Немного спортивных игр выходит в компьютерном мире, которые могут потягаться со славой аналогичных продуктов корпорации ЕА, но некоторым все-таки удается, если не сместить с пьедестала, то хотя бы приблизиться к сияющей вершине. Одним из таких "счастливчиков" оказался футбольный симулятор Actua Soccer 3, который выпустила в конце 1998 года компания Gremlin Interactive Ltd. Несомненно, что по сравнению с предыдущей версией, игра стала намного лучше, но сравниваться ей приходится не с ней, а с чуть ранее вышедшей FIFA'99. Но, даже сравнивая ее с нынешним лидером футбольных симуляторов, я могу сказать, что Actua Soccer 3 обладает рядом значительных достоинств, благодаря которым ее можно поставить на второе место после FIFA'99.
За что же эта игра получила такую уважительную оценку с моей стороны? Начать стоит, пожалуй, с графики. К моему большому сожалению, это первый, и самый существенный пункт, в котором Actua Soccer проигрывает. В то время как в EA Sports доводят графический движок почти до совершенства, разработчики Gremlin до сих пор не научились корректно переключать режимы игры. К сожалению, когда долго играешь, такие скачки могут легко вывести из себя.
Помимо этого в игре наблюдается некоторая асимметрия фигур игроков, такое впечатление, что они все дети-акселераты, высокие и худые, с вытянутым, осунувшимся лицом. Но при всех этих не очень явных недоделках в целом реализованная графика заслуживает некоторой доли похвал. Фигуры игроков сделаны неплохо, но далеко не идеально. Количество движений у игроков несколько меньше, чем в FIFA, наверное, это связано с возможностями движка. Зато по качеству прорисовки стадионов Actua Soccer явно превзошел конкурента. Перед тем как начинается матч, нам показывают окружающую местность: за стадионом видны заснеженные вершины гор, кое-где заметны леса, в зависимости от времени суток проглядывает голубое небо или багровый закат.
Звук, к сожалению, по всем параметрам уступает FIFA, но атмосферу игры передает довольно реалистично.
На мой взгляд, самым неудобным моментом оказалось управление в игре. Кто- то может ругаться на "мертвые" клавиши управления в FIFA, но та схема в Actua Soccer еще неудобнее, хотя и мобильнее. Для выполнения основных действий необходимо задействовать все пальцы обеих рук и этого подчас не будет хватать, так как для каждого действия нужна своя отдельная клавиша. Игра на джойстиках и gamepad'ах не дает ожидаемого облегчения, как того следовало ожидать. Хотя, вполне может быть, что все дело в привычке к управлению FIFA.
Заканчивая описание технических возможностей игры, хочется упомянуть об AI. Не могу сказать, что он хорош или плох, это спорный вопрос. В целом игроки ведут себя довольно разумно, но иногда наличие у них ума и сообразительности вызывает сомнение. Если в FIFA Ваши защитники охраняют свою территорию и вратаря, активно борются с нападающими противника, то здесь этого почти нет, правда, и нападающие не лучше. Например: после длинной передачи в центр к Вашим воротам прорывается нападающий противника, он бежит прямо на ворота, а защитники бегут рядом с ним, не предпринимая активных попыток отобрать мяч, сам же нападающий просто бьет во вратаря, не пытаясь его обыграть.
После всего этого может возникнуть закономерный вопрос, почему же тогда этой игре ставится такой высокий рейтинг и присуждается второе место в жанре?
Первый приятный момент - когда после забитого гола Вам показывают этот момент со всех возможных ракурсов, при этом Вы видите траекторию мяча, его скорость, кто принимал участие в атаке и т. д. Но, что меня особенно порадовало, так это показ после окончания матча лучших моментов игры, чего уже давно нет в FIFA. Об игроке, забившем гол, можно узнать не только имя и фамилию, но и сколько у него забито мячей, сделано голевых передач и сколько матчей он провел.
Второй момент - игроки делают больше неигровых движений, т. е. бегут за улетевшим мячом, устанавливают его, смотрят на своих партнеров, поднимают руку, когда наметили какую-то комбинацию и т. д. Игра кажется от этого более живой, настоящей.
Третий плюс - это динамичное отражение взаимодействия поля с футболистами, т. е. после подкатов остаются черные следы, а на снегу видны следы от бутсов, которые постепенно исчезают. Так же, как и в FIFA, в Actua Soccer отображаются погодные условия (дождь, снег и т. д.), а также время суток.
Есть и другие приятные особенности, которые можно заметить только после определенного количества сыгранных матчей. Например: чем больше игроки играют, тем опытнее со временем они становятся, команда играет более слаженно. Судьи судят матчи более объективно, по сравнению с FIFA, да и обмены игроков более реальны.
В Actua Soccer огромное количество всевозможных настроек и опций, есть встроенный редактор для создания своих версий команд и игроков. В игре представлено более 450 команд (свыше 10.000 игроков). Actua Soccer 3 поддерживает все виды многопользовательской игры: по модему, локальной сети, нуль-модему и через Интернет. Помимо этого в игре почти вдвое, если не втрое больше всевозможных чемпионатов и кубков, национальных лиг и т. п., по сравнению с FIFA.
Подводя итог, хочется сказать, что игра получилась оригинальная и интересная. Свои очки она набирает за те небольшие, но столь приятные мелочи, реализованные авторами. В основном эта игра рассчитана для фанатов футбола и всего, что с ним связано. В следующем году наверняка выйдет очередная версия, и будем надеяться, что разработчики знают, куда им стремиться и что надо улучшать в своей игре.