Известная своими quest'овыми сериалами компания Sierra решила на сей раз потрясти общественность третьей серией Gabriel Knight. Те, кто вспомнили сейчас перегруженный полноэкранным видео Gabriel Knight II, наверное, решили, что я иронизирую, говоря о потрясении. Ничуть не бывало. Новый движок, разработанный для этой игры, действительно представляет собой революцию в жанре adventure. Но сначала о сюжете.
На сей раз внимание Джейн Дженсен (Jane Jensen), автора сериала, привлекла изрядно уже поднадоевшая игравшим во всякие Broken Sword'ы тайна тамплиеров. Как известно, могущественный и богатейший орден Рыцарей Храма в начале XIV века был разгромлен и уничтожен с подачи французского короля Филиппа IV. Множество тамплиеров было подвергнуто пыткам и казням, но главной своей цели король так и не добился - сокровища ордена остались ему недоступны. Филипп умер вскоре после того, как главный магистр ордена проклял его на костре. Неудивительно, что подобные события послужили основанием для многих мрачных и романтических легенд. Согласно одной из них, сокровища тамплиеров зарыты где-то возле французского городка Рене-ле-Шато (Rennes-le-Chateau). Там и разворачивается основное действие игры.
А начинается все с того, что герой сериала Gabriel и его помощница Grace Nakamura получают приглашение от французского аристократа, в чьих жилах течет королевская кровь. Прибыв в замок, они узнают, что хозяина мучают странные видения, основанные на семейных преданиях о вампирах и загадочной оккультной секте кровососов. Принц подозревает, что следующей жертвой эта малосимпатичная организация выбрала его недавно родившегося сына. Гэбриэл обещает позаботиться о безопасности ребенка, но... если бы ему это удалось, во что бы мы играли? Короче, в первую же ночь малютку похищают. Гэбриэл и Грэйс пускаются в погоню. След похитителей приводит их в Рене-ле-Шато и здесь обрывается.
Нашим героям предстоит провести в этом подозрительном городе всего 3 дня, но они будут так наполнены событиями, что мало не покажется. Чтобы спасти ребенка, им придется раскрыть тысячелетнюю тайну города. Их внимание привлекает фигура приходского священника, жившего здесь в конце XIX века. В 1891 году сей служитель Христа обнаружил в городском соборе некий таинственный пергамент, написанный за сто лет до того. Священник уехал в Париж, чтобы расшифровать манускрипт; оттуда он, доселе бедный, как церковная мышь, вернулся миллионером. Он истратил огромные суммы на обновление церкви, однако богоугодность этого занятия вызывала определенные сомнения, ибо установленные им в храме статуи и орнаменты были уж больно неканонические, если не сказать еретические. Например, была там статуя св. Марии и Иосифа - у обоих на руках по младенцу. Несколькими годами позже священник-миллионер внезапно умер и, что любопытно, по неизвестной причине не получил отпущения грехов, положенного каждому честному католику на смертном одре.
Пока наши герои разбираются с событиями столетней давности, в город прибывает группа туристов, которые по совместительству оказываются охотниками за сокровищами. (А вы думали, это только вы такие умные, что сразу подумали о связи между манускриптом, внезапным обогащением священника и кладом тамплиеров? Как выясняется, не только.) В этой группе, кстати, фигурирует и знакомый по прошлым сериям детектив Мозли (Detective Mosely); общая же ее численность - от 10 до 15 персонажей, пока неизвестно точно. И, что самое интересное, в лучших традициях Агаты Кристи выясняется, что каждый из этой компании может быть виновен в похищении младенца.
Например, грубый и несимпатичный австралийский авантюрист John Wilkes. Или на редкость скрытный итальянец Vittorio Buchelli, прибывший отдельно от прочих. Он говорит, что приехал на поезде, но никакой поезд в этот день не в городе не останавливался. Или эксцентричная пара, состоящая из экзальтированной леди Ховард и ее компаньонки Эстелл, явно имеющих какую-то тайную цель... (Кстати говоря, озвучивают этих персонажей известные актеры, включая даже номинантов "Оскара", так что можете сделать вывод о добротности и стоимости проекта.) Чтобы распутать зловещую тайну, нашим героям придется не только обследовать помещения и напрямую говорить с персонажами, но также заниматься слежкой и подслушиванием. И вот теперь самое время сказать о движке.
Движок полностью трехмерный. Наконец-то из комиксоподобной условности quest превращается в аналог реальной жизни. Никакого ползанья мышкой по неподвижной картинке. Никакого клика на предмет в inventory с последующим просмотром двухминутного ролика. Если вам надо на что-то посмотреть - подходите и смотрите. Если надо сделать - делаете. У программистов ушло полгода на разработку только вспомогательного инструментария, прежде чем началась основная работа. Зато и результат налицо - движок во многом превосходит те, что ныне используются в 3D-action.
Вы можете переключаться на виды, как от первого, так и от третьего лица, причем в последнем случае можно как угодно менять положение камеры, приближать и удалять изображение - при этом вы по-прежнему будете слышать диалоги, даже если герои окажутся за пределами кадра. Хотя в каждом помещении имеется 4 позиции камеры по умолчанию, полезно бывает посмотреть на мир под другими углами - вы можете заметить то, что скрывал стандартный вид, например, скрещенные пальцы на руке персонажа. Да, да - у персонажей шевелятся отдельные пальцы и меняется выражение лиц.
Динамическая система детализации устанавливает качество текстур и количество полигонов в зависимости от расстояния, так что при приближении к объекту он не превращается в нечто пятнисто-ребристое. К примеру, лицо на близком расстоянии состоит более чем из 250 полигонов. Конечно, говорить о фотореализме пока не приходится, и все-таки - графики такого уровня мы еще не видели, тем более в quest'ах. Конечно, за это приходится платить. Помещения меньше, чем привычные нам по всяким Tomb Raider'ам залы, и при переходе из одного в другое происходит некоторая задержка на подгрузку. Но с этим вполне можно примириться, тем паче учитывая, что игра должна приемлемо идти даже на Pentium 133 с 32М RAM.
Кстати, подобное качество графики позволило в деталях воссоздать многие реальные интерьеры - в частности, внутренность церкви Рено-ле-Шато, по словам видевших игру и фотографии, отображена с удивительной точностью. Любопытно, кстати, что одним из мотивов, вдохновивших автора игры, стала тайная символика различных средневековых европейских изображений, где определенные геометрические символы были масонскими и тому подобными аллегориями. Подобная символика будет встречаться и в Gabriel Knight III и играть свою роль в загадках. Героям и игроку в этом поможет включенный в игру справочник по оккультной информации, именуемый почему-то SIDNEY.
Другая возможность, появившаяся благодаря трехмерному движку - это упомянутые слежка и подслушивание. Если вы подойдете слишком близко, вас заметят, и вы не получите никакой информации, а если будете держаться слишком далеко - не увидите и не услышите того, что надо. При этом игра идет в реальном времени, и персонажи не будут услужливо ждать, как в обычных quest'ах, пока вы займете нужную позицию.
Кончится же вся эта история, в которой переплетаются средневековье и современность, мистика и реальные факты, разумеется, раскрытием многочисленных тайн, и не только тех, что послужили завязкой для сюжета. Дженсен, в частности, преподнесет нам свой собственный взгляд на масонство. Прояснятся также и родовые тайны самого Гэбриэла, которые, к удивлению проходивших первые две игры, тоже связаны с историей Рене-ле-Шато.