Любители быстрых аркадных shoot'em'up наверняка уже отыграли в Expendable Lite, содержащую всего 4 игровых уровня. Полная же версия этой игры вышла только сейчас и содержит ряд изменений и улучшений, которые мы и рассмотрим.
Сюжет
Предыстория и стартовый видеоролик не изменились ни на йоту. Напомню вкратце сюжет.
Год "две тысячи мохнатый". Человечество продолжает экспансию в космос. Отдаленные от Земли миры превратились в огромные индустриальные заводы. А потом появилась планета Charva - небольшой шарик, богатый разнообразными оксидами, так необходимыми человечеству. Вскоре на планете был основан завод, а через несколько месяцев станция вдруг перестала подавать признаки жизни.
Разобраться в ситуации должны Expendables - люди, превратившиеся в машины для убийства. Равнодушные ко всему, кроме чувств сражения, ненависти и победы.
Вам предстоит зачистить Charva от врага, попутно освобождая бедных колонистов, коих захватили в заложники. Вся кампания разбита на 20 с лишним уровней, причем в конце каждого вас будет ожидать какой-нибудь большой и страшный и, как правило, вооруженный до зубов "босс".
Общие изменения
Теперь можно сохраняться, но только между уровнями. Прошел - запишись. В save хранится название (номер) уровня, количество оставшихся continue и прочая необходимая информация. Имеются в наличии три уровня сложности, различающиеся различным вражеским поголовьем и количеством тех же continue.
Первые уровни игры не совпадают с уровнями Expendable Lite, так что заново проходить одно и то же не придется. Возможно, конечно, что уровни lite-версии встретятся позже - ответить однозначно пока не могу.
Доработано управление. Теперь можно "юзать" мышь (и джойстики, естественно). Однако мышь отвечает только за повороты героя и в совокупности с default-раскладкой клавиатуры играть неудобно. В общем, "мышистам" придется переопределять клавиши, чтобы освободить одну руку для мыши, что я и сделал. Представив же себя "трактором"-клавиатурщиком, default-раскладкой остался вполне доволен.
Графика и звук
В принципе, никаких изменений в графическом оформлении не произошло. Все так же цветасто, быстро и "башню_срывающе". Появились коротенькие ролики, построенные на движке игры и несущие смысловую нагрузку. Например, подлетает к тупику военный крейсер - БАЦ! - и тупик уже не тупик. Можно двигаться дальше. Наличествуют новые эффекты, связанные, в основном, с кучей нового оружия и power-ups. Поддерживается множество 3D-чипов, включая Voodoo3 и множество игровых разрешений вплоть до 1024x768x32bit.
Расширена настройка звука. Появилась возможность выбора установленных акустических систем (mono, stereo, quadro, headphones, surround) и опция 3Dsound. Трехмерность звука обеспечивается стандартами A3D, EAX, RSX, Dolby Surround и малоизвестным Miles Fast 2D Positional Audio.
Фишечки
Вот где я оторвался. Оружия стало "ну просто завались". Помимо имеющихся в lite-версии pulse rifle, spread pulse rifle, flamethrower и eraser weapon появились: portable particle accelerator (PPA), shotgun, vulcan cannon и загадочный phantasm - оружие, использующее технологию "чужих". Ракет тоже прибавилось. Кроме старых добрых spiral missiles, multiply warhead rockets и guided missiles имеется heatseeking missile, которая, судя по названию, любит тепло.
Количество различных взрывчатых веществ тоже не уменьшилось. Гранаты теперь есть напалмовые, появились мины, динамит и страшная штука с забавным названием airstrike beacon. Кроме опостылевших medkit, extralife и armor появились следующие power'ups: energy, full energy, extra time, stim pill, laser sight и help. О последних трех хотелось бы рассказать поподробнее.
Stim pill - пилюли со стимулятором. Поправляют здоровье, но потом дают о себе знать. Рекомендуются к использованию в особо жарких точках.
Крутящийся вопросительный знак - это интересное решение. Подобрав help, вы увидите открывшееся поверх замершей игры окно с пояснительным текстом. Например: "Вы можете взорвать эти ящики. И взять то, что в них лежит". Help встречается только на первых уровнях и используется, как tutorial.
И, наконец, laser sight - лазерный прицел. Это просто песня! Особенно вкупе с shotgun'ом. Тоненький, красненький, но хорошо видимый лазерный лучик позволяет легко прицелиться.
Вообще
Играть стало лучше, играть стало веселее. Улучшения в управлении и введение новых единиц вооружения подняли уровень геймплея. А возможность межуровневой записи разрешила проходить 20 уровней игры, иногда выключая компьютер.
Rage Software всегда делали динамичные, быстрые и очень красивые вещи. Expendable - не исключение. Аркадники - протрите "клаву" спиртом и быстрее на рынок!