для начала Вам предлагается разыскать четыре древних артефакта под загадочным названием Mon, которые по легенде должны помочь Мессии свергнуть злого тирана. А попутно можно еще и, заручась поддержкой местного населения, наладить саботаж производства основных ресурсов для армии неприятеля.
Но, при всей похожести на Землю, мир планеты Adelpha живет по своим законам, и если Вы не станете их соблюдать и внимательно изучать, то Ваш герой так и останется изгоем (кстати, именно так переводится название игры). Героем-одиночкой, который вряд ли сможет спасти как эту планету, так и свою собственную (не забывайте, Вам предстоит спасти сразу два мира!).
Самый простой и быстрый путь получения знаний - это общение. И, приготовьтесь, его в игре будет предостаточно. Многие часы Вы проведете в беседах с местными жителями, по маленьким кусочкам собирая в своем мозгу мозаику этого мира и всего того, что в нем происходит. Причем практически все жители планеты с радостью поделятся с Вами полезными сведениями, в этом содействует Ваш религиозный статус Мессии.
Причем нельзя сказать, что процесс общения выглядит слишком утомительным. От Вас не потребуется беседовать с каждым обо всем и по много раз. Как правило, Вас направляют к какому-нибудь конкретному Tallan'у (так зовут местных жителей), и там Вы получаете очередной кусочек мозаики (в виде предмета или информации). И так продолжается до тех пор, пока Вам не станет окончательно ясно, что делать.
Кстати, весьма интересно реализован поиск нужной Вам персоны. Представьте себе уходящие к горизонту рисовые плантации Shamazaar'а, и несколько десятков Tallan'ов, работающих на них. Как тут отыскать нужного "человека" по имени Illon, когда для любого землянина все они практически на одно лицо?
И тут на выручку приходит золотое правило: "Язык до Киева доведет". Именно так, подходим к первому встречному и спрашиваем, не видел ли он Illon'а. Поскольку между Tallan'ами существует глубокая внутренняя связь, Вы можете получить только два варианта ответа. Либо Вам укажут точное местоположение разыскиваемого (вплоть до указания на него пальцем, если он рядом), либо дадут направление движения (например, ищи его на северо-востоке отсюда). Во втором случае Вы можете смело двигаться в указанном направлении какое-то время и там повторить всю процедуру. Как правило, я находил нужного мне индивида с 2-3 итераций, что вполне приемлемо даже с точки зрения математики.
Итак, мы выяснили, что первичным для Вас является общение и познание мира, но не стоит забывать и о более приземленных вещах. В процессе общения перед главным героем встает ряд задач, которые ему необходимо выполнить для достижения глобальных целей или просто для поднятия собственной репутации. Кстати, все задачи автоматически попадают в NoteBook и, по мере выполнения, окрашиваются соответствующим цветом. Причем в эту записную книжку еще попадают и все полезные сведения, которые Вы можете почерпнуть из бесед с Tallan'ами, так что для освежения памяти Вам достаточно всего лишь открыть соответствующую страничку.
Язык Tallan'ов изобилует различными терминами, в основном религиозного происхождения, поэтому в "боевой набор" Cutter'а входит еще и автоматически пополняемый словарь. Весьма полезная вещь, особенно в начале игры, когда с местной терминологией еще туго.
Но не думайте, что всего в этой игре можно добиться мирным путем. Иногда придется и повоевать, причем с превосходящими силами противника. А вот для этого у господина Slade есть очень неплохой арсенал. Правда, его еще придется найти (а иногда и выкупить), т.к. в момент прибытия новоявленного Мессии весь его арсенал был растащен набожным местным населением как предметы культа.
Всего в вашем распоряжении может оказаться 6 различных видов оружия. Начиная от простого пистолета и оптического ружья и заканчивая гранатометом, огнеметом и лазером. Кроме того, каждый вид вооружения может претерпеть 3 модификации, после чего его можно использовать как в штатном, так и в улучшенном режиме. Таким образом, получается 24 различных режима стрельбы.
Сложнее обстоит дело с боеприпасами. Для их пополнения существует три способа. Во-первых, патроны можно найти, т.к. местные жители растащили их по разным закоулкам. Во-вторых, их можно купить у торговцев "предметами культа". Причем, когда Cutter'у впервые предлагают купить его же собственное оборудование, он долго возмущается и говорит: "Это равносильно тому, как если бы я пришел тушить Ваш горящий дом, и Вы мне предложили бы купить в нем воду по сходной цене". (Кстати, недоумение и чувство юмора практически не покидают героя на протяжении всей игры).
И, наконец, третий способ весьма интересный. Нужно найти местного умельца (Recreator зовется) и показать ему необходимый вид патрона, причем иметь хотя бы несколько штук для примера нужно обязательно. Он скажет, сколько и какого "местного материала" ему нужно принести, для воспроизведения этих боеприпасов. У него же Вы сможете узнать, где искать эти "местные материалы". А дальше все дело за Вами, собираете материал, получаете патроны (дешево и сердито).
Кроме оружия, в рюкзачке Cutter'а водится масса полезных предметов, которые помогают как в бою, так и в мирное время. Давайте посмотрим на некоторые из них.
Первый предмет, который попадает к Вам в руки, выглядит как красивый золотистый кристалл и зовется GaamSavv. И как многие, наверное, догадались, позволяет сохранять состояние души играющего в любой момент времени (Game Save, короче). Но правда на этот ритуал (не побоюсь этого слова) требуется время и желательно уединенное место (так что во время боя ЭТО никак не наколдуешь!).
От сына лидера повстанцев мы получаем бинокль, но не простой, а с возможностью рентгеновского зрения. Очень полезный режим, в котором можно легко оценить силы противника даже в закрытом помещении.
Дальше есть несколько переносных телепортов. Для их использования достаточно оставить приемную часть в нужном месте, а затем воспользоваться передатчиком (чертовски удобно для экстренной эвакуации с поля боя). Причем эти приборы многоразовые и этим особенно ценны.
А еще в Вашем загашнике есть любимая игрушка Шварценегера и Duke Nukem'а - переносной голографический проектор. Ох, и большой же сюрприз ожидает врагов, клюнувших на эту уловку.
Кстати, пора уже сказать несколько слов и о противниках. Не зря ребята из компании Appeal расхваливали свой продвинутый AI, на деле все оказалось очень забавно. Противники ведут себя адекватно ситуации. Например, если Вы нападаете на немногочисленный лагерь воинов, да еще и внезапно, то первое, что сделают эти хорошо экипированные вояки, это бросятся искать себе подходящие укрытия. Но зато, если Вы ослабите натиск атаки, враг тут же перегруппируется и начнет контрнаступление, хотя если Вы уже сильно потрепали его силы, то может и броситься наутек.
Часто в группах солдат есть старший по званию. Я называл его, про себя, офицер. Так вот, мало того, что он, как правило, лучше вооружен, он еще явно руководит остальными. Солдаты в его присутствии более координировано перемещаются и практически не паникуют, не бегут. Поэтому, если Вам удастся убить его первым, это намного упростит все дальнейшее сражение.
Но продвинутый AI проявляется не только у людей, но и у представителей местной фауны. Сцепившись однажды со стаей из 5 Gamor'ов (что-то среднее между волком и тигром), я был просто поражен, как слаженно они меня атаковали, но стоило мне убить двоих, и оставшиеся предпочли отступить, признав победу за мной. Правда, я ее все равно закрепил, догнав их, но, согласитесь, весьма интересный факт.
Ну, раз уж я завел речь о животных, то нельзя не вспомнить местных тружеников Twon-Ha (помесь страуса и ослика, по крайней мере, по виду и звуку), которые используются на Adelpha, как лошади. При желании Вы сможете прикупить себе такую лошадку в собственность, что значительно сократит время поездок на большие расстояния.
Теперь о графике. Она в игре просто классная, и это притом, что максимально возможное разрешение только 512х384. Но главное, это то, что она воксельная... Вам это ни о чем не говорит? Тогда посмотрите на картинки. Такого трехмерного и, не побоюсь этого эпитета, неровного мира, я уже давно не видел. И разрешение картинки здесь совсем не самое главное (я лично играю в 320х240), потому что авторы насытили игру всеми подобающими эффектами (для вескости процитирую: "Gouraud Shading, Colored Lighting, Texture Mapping, Mip-mapping, 32 bit Z-buffering, Bilinear Filtering,..."). И это несмотря на то, что никакие 3D ускорители игра не использует напрочь. Только MMX. Правда, это налагает некие требования на качество Вашего компьютера, но не слишком жестокие по нашим временам.
Дальше, звук. Это просто отдельная песня. Шаги по снегу, плеск воды, шуршание песка... Все очень натурально. Музыка занимает весь второй компакт, да еще какая. Симфоническая. В исполнении Московского симфонического оркестра и хора. Да еще и темы меняются не абы как, а строго в зависимости от ситуации (например, во время боя - такая тревожная, несколько бравурная мелодия не даст Вам расслабиться). Одним словом, класс.
Несколько непривычно поначалу управление. Герой двигается в сторону нажатой клавиши курсора, а мышка поворачивает камеру. Таким образом можно заставить Cutter'а бежать вдоль экрана или даже прямо на играющего. Но в процессе игры я не только привык к такой оригинальности, но и оценил ее сильные стороны (особенно во время маневров в бою, всегда находишься лицом к противнику).
Даже и не знаю, какой сделать для Вас заключительный вывод. На мой взгляд, это просто шедевр. Возможно, я просто неистребимый романтик, но эти приключения затянули меня с головой. И причем, я до сих пор до конца не знаю, в чем же подвох сюжетной линии. А подвох там явно есть, так как первый найденный мной древний артефакт Mon оказался земной компьютерной платой!!! Но в чем подвох??? Попробуйте разобраться Вы. А я пойду играть дальше.