В. Черномырдин Увы. Вторая половина 1998 года для многих стала временем разочарований, и фанатам Carmageddon'a, похоже, не суждено стать исключением. Игра, которую ждали, как суперхит, оказалась опошлением первого Carmageddon'a; большинство нововведений оказались, в полном соответствии с законами Мерфи, изменением к худшему.
Это началось уже с названия. Если "Carmageddon" действительно было превосходным каламбуром, то Carpocalypse - явная неудачная натяжка. Ну да если бы дело было только в этом...
Прежде всего - плохая новость для коллег-садистов: силы мирового ханжества торжествуют. Запрет на истинный, кровавый Carmageddon был наложен в таком количестве стран, что теперь дурацкая версия с зомби вместо пешеходов считается нормальной. В России она также получила широкое распространение. Настоящий Carmageddon 2 тоже существует, но найти его сложнее. Больше всего возмущает именно ханжество, т.е. лицемерие "борцов с насилием". В то время как с экранов ТВ это насилие (и порнография заодно) льются потоком - и в более реалистичном виде, чем позволяет современный уровень компьютерного "железа" - они обрушились на игру, которая как раз дает возможность разрядить свои негативные эмоции без вреда для реальных людей. Утешить обладателей зомбированной версии можно лишь тем, что в Интернете существует патч для превращения ее в нормальную.
Соответственно, авторы придумали и некий сюжет, превращающий наше маньячество чуть ли не в миссию по спасению мира (тьфу!!!) Некий город Beaver City охвачен эпидемией, превратившей его обитателей в зомби, и вот мы их давим, не позволяя разнести заразу за пределы города, и в конце концов взрываем ядерный реактор, искореняя инфекцию этим радикальным методом. Мало того, что пошлее и придумать трудно, так подобное надругательство над самой идеей Carmageddon'a привело к явному маразму: мы, такие правильные и хорошие, по-прежнему остаемся водителями-убийцами, давящими друг друга.
Из игры убраны и другие элементы, составлявшие неповторимую Carmageddon'овсккую атмосферу. Помните мышиный курсор в виде отрубленной человеческой кисти, сочащейся кровью? Теперь это просто крестик. Исчезла возможность выбрать персонаж, которым вы играете - и, соответственно, колоритнейшая физиономия Макса или Анны больше не украшает левый верхний угол экрана, не корчит рожи на виражах и при столкновениях, не изрыгает поток ругательств на головы оппонентов, не извиняется кокетливо, размазав по стеклу кишки очередного пешехода...
Carmageddon теперь практически не играбелен с естественным для симуляторов видом от первого лица. Многие, правда, и раньше пользовались видом от третьего, но лично я предпочитаю чувствовать себя водителем, а не пользователем игрового автомата. И видеть, как размазываются по лобовому стеклу пешеходы. В первом Carmageddon'е для этого было все необходимое. Теперь формально этот вид тоже присутствует, но бОльшую халтуру себе представить трудно. От кокпита остался один капот, занимающий пол-экрана; впрочем, его можно совсем убрать стрелкой вверх (но при этом возможны глюки с близлежащими объектами). Ни необходимого зеркала заднего вида, ни просто красивого руля и приборов, индивидуальных для каждой машины (в первом, впрочем, индивидуальный кокпит имели не все модели).
Вместо того чтобы отображать скорость и состояние машины как показания приборов, их выводят сверху, поверх изображения. Зато внизу, видите ли, можно вывести подробные данные о текущем противнике. Да на кой черт мне полоска в пол-экрана, показывающая, сколько жизни у него осталось? Стоящей рядом циферки недостаточно? Лучше бы нормальную приборную панель нарисовали, улучшатели... И в довершение картины, как апофеоз издевательства: руля и приборной доски нет, зато лобовое стекло претендует на абсолютную реалистичность. Мутное, а то и тонированное - короче, видимость та еще. При первом ударе покрывается к тому же разводами, символизирующими трещины. Потом, наконец, разбивается, но эта радость не надолго - когда будете чиниться, оно восстановится снова.
Так что в основном ездить приходится с видом от третьего лица, в лучших аркадных традициях. Но и тут не все гладко. В игре появились по-настоящему большие машины - если на такую смотреть сзади, ничего, кроме этого зада, и не увидишь. Можно отодвинуть камеру, но она, как мы помним, отъезжает в Carmageddon'е назад и одновременно вверх, так что при нужном размере видим машину уже сверху, в то время как нас больше всего интересует не что у нас в кузове (ничего, кстати), а что у нас впереди. Короче, для таких машин даже этот убогий вид из кабины оказывается более удобным. Если бы не mini-map в углу - динамический кусочек карты с указанием направлений на ближайшего противника и checkpoint - вообще не представляю, как можно было бы играть в таких случаях.
Но самое худшее даже не это. Авторы решили объять необъятное и загубили едва ли не основное достоинство Carmageddon'a. Оно заключалось в полной свободе действий. Вы могли честно проехать трассу по checkpoint'ом, но этим никто не занимался, смак игры был не в этом, а в том, чтобы гонять по всей территории, забивая всех себе подобных. Теперь, господа, лафа кончилась! Три четверти этапов, правда, по-прежнему построены на старых принципах; зато каждый четвертый - миссия, где надо проехать сложную трассу по checkpoint'ам или загасить определенные объекты в труднодоступных местах, причем все это - за катастрофически короткое время, которое - проверьте, нет ли кого-нибудь поблизости, ибо сейчас вы будете ругаться громко и нецензурно - не увеличивается никакими способами! Да, таков лишь каждый четвертый этап; но пока вы не пройдете его, вас просто не пустят дальше. Причем мало того, что машины Carmageddon'a отнюдь не для скоростного прохождения сложных трас - так авторы еще и квестовых элементов в эти миссии напихать решили! Как вы думаете, как убить зомби, стоящего на вершине неприступного холма? Оказывается, посигналить и открыть дверцы - он спрыгнет сам. Причем подобные головоломки нам, повторяю, предлагается решать в условиях сильного дефицита времени.
В общем, авторы явно перепутали свою аудиторию. В Carmageddon играют садисты, а не мазохисты. К счастью, взлом миссий не представляет сложности даже для не-хакеров: берете файл data.twt и находите все, что вам надо, в текстовом виде. Меняете тип рейса на 0 (Сarma1), ставите одного оппонента, давите его - и миссия пройдена. Не забудьте потом исправить тип рейса обратно, а то потом не сможете идти дальше.
Всего этапов в игре 40, причем количество противников с ростом этапа увеличивается с 5 до 11. Увеличивается также их средняя крутизна, так что ко времени появления тяжелых грузовиков вы тоже имеете шанс ездить на чем-нибудь посерьезней Eagle. Идеология приобретения новых машин также изменилась. Теперь вы можете выбирать любую из забитых в рейсе машин, что, конечно, радует, но - за все приходится платить. В прямом смысле. Вам приходится покупать собственный трофей. Ну не маразм? Цены приличные - самая мелюзга стоит около сотни тысяч, а машины потяжелее переваливают и за миллион. К четвертой миссии (16 этап) настоятельно рекомендую иметь в загашнике 8 с чем-то миллионов - тогда вы сможете приобрести забитый в этой миссии огромный тяжелый самосвал типа "БЕЛАЗа". Это, в некотором роде, аналог Supressor'a из первого Carmageddon'a - с той, впрочем, разницей, что ездить на нем чертовски неудобно - больно громоздкий, да к тому же и двигатель быстро ломается; зато машины давит, что называется, на раз. Чтобы скопить нужную сумму честным путем, вам, вероятно, придется по несколько раз проходить один и те же трассы. Продать купленные машины нельзя.
Вообще, если в первом Carmageddon'е машины мало отличались по размеру, то здесь самые большие и самые маленькие различаются буквально на порядок. Есть большие грузовики, автобусы и даже самолет времен Второй Мировой (не летает, только ездит). Это, конечно, весьма эффектно смотрится, но говорить о какой-то сбалансированности уже не приходится. Хотя большие и тяжелые монстры - не абсолютное оружие, они хороши лишь на ровной местности, к тому же могут не пролезть по высоте туда, куда спокойно проезжают обычные машины.
Всего машин 41, включая исходный Eagle. Некоторые заимствованы из первого Carmageddon'a (и Splat Pack'а к нему), другие новые. Изменяемые характеристики все те же - движок, броня и offensive, то бишь всякие шипы-тараны. Их можно докупать во время рейса (естественно, внешний вид машины не меняется, как и раньше). Слухи о дополнительных видах оружия не подтвердились; правда, таковые можно подобрать во временное пользование, и они, в основном, противопешеходного действия. К примеру, огнемет всего лишь выплевывает маленькое огненное облачко, которое поражает ближайшего пешехода; тот некоторое время бегает и горит, потом дохнет, а вы получаете "барбекю бонус". Выглядит это не так эффектно, как можно было ожидать. Некоторые бонусы позволяют также увеличить максимальный уровень, до которого вы можете апгрейдить свою машину.
Разумеется, серьезные изменения коснулись графики. Но, увы - и здесь нельзя сказать, что все эти изменения к лучшему. Конечно, 3D-ускоритель обеспечил всякие красивые прозрачности - симпатично смотрится вода (исключая водопад) или стекла, которые к тому же бьются. Машины теперь гибнут с красивым взрывом, однако окрестности этот взрыв не освещает. Тени - примитивные прямоугольники системы "солнце всегда в зените". Местность по-прежнему состоит из крупных плоскостей.
Зато появилось много симпатичных объектов, в том числе динамических. Например, весьма реалистично выглядят бревна, которые можно катать. Из крупных объектов отмечу в первую очередь самолеты, которые взлетают, садятся и даже терпят крушения (вот только не разрушаются при этом, а жаль). А вот поезда сделаны совершенно неудачно - вагоны напоминают скорее какие-то двухэтажные бараки (кстати, и рельсы теперь нарисованные, а в первой игре были объемные - я еще помню, как на них застревала машина на гусеничном ходу). По улицам, помимо ваших коллег-автоманьяков, ездят "цивильные" автомобили (в первом Carmageddon'е они только стояли); они тоже не разрушаются. Появилось много зданий, в которые можно заехать - иногда для этого нужно протаранить стену. Территории теперь более разнообразны - тут и аэропорт, и парк аттракционов, и даже авианосец США "Левински" - авторы все еще сохраняют чувство юмора.
Но главное, конечно - это машины и пешеходы. Машины однозначно поменялись к лучшему - теперь они не просто мнутся, а буквально разваливаются на куски: отлетает капот, бьются стекла, отрываются дверцы (кстати, их можно открывать-закрывать) и т.п. При хорошем ударе или взрыве машину может вообще разломать пополам. Что самое смешное - это не всегда означает ее гибель. Со мной такое случалось несколько раз - и ничего, жал backspace, чинился и ехал дальше.
Однако не раз довелось мне наблюдать и надпись, которой я ни разу не видел при игре в первый Carmageddon - "You are wasted". Я так и не понял, когда именно это происходит. То есть, разумеется, происходит это при столкновениях; лучший способ - влететь на большой скорости в стену или в столб, особенно, если кто-нибудь еще сзади таранит. Но я как-то ожидал, что при wasted машина должна быть раздолбана вся. А тут всего-то какой-нибудь двигатель и колесо повреждены - и хана, а в другой ситуации полмашины спокойно живут. Может быть, wasted означает гибель водителя? Так или иначе, игра стала более реалистичной.
Но если машины изменились к лучшему, то ситуация с пешеходами наглядно демонстрирует пагубность следования моде. Разработчики выкинули спрайты и заменили их полигонами. Делалось это, разумеется, из благих побуждений большей кровавости: теперь пешеходы бегают и умирают не одним фиксированным для данного типа способом, а каждый по-своему. При хорошем ударе разлетаются на куски, а при плохом могут самым наглым образом подняться с земли и шагать дальше. Авторы, однако, не учли той простой вещи, что спрайтовая картинка, при всей своей двухмерности и фиксированности, выглядит реалистичнее нагромождения многоугольников (полигонов), которые, как известно, в живой природе вообще не встречаются. И чтобы как-то приблизить эти полигоны к реальности, их должно быть очень много. Гораздо больше, чем могут позволить себе авторы Carmageddon'a с их довольно-таки тормозным движком. Вот и ходят по улицам субъекты с квадратными головами. По мне, уж пусть лучше руки, ноги и головы разлетаются всякий раз по одинаковым траекториям, чем будут квадратными... При этом животные смотрятся, пожалуй, лучше, чем люди. Животных стало больше - помимо коров и собак, здесь и овцы, и олени, и даже пингвины и слоны.
В software-режиме поддерживается теперь только разрешение 320*240, так что, если у вас нет 3D-карты, играйте в первый Carmageddon - он все-таки тянул 640*480.
Глюки, разумеется, есть. Игра ведет себя довольно нестабильно, периодически вываливаясь при загрузке. Пару раз я наблюдал зависание при утыкании в препятствие на "БЕЛАЗе" - видимо, где-то авторы все же не учли его немереные габариты. Видел и "живой труп" - забитую машину, которая продолжала крутиться на месте. Не все в порядке со звуком: периодически слышны завывания зомби посреди совершенно пустынной местности, периодически спонтанно меняется громкость некоторых эффектов. Чисто идейный глюк - в кабинах машин теперь видны лица водителей, так вот, когда едешь на трофейной машине, в качестве водителя все равно отображается ее исходный хозяин.
Но, в общем и целом - не все так плохо. Первый Carmageddon был слишком классной штукой, чтобы его легко было загубить совсем; особенно учитывая, что часть изменений все-таки к лучшему. Так что поиграть вполне можно. Когда появляются невиданные ранее машины и пейзажи, становится так и просто здорово.