"Если вы хотите почувствовать ад,
если вы хотите хорошо оторваться,
если вы хотите поймать дьявола за задницу
- вступайте в кавалерию!"
Девиз из агитационного плаката тех далеких дней.
Наверное, ни одна война не оставила столь глубокого отпечатка в сердцах добродушных ленивых американцев, как гражданская война 1861-1865 годов. В ней погибло около шестисот тысяч солдат и примерно столько же вернулось калеками. А ведь начиналось все так хорошо... с бодрых маршей, незапачканных новых мундиров, с выкриков о том, что этим зажравшимся южанам надо хорошенько надрать задницу, что достаточно лишь пальнуть издалека, как те тут же падут ниц. Все решит одна великая битва, и все гордо разойдутся по домам. Ну, разумеется, будет там пара трупов, как же без этого, но зато этих двух похоронят с почестями, все как полагается, семьям пошлют красивые открытки, а вся страна напишет кучу соболезнований. Мол, они умерли героями, они сделали честь своей нации, которая никогда не забудет их подвига и прочее. Политики же залезут на трибуну и начнут вещать, что теперь страна воспрянет в едином порыве, моральный дух взлетит до необъятных высот, все станут жить счастливо, а булки начнут расти прямо на деревьях.
Как известно, вышло несколько по-другому. По-моему, сразу было ясно, что кукурузникам с юга, отделившимся и образовавшим Конфедерацию, не удастся противостоять объединенной мощи индустриальных северных штатов, только никто не предполагал, что придется заплатить такую цену. Разногласий между Севером и Югом было на удивление мало: противоположные взгляды на рабство и возможность штатов к отсоединению... Вот, в принципе, и все. Спрашивается, стоило ради этого войну начинать? Рабство и так бы себя изжило, как экономически неоправданное. Тем не менее, что было, то было. Я бы об этом и не вспоминал, потому как меня, по известным причинам, тогда и в помине не было, но I-MAGIC выпустила в свет "North vs. South" - далеко не первую, надо отметить, гексагональную пошаговую стратегию, посвященную давно минувшим дням сей гражданской войны.
Итак, вы можете играть либо за Север, либо за Юг, соответственно "Union" и "Confederacy". В военном отношении они ничем не отличаются, но об этом чуть позже. Чтобы управлять войском вам надо сначала выбрать командира, это, разумеется, если их несколько, иногда случается, что и один. У командира есть зона контроля, вне которой отдавать приказы он не в состоянии, также к определенным командирам приписаны определенные войска. Причем, что особенно добивает, если вы выбрали какого-то командира, чтобы, допустим, просто посмотреть, какие войска находятся под его началом, то перейти к другому вы сможете лишь закончив ход. После этого создается такое ощущение, что тебя просто в наглую надули. Войска отличаются довольно унылым однообразием. Пехота, кавалерия, пушки да повозки обеспечения (из которых между боями выбегают группы поддержки, и девочки с большими красными бантами начинают прыгать и кричать: "Север, Север! Мы с тобой! Ты самый крутой! Север! Север!").
Я, конечно, понимаю, что придумать что-то особенное в девятнадцатом веке было трудно, но могли бы как-нибудь извернуться. Придумали бы, например, взвод индейцев- камикадзе для разнообразия. Некоторые подразделения состоят из двух единиц, расположены то бишь на двух шестиугольниках. Только вот я что-то не заметил, чтобы их сила была бы увеличена также в два раза. Наверное, такие подразделения две клетки занимают не потому, что в них солдат много, а просто там все жутко толстые и в одной клетке не помещаются. Кавалерия отличается тем, что далеко скачет, к тому же стрелять из револьверов с коней - это круто. Нет, чтобы по-нашенски, с шашкой наголо, а то так, с какими-то пукалками. Кстати, кавалерия после одного точного выстрела артиллерии самым премилым образом превращается в пехоту.
Вся игра построена на морали. В буквальном смысле. Все войска имеют некий уровень морали. Если вы или по вам стреляют, бьют или еще какие пакости делают, то уменьшается не численность взвода - таковой просто не существует, - а мораль, которая имеет определяющее значение. Нет, конечно, солдаты мрут, причем мрут, как мухи, только в игре это не самое важное. Главное - чтобы дух был! Причем обитает этот дух внутри тела или вне его, оказывается, уже не так и важно. Но ладно если бы мораль уменьшалась при нападении на взвод, так она зачастую уменьшается от простых передвижений. Послали вы взвод из одного шестиугольника в другой, а у него мораль уменьшилась, как будто его в боях потрепали.
Представляю картину, приходит командир, все, мол, по коням, выступаем. А солдатик лежит так себе, уйди, мол, мужик, переться больно в падлу будет. До того как я понял всю суть американской армии второй половины девятнадцатого века, я пару раз был немало удивлен, когда мои войска после получения самого что ни на есть невинного приказа, либо умирали, либо бежали с поля боя, либо дохли. Кавалерии был отдан приказ атаковать - кавалерия слезла с коней... и сдохла. Это, действительно, сильно! Это до какой степени надо спиться?! Да и правильно, зачем куда-то идти помирать, лучше уж прямо здесь. К счастью, не все так страшно. Мораль, слава богу, можно восстанавливать. Для этого кнопочка такая есть. Нажмете - продудит некий гимн, и все, взвод в порядке. Все совершенно правильно: американский солдат - самый патриотичный солдат в мире! Ничто его слух так не радует, как родной гимн! Все кругом мрут, ты весь грязный, оборванный, измазавшийся в каком-то дерьме, а гимн послушал - и все! Веселенький такой, подпрыгиваешь и приплясываешь, начинаешь водить хороводы и собирать цветочки.
В общем в вашем распоряжении ровно десять великих битв той минувшей войны, мультиплейер и мышка. Играть можно и вдвоем на одной машине, было бы желание. Битвы различаются местом действия, количеством воюющих с обеих сторон и т.д. Берите игрушку, не пожалеете. В противном случае придется собирать кучу дисков с битвами по отдельности. А здесь все в одном флаконе (Gettysburg, Antietam, Сedar mountain, Brandy station, Cedar creek, Wilderness, Gainess mill, Five forks, 1 bull run, 2 bull run), xватай не хочу. При желании можно почитать подробное описание выбранной битвы. Кто, когда и кого в этом месте уделал в черт его знает каком году.
Итог. Разработчики Сервера с Югом продолжает использовать проверенную временем тематику. Вполне пристойная графика и историческая достоверность событий делают игру довольно интересной для увлекающихся жанром. Большие любители и ценители американской истории могут приобрести NvsS и поставить на полочку в свою коллекцию. В стопочке любимых стратегий гражданской войны в Штатах прибавиться еще один диск, что приятно порадует глаз. Не любители повертят диск в руках и отложат его - больно тут все сложно и запутанно, лучше дайте че-нить Real-time'овое. Как говориться, каждому свое.
И да не забудет никто великий Потомак ривер!
727 Прочтений • [North vs. South ( Igrok & Eaten Escape )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]