Есть одно оружие, которое побеждает все,
имя этому оружию - храбрость.
"Робин Гуд"
Неужели и о заслугах нашего народа во Второй Мировой войне вспомнили на далеком Западе? Да, игра Close Combat III полностью посвящена великому противостоянию Советского Союза и фашистской Германии, длившемуся долгих 4 года. И сделали не просто еще одну игру с набором отдельных боевых операций, а настоящую войну, где мы можем от начала до конца пройти путь побед и поражений наших предков.
Хочется сразу сказать, что вторая (A Bridge Too Far) и третья (The Russian Front) серии игры сильно отличаются между собой, хотя на взгляд неискушенного человека кажется, что они похожи, как однояйцевые близнецы. Поэтому я предлагаю Вам заняться детальным разбором.
Сначала стоит указать на те явные и неявные различия, по сравнению с прошлой версией.
1. Возможность принять участие как в отдельно взятых сражениях, так и во всей войне в целом, от первых летних дней войны на западной границе СССР и до последних майских деньков в полуразрушенном Берлине. Такая глобальность доступна впервые.
2. Отныне на ведение боевых действий влияет время года, я думаю, в России не нужно объяснять, что такое раскисшее осеннее поле.
3. Так как играть предстоит долгих 4 года, нам дали возможность модернизироваться. Все-таки за годы войны появилось достаточно новых видов техники и оружия.
4. Поменялся дизайн игры, он стал более мрачным, что создает атмосферу непростых военных будней, нов то же время более информативным.
5. Введены личности "командиров", которые отвечают за мораль подразделения, почему они их не назвали комиссарами? Со временем к командиру можно присоединить парочку человек группы охраны, вооруженных автоматами - чем не сталинские "тройки"?
6. Звук - это, пожалуй, единственная часть, которая потрясла меня с первых минут игры и заставила надолго застыть с открытом ртом и выпадающими глазами около монитора, вслушиваясь в звуки, доносящиеся из динамиков. А все дело в том, что солдаты говорят на родном языке: кто на русском, кто на немецком, причем есть и английский вариант озвучки для обеих сторон. Жаль, что это не относится к менюшкам. Зато можно послушать каждый из видов оружия и определять их позже на поле боя.
7. Новая команда - Ambush, "засада". Очень полезная штука, особенно, если в упор и неожиданно, а лучше в спину.
8. Захват техники противника (с дальнейшим ее использованием), а также ремонт своей после боя.
9. Задача пути движения (waypoints, Shift+мышь) своим войскам; когда прокладываете дорогу, старайтесь эффективно использовать рельеф местности.
10. Теперь Вы лично участвуете во всех боях. Правда, есть один существенный недостаток во всем этом - если Вас убьют, бой автоматически проигрывается.
11. По мере Ваших успехов Вы получаете повышения в звании и можете взять в бой большее количество солдат и техники.
12. Появилась возможность запросить временное перемирие (а потом продолжить бой, вернувшись с подкреплением) или отступить, когда очевидно, что ситуация складывается не в Вашу пользу. В конце концов, Кутузов тоже отступал, чем мы хуже?
12. В игре появились минные поля, что значительно осложняет игроку жизнь.
13. Добавилось несколько новых состояний солдат, техники.
Как и в предыдущих играх серии, при воссоздании карт местности и рельефа для CC3 разработчики из компании Atomic Games использовали высокоточные снимки с космических спутников и аэровоздушной съемки. Так как большая часть сражений происходит на территории бывшего СССР, то разработчики специально связывались с отечественными историко-военными архивами и запрашивали огромные объемы различных документов, чтобы придать игре настоящую реалистичность. Надо сказать, что затраченные усилия себя оправдали.
В игре стало больше всевозможных зданий и построек. Появились церкви, сараи, небольшие амбары, а также дзоты и бункеры, откуда не так просто выбить засевшего противника.
Управление. Оно по-прежнему сосредоточено на мышке, но в игре появились горячие клавиши, которые позволяют вызывать различные меню, которые дают необходимую игроку информацию о происходящих событиях. За счет того, что часть меню убрали с экрана, видимая часть поле боя стала несколько больше.
Графика и анимация. Разработчики в очередной раз приложили все возможные усилия, чтобы сделать хорошую графику еще лучше. Вы увидите, как, где перебежками, где ползком, продвигается вперед пехотинец, как танки маневрируют, объезжая преграды и избегая обстрела, как артиллеристы разворачивают пушку в сторону противника, а в небе смешиваются белый дым от выстрелов и черный от горящей техники, и разумеется, красивейшие взрывы.
Вообще, происходящие события выглядят очень реалистично: убитые и раненые остаются на поле боя, изрытому воронками от разрывов снарядов, подожженные дома и деревья горят и т.д.
С точки зрения технических усовершенствований надо заметить, что игра стала идти в разрешении 1280*1024*16. Помимо этого были внесены определенные изменения в движок игры, дабы добиться более быстрой и качественной работы, а также корректной передачи цветовой гаммы.
Отступать некуда, позади...
Некоторые изменения коснулись условий победы. Отныне не обязательно драться до последнего человека, главное - сломить сопротивление противника, чтобы он начал отступать и отводить свои войска с поля боя. В этом случае победа остается за Вами.
Большинство сражений имеет свое логическое продолжение, т. е. невооруженным глазом видно, что Вы как бы с одной карты переходите на другую, которая продолжает предыдущую.
В мощной справочной системе имеется масса информации о конкретных видах оружия, о боекомплекте подразделений, но ни слова ни сказано о нюансах в управлении юнитами - разработчики туманно намекают, что неплохо было бы почитать в руководстве к игре (интересно, где его взять в нашей стране?).
О каждом Вашем солдате Вы можете получить множество информации, начиная с фамилии и звания и заканчивая его настроением.
Подобная реалистичность имеют свои плюсы и минусы. Если с плюсами более менее понятно (командир должен знать своих солдат), то можно ли считать минусом возникающую привязанность к своим подопечным, которых знаешь только что не в лицо. Иногда из-за этого приходится несколько раз переигрывать бой, чтобы не убили кого-то из "любимчиков".
Кстати, если Ваш солдат легко ранен, то его товарищ может оказать ему первую помощь, и раненый вернется в строй. Кому и когда оказывать данную помощь решает компьютер, на его выбор Вы никак не можете повлиять. А к физическим повреждениям теперь относится и временная глухота от разорвавшегося рядом снаряда.
О происходящих на поле боя событиях можно узнать из поступающих докладов или же прислушиваться к солдатам, надрывающим глотку сквозь канонаду боя. Текстовые сообщения выделяются цветом, дабы было легче определять их важность и приоритетность. В звуковых же сообщениях можно ориентироваться по интонациям - отчетливо слышны крики паники и ужаса, обычной трусости или "сталь" приказа в голосе командира.
Тактика и стратегия боя
Надо отметить, что тактические приемы в CC3 прилично отличаются от выверенных ранее. Очень многому придется учиться заново, т. к. одно дело воевать с уже теряющим силы немецким орлом, которого с двух сторон дерут хищники (русский медведь и орел американский), и совсем другое дело - воевать с ним же когда он еще был необычайно силен, так сказать, в расцвете сил. Так что снова придется глотать дым и гарь пожарищ, переживать смерть своих солдат, ругать на чем свет стоит командование за отсутствие поддержки авиации и дальнобойной артиллерии и отчаянно искать верную стратегическую линию.
В боях в CC3 огромное значение имеет наличие у играющего хотя бы одного-двух танков или, на крайний случай, противотанковой пушки. В этом случае Вы сможете противостоять технике противника, т. к. пехота может нанести более или менее серьезное повреждение только с близкого расстояния. А к этому времени ее чаще всего уже успевают расстрелять.
Иногда перед началом боя неприятель производит артподготовку, что надо учитывать при расстановке своих войск перед боем. Если этого не делать, то после первых залпов дальнобойных и мощных орудий артиллерии от Ваших войск мало, что останется.
В начале операции следует экономить свои "денежки", и покупать поменьше, но поопытнее и с большим боекомплектом, а по ее окончании сбрасывайте все до копейки, так как "деньги", в отличие от уцелевших служивых, вы с собой не возьмете.
Кто есть кто
Пехота между собой различается вооружением и численностью. Самыми эффективными я считаю инженерные взводы, которые вооружены хорошим стрелковым оружием (в основном, автоматы), плюс немного взрывчатки и огнемет. У русских, ко всему прочему, имеются партизаны - зачем они нужны в регулярной армии? Единственное, что оправдывает их присутствие в игре - это их низкая стоимость, правда, и "качество" соответствующее.
Снайпер - толку от него немного, хотя если он поднакопит опыта, да мораль на максимум...
Автоматчики - хорошо держат оборону против пехоты, со временем их количество можно увеличить с 3 человек до 5. Боекомплект, по сравнению с CC2, увеличен почти вдвое.
Пулеметный расчет - уничтожение живой силы противника, особенно эффективно на открытой местности.
Вообще любую пехоту эффективно использовать для уничтожения экипажей подбитой техники противника, помимо ее основного и прямого назначения (борьбы с его же пехотой).
Минометчики - с его помощью можно нанести легкое повреждение танку, или заставить его поменять диспозицию, что подчас играет в бою решающую роль. В большинство своем я использовал минометы для уничтожения крупных сил пехоты противника или для подавления пулеметных гнезд и артиллерийских расчетов. Изредка солдаты по приказу своего командира бегают за новым снарядами, но происходит это крайне редко. И, что немаловажно, без Вашего на то личного приказа. Аналогичные безобразия творятся и с пушками.
Огнеметчик - в третьей части стал играть еще более важную роль, так как он подчас единственный, кто может серьезно повредить танки противника. Чаще всего мною использовался против сверхтяжелых танков противника, а-ля Ferdinand. Ну и естественно, как и раньше, он прекрасно справляется с пехотой противника.
Гранатометчики (противотанковые ружья???) - к сожалению, из-за малого радиуса действия и небольшой огневой мощи играют серьезную роль только в городских (уличных) сражениях или на очень близких расстояниях, которые измеряются буквально десятью метрами. Со временем их вооружение становится более эффективным, чем в начале войны.
Почти все, за редким исключением, пехотные части имеют в своем боекомплекте парочку противотанковых, противопехотных и дымовых гранат. Русские помимо этого часто с собой "таскают" знаменитый "коктейль товарища Молотова", особенно их любит использовать народное ополчение (Conscripts).
Моторизированные части. В отличие от предыдущих игр серии, в СС3 танки играют чуть ли не решающую роль в сражениях, т. к. невозможно противостоять пехоте против нескольких танков (не всегда и всем удается повторить подвиг 28 героев на Волоколамке).
Все танки очень четко делятся на тяжелые, средние и легкие. Если проводить деление по типам, то их можно насчитать целых три: сами танки (башенные), самоходки и сюда же относится бронетехника. В большинстве своем тяжелые танки были у немцев, что отчетливо видно в игре, у нас же они появились ближе к середине - концу войны. Так же, как и в истории, это играет немалую роль в первые годы войны. Использовать же легкие танки в игре почти бессмысленно, т. к они легко пробиваются из почти любой пушки, а о защите от других танков лучше вообще не говорить.
У немцев на вооружение есть парочка очень тяжелых танков, которые русским очень долго нечем было противопоставить (читай об использовании "добрых" людей с огнеметами за спиной), пока не появились наши знаменитые 152 мм самоходки и не менее знаменитые ИС. Почти все башенные танки являются универсальным орудием ведения боя, т. к. могут уничтожать противника, как с помощью пушки, так и при помощи нескольких пулеметов. При ведения боя в непосредственной близости от солдат противника следует остерегаться гранатометчиков и ручных противотанковых гранат, а также "коктейля товарища Молотова".
Бронетехника в основном может использоваться как средство поддержки и борьбы против пехоты. У каждой из сторон есть свои вариации на эту тему. Особо стоит отметить, что у немцев есть аналог советских "Катюш", которых в наших боевых частях мною не было обнаружено.
Самоходки имеют прекрасную огневую мощь, но проигрывают при этом по мобильности, так что их основная цель уничтожения вражеской техники.
Отдельно хочется упомянуть о танках, которые дополнительно укомплектованы тяжелыми огнеметами. Эти танки становятся самым страшным оружием на поле боя, т. к. то, что не пробивает снаряд, можно прожечь. Еще в игре были обнаружены танки, которые специально укомплектованы противоминными "раками", которые позволяют им без потерь проходить минные поля, которые появились в игре.
Артиллерия. У обеих воющих сторон примерно равное количество представленных видов пушек. Небольшое преимущество по эффективности использования пушек все-таки наблюдалось мною на стороне немцев. К сожалению, до сих пор нет возможности погрузить пушку на автомобиль и оттащить в другое место. Самым оправданным является использование противотанковых орудий, так как ими можно бороться как против танков, так и против пехоты.
Недостатки
По-прежнему, неприятным недостатком игры является невозможность использования оставленного убитыми оружия, также нельзя использовать для огневой поддержки ни авиацию (хотя зенитки в игре есть), ни дальнобойную артиллерию.
По окончании боя "сохраненка" перезаписывается вне зависимости от результата сражения, правда, копирование save-файлов еще никто не отменял.
Гаснет свет, уходят со сцены...
Как ни странно, но компании Atomic Games удалось сделать третью игру почти такой же хитовой, как и предыдущие. Хотя на Западе игра будет оценена если не очень низко, то посредственно, т. к. уж очень они не любят игры в которых мы (русские) принимаем активное участие. Такое уже на раз бывало и еще не раз будет.