Со времени появления Diablo вышло несколько игр в том же жанре - "облегченных", смещенных в сторону action/adventure вариантов RPG, однако ни один из этих проектов не смог повторить успех Blizzard'овского хита. Очередную попытку намерена сделать небольшая и не особо известная шведская фирма ComputerHouse AB. Насколько это у нее получится - посмотрим, но, во всяком случае, компания Strategy First (выпустившая такие игры, как Man of War и Steel Panthers) верит в удачу, ибо решила стать издателем Clans.
Сюжет, прямо скажем, оригинальностью не блещет. Очередной мир фэнтези, который некогда процветал, а теперь загибается. Хаос, разорение, запустение, голод, чума, обнаглевшая нечисть. Четыре основные клана - варвары, воины, эльфы и гномы - вместо того чтобы совместными усилиями навести порядок, ведут войну друг с другом. При этом, как это обычно и бывает в фэнтези, решить все проблемы очень просто - надо добыть магические артефакты из древнего замка в Туманных Горах. Есть, правда, одна проблема - в замке, как и положено, проживает демон, которого нынешняя ситуация более чем устраивает. И вот эти наши четыре клана, очевидно, от большого ума, вместо того чтобы двинуть на бой с демоном свои армии, посылают туда поодиночке своих лучших бойцов. Которых демон употребляет соответственно на завтрак, ланч, обед и ужин. И вот после того, как сначала просто лучших, а потом самых лучших постигает эта участь, настает черед самого-самого крутого. То есть вас.
К какой расе вы при этом относитесь - это уже по вашему выбору. Если к обитающим в диких землях варварам, то зовут вас Stoneskin, и ваш принцип - сила есть, ума не надо. Рубить оппонентов на винегрет мечом или же топором - это вам без разницы, а вот при упоминании магии вы начинаете озадаченно чесать в затылке.
Посланца цивилизованных воинов, живущих в городах, зовут Alaric. Мальчик из хорошей семьи, в смысле благородных кровей, зарубивший на турнире изрядное количество себе подобных, дабы заслужить право на последний и решительный бой с демоном. Владеет мечом и магией примерно поровну.
Проживающие в лесах эльфы выставляют своим полномочным представителем Leayandor'а, который не силен в рукопашной, зато развил свои природные магическими способности долгими тренировками.
Ну и наконец от горных гномов выступает Thorfinn, отличающийся изрядной физической силой и не признающий иного оружия, кроме боевого топора.
Все четверо могут действовать только в многопользовательском режиме; в однопользовательской игре вы можете выбрать лишь одного из них. Если ваш выбор пал на персонажа, владеющего магией, то к вашим услугам простая магическая система. Как только вы находите свиток с заклинанием, сразу можете его использовать. Каждое заклинание бывает пяти уровней мощности. Если вы используете несколько свитков с одним заклинанием, эффект суммируется. (Уж не думают ли авторы, что, к примеру, десять одинаковых кулинарных рецептов позволяют приготовить в десять раз больше еды?) В число заклинаний входят классические Fireball, Lightning Bolt и другие - к примеру, временно парализующий Confusion или накрывающий сразу большую площадь Meteor Rain.
Кроме того, вы можете находить разнообразные предметы, в частности, кольца, которые повышают убойную силу вашего меча или топора, определенных заклинаний, или же улучшают ваши персональные характеристики, такие как ловкость или жизненная сила. Кроме того, по миру раскидано изрядное количество пузырьков с надписью "выпей меня"... ну или без надписи, но ежели из них выпить, то можно получить дополнительное здоровье или магическую энергию, увеличить силу или магические способности - а можно и банально отравиться. Имеются, наконец, и просто деньги, которые можно находить и зарабатывать в квестах, а потом покупать на них у торговцев оружие и прочие полезные предметы. Помимо торговцев, есть и другие персонажи, с которыми можно разговаривать, однако не ожидайте особо разветвленных диалоговых деревьев.
Графическая концепция нетривиальна для современных игр: Clans поддерживает только software режим, а не 3D-акселераторы. При этом, однако, авторы включили поддержку всех эффектов, которые обычно перекладываются на 3D-карты: динамический цветной свет, многослойные объекты, отражения и т.п. Трудно сказать, зачем им понадобилось так извращаться - вряд ли у людей, у которых есть деньги на легальную копию игры, нет их на покупку 3D-карточки хотя бы первого поколения.
Так или иначе, за все приходится платить. За красивости в software режиме пришлось заплатить уменьшением размера картинки. Кроме того, все действие происходит в отдельных помещениях, из которых не видно соседние. Правда, это визуальное ограничение не затрагивает AI - монстры превосходно чуют вас на расстоянии и исправно гоняются за вами из комнаты в комнату. Кстати, естественный интеллект вам тоже понадобится - в игре имеются puzzlе'ы. Обещают нам также весьма достойное звуковое сопровождение.
В игре 7 уровней, 5 подуровней и 9 квестов. В многопользовательской игре можно как пройти всю кампанию в кооперативном режиме, так и устроить локальное соревнование - но не привычный deathmatch на число frag'ов, а конкуренцию, кто больше наберет золота и очков.
Способно ли все это затмить Diablo - или хотя бы сравняться с ним? Меня одолевают сомнения. Но своих поклонников игра найдет наверняка.