Что за лихорадка охватывает любителей футбола в декабре? Очередные туры Лиги Чемпионов? Национальные чемпионаты Италии или Англии? Межконтинентальный Кубок?
Нет, каждый год в декабре выходит она - королева футбольных симуляторов FIFA. Каждый раз мы получаем немного не то, что ждем, но продолжаем играть и надеяться, что в следующий раз нас не обманут, и мы все-таки увидим настоящий симулятор, а не аркадный футбол. Наконец-таки мы этого дождались.
Красота везде.
После Euro 2000, на мой взгляд, провального проекта, нам, наконец-то, показали, что такое хорошая графика. Движок игры был сильно переработан, что привело к заметному увеличению качества обработки текстур и детализации. Теперь футболисты похожи на футболистов, а не на вышибал с рынка, у которых плечи шириной с мой книжный шкаф. Сильно увеличилась детализация самих игроков: теперь вратарь "Арсенала" Дэвид Симэн, не имеет около тысячи двойников в других командах, а наделен оригинальным лицом и прической и практически не отличим от оригинала. На этот раз EA решили досконально изучить многих ведущих футболистов, что очень даже радует. Наконец-то лысый Хуан Верон из "Лацио" действительно стал лысым, а то такой шевелюре, с какой он бегал по футбольному полю в FIFA 2000, позавидовал бы любой металлист. Появилось множество фенечек, таких как реклама на майках, логотип клуба, шнурки на бутсах. Сетка на воротах развевается как настоящая, так и хочется вогнать туда кожаную сферу. Поле смотрится весьма неплохо, прям как на лучших полях Англии. Появились лайнсмены, тренерская скамейка, служба безопасности в желтых балахонах. Тут EA можно смело ставить большую жирную "пять". Единственное, что так и не подверглось изменению, - это трибуны с болельщиками, они все такие же убогие и некрасивые. И чем фаны так провинились?
Реальность во всем
EA SPORT впервые применила технологию Motion Capture в 1997г. при создании своей первой трехмерной FIFA. С тех пор многое изменились, каждый год нас радовали чем-то новым в движениях игроков. FIFA 2000 наградила нас борьбой в воздухе, хотя выглядела она очень условно, но это был большой прогресс. FIFA 2001 - игра борьбы, финтов и индивидуальных проходов. EA SPORTS довела до ума борьбу в воздухе, теперь воздушная дуэль выглядит очень реально, корпус в корпус, а не жалкие толчки в спину, как это было у ее предшественницы. Нас также порадовали огромным количеством новых финтов, при этом доработав старые. Но больше всего мне понравилась, как сделан удар через себя - это просто удивительно, насколько реально движется нога, как игрок кладет корпус - браво, EA! Теперь футболисты - это не просто марионетки, полностью зависящие от игрока, они могут поскользнуться на мокром газоне или промахнуться мимо мяча, если идет силовая борьба с соперником. Введена возможность контроля силы удара и скорости игрока, посредством специальной линии, чем больше держишь кнопку, тем сильнее бьешь. Перед матчем игроки разминаются, приветствуют соперника, а после перерыва о чем-то оживленно беседуют, дают друг другу советы. Все это, конечно, хорошо, но так и остались приличные недоработки, связанные с движениями вратаря, которые преследуют FIFA с самого рождения. Все связано с тем, что все движения игроков делались с Габриэля Батистуты, а он форвард, поэтому вратарь пострадал, и все его движения придумывались самими разработчиками. Вратарь, конечно, научился отбивать мячи в падении, чего он не делал 4 года (мяч либо ловился намертво, либо не ловился вообще), красиво падать в ноги, значительно поумнел, но, пожалуйста, объясните мне, где разработчики видели такие глупые движения руками? Единственное, что можно посоветовать EA в этом случае - это хоть раз посмотреть футбол и внимательно понаблюдать за действиями вратаря.
Аркадность против реализма.
FIFA 2001 является продуктом, совмещающим в себе и аркадность, и реализм. Эти две вещи являются взаимоисключающими, поэтому совместить их очень сложно. Обычно в этом противоборстве побеждает аркада, так было в FIFA 98, FIFA 99, FIFA 2000, и лишь в Euro 2000 EA удалось частично сохранить баланс. Я с радостью могу заявить, что в FIFA 2001 данное соотношение сохранено наилучшим образом. Еще раз браво, EA! Единственным недостатком геймплея является слишком низкая сложность, я сразу начал играть на World Class и через какие-то полчаса спокойно обыгрывал любого соперника.
За державу обидно.
Ну, что же, о нас опять забыли. Как всегда, нет чемпионата России, ну, к этому мы уже привыкли, но это еще не все, нам запретили играть за Спартак и за Локомотив!!! Да, такого унижения наш футбол не испытывал уже давно. Зато нам предлагают поучаствовать в израильском, корейском, норвежском, американском и других отсталых чемпионатах, где кроме "Маккаби" и "Русенборга" и вообще ничего не знаем. Что это за неуважение? Наши клубы неплохо выступают в Лиге Чемпионов, Кубке УЕФА, ну, думал, хоть теперь нас уважать будут - и вот такой сюрприз. Ей богу, за державу обидно! Правда, по слухам, в европейской версии наши будут, вот только пока ее никто не видел...
Кто лучше: Зидан или Фигу?
А теперь поговорим о характеристиках. Каждый футболист обладает рядом параметров, их довольно много, но главными, как всегда, являются скорость и сила удара (максимум 7, минимум 1). Любой человек, который хоть чуть-чуть понимает в футболе, знает, что сейчас на звание лучших футболистов мира претендуют Луиш Фигу, Зинедин Зидан и Ривалдо, следовательно, они и должны обладать наилучшими характеристиками, ан нет. Самый лучший футболист - это Пол Скоулз, более чем странно. Нас и тут обделили: лучший футболист России Егор Титов по своим характеристикам уступает Скоулзу почти вдвое. Это еще раз доказывает, что делают игру люди, далекие от футбола. Ладно, не будем винить EA в этой оплошности, может, в следующий раз исправятся. Зато теперь вы легко заметите разницу в скорости между игроками. Тот, кто обладает лучшей характеристикой, тот, следовательно, и бежит быстрее, а не так, как это было в FIFA 2000, где все игроки бегали одинаково. Заметную значимость прибрел параметр выносливости (agility). Пробегав по полю добрые 80 мин. времени, ваш игрок естественно устает, появился смысл проводить замены, а, следовательно, и менять тактику, это и место для тренерской мысли. Безусловный плюс для FIFA 2001.
Третий таим.
FIFA уже не представляется ни без классной музыки, ни без хорошего мультика в начале, ни без записи забитых голов. Современные спортивные симуляторы не представляются без FIFA. Она стало достоянием современной компьютерной индустрии. FIFA стала уже больше, чем просто игрой, все чаще видишь отрывки из игры по спортивному каналу EUROSPORT. Мы простим ей все: и глупого вратаря, и отсутствие российского чемпионата, лишь бы через год в пасмурный день, когда футбольные поля засыпаны снегом, мы сели в удобное кресло, включили очередную серию FIFA и сказали: "До чего же хорошо, что у нас есть такая игра!"