Как мы и предсказывали, в этом сезоне в жанре авиасимуляторов особой популярностью пользуется Вторая Мировая война. И это, надо сказать, правильно. Что из себя представляет воздушный бой на современных истребителях? Автоматика засекла цель за 30 миль, пустили самонаводящуюся ракету, ищем на радаре следующую цель... увидеть врага можно, только если в игре имеется вид цели с внешней камеры... запиликал сигнал предупреждения - отстрелили антиракеты... не помогло - выпущенная неизвестно кем за 30 миль отсюда ракета попадает в хвост. Restart mission? Скучища... То ли дело - ревя мотором, уверенно зайти в хвост звену вражеских бомбардировщиков, стараясь избегать огня их турелей, но лишь досадливо морщась от единичных попаданий, поймать неповоротливую тушу тяжелого бомбера в перекрестие прицела, и, пока она медленно заполняет экран, жать на гашетку, глядя, как от каждого попадания разлетаются обломки - а потом смотреть, как враг валится вниз с оторванным крылом и остановившимися пропеллерами... и пусть в нашем собственном истребителе уже сквозняк от многочисленных пробоин, но мы еще дотянем до своих и сядем на брюхо, раз уж не выпускаются шасси!
В прежние годы подобному наслаждению мешал низкий уровень графики. Теперь, наконец, компьютеры развились достаточно, чтобы на самолет не стыдно было взглянуть вблизи. И - последствия не заставили себя ждать. Fighter Squadron: Screaming Demons over Europe - одно из них.
Что такое Screaming Demons? А это, как следует из названия, fighter squadron - то бишь эскадрилья истребителей, одна из лучших в ВВС США времен Второй Мировой. Однако эта эскадрилья далеко не единственная, в составе которой мы можем летать в игре. Эскадрилий всего 27, по 9 от каждой стороны (США, Великобритания и Германия), что же касается самолетов, то... барабанная дробь... Fighter Squadron - первый известный мне симулятор, в которой летать можно на любом из присутствующих в игре самолетов! Правда, они не охватывают, конечно, всех существовавших тогда моделей - их всего 10 типов, но зато - фанфары! - среди них имеются тяжелые бомбардировщики, включая легендарную "летающую крепость" B-17!
Не об этом ли мы давно мечтали? Описанный выше сценарий воздушного боя неплох, но ведь не менее привлекателен и другой. Четыре могучих мотора несут нашу огромную машину к цели; она летит спокойно и величественно, не суетится от каждого подрагивания ручки, как какой-нибудь истребитель, не кренится набок из-за крутящего момента пропеллера. Но вот по радио нам сообщают о приближающейся атаке. На истребители прикрытия надейся, а сам не плошай! Оставляем пилотирование пилоту и занимаем место одного из стрелков. Так и есть - наглый и самоуверенный истребитель противника уже у нас на хвосте и считает нас легкой добычей. А как ему понравится вот эта очередь хвостового пулемета? Ага, не нравится? Пошел вниз, уходя за пределы досягаемости верхней турели? Ничего - у нас и под брюхом турель имеется! Главное - в азарте боя по собственному самолету не попадать. И, между прочим, пока мы выполняем функции одного из стрелков, остальные тоже не зевают... Ну а когда внизу покажется цель - заводы или капониры береговой артиллерии - можно оставить стрелков разбираться с истребителями и лично обрушить на головы врагам тонны смертоносного груза.
Помимо американского B-17 Flying Fortress, из бомбардировщиков в игре имеется его британский аналог Avro Lancaster, а также их германский "меньший брат" Junkers 88. Кроме них, американские ВВС представляют уже знакомые нам истребители P-51D Mustang и P-38J Lighting, германские - Focke Wulf 190 и реактивный Messerschmitt 262A, а британские, помимо непременного Spitfire, представлены менее известными любителям авиасимуляторов истребителем Hawker Typhoon ("наследник" Hurricane) и двухмоторным истребителем-бомбардировщиком DeHavilland Mosquito. Таким образом, в игре нет пары классических самолетов - американского P-47 Thunderbolt и германского Me-109; ну да они достаточно представлены другими играми жанра.
Но, говоря о возможности полетать на любом самолете, я имел в виду не только разные марки. Fighter Squadron демонстрирует оригинальную игровую концепцию, предоставляя возможность уже по ходу миссии действительно пересаживаться в любой из самолетов (включая машины других эскадрилий и даже вражеские, если выставлена соответствующая опция). При этом кампаний как таковых нет. Имеется 30 отдельных миссий в трех районах (по 10 в каждом), и каждую из них можно проходить за любую из трех сторон; естественно, ваши задачи и брифинг различаются в зависимости от того, за кого и в составе какой эскадрильи вы проходите миссию. Что самое забавное - несмотря на возможность менять не только самолеты (т.е., де-факто, личности пилотов), но и подданство, игрок все равно привязывается к конкретному персонажу, который получает очки (а при удаче - награды) за каждую пройденную миссию. То есть вы можете пройти ее сначала за американцев, потом за немцев, и получить от тех и других ордена, которые пойдут в вашу общую копилку (аналогично пополняется и список сбитых вами самолетов). При переходе из одной армии в другую воинское звание автоматически меняется на соответствующее. Для успешного прохождения миссии достаточно выполнить ее цель - дотягивать до базы и сажать хоть какой-то из самолетов необязательно. Выполнение миссий и очки - несвязанные величины: очки определяются соотношением сбитых и потерянных вами самолетов. Награды и повышения зависят от обеих величин. Что, однако, неприятно - миссию нельзя прервать без последствий, ее текущее состояние в любом случае запишется как результат. Правда, ваш pilot log - текстовый файл, в котором нетрудно в случае чего подправить отрицательные очки.
Помимо основных миссий, в игре имеются dogfighting'овые (scramble), а также обучающие для каждой марки самолетов. Увы, в обучающих миссиях отсутствуют указания инструктора - почему-то этот странный и неприятный недостаток встречается в симуляторах не так уж редко. Кроме того, как и в WWII Fighters, имеется test flight - возможность опробовать в свободном полете самолет каждой марки. Нelp содержит исторические справки о самолетах и ряд их характеристик - но, к сожалению, без наиболее существенных для практики цифр, таких как скорости отрыва, посадки, срыва потока и т.п.; опять же как и в WWII Fighters. Вообще help внешний, в формате html (остается на CD-ROM), но в самой игре тоже имеются краткие справки по самолетам. Любопытный штрих - пока вы ползаете по этим справкам и вообще по менюшкам, из динамика звучат речи политических лидеров времен войны. Со временем, правда, это надоедает - речь Рузвельта я уже выучил чуть ли не наизусть. К игре прилагается также редактор миссий.
Естественно, что при наличии в игре столь разных самолетов физическая модель каждого отличается весьма заметно. К примеру, я наконец-то почувствовал тяжеловесность того же P-38, которая не ощущалась в WWII Fighters. Хорошо заметна разница не только в скорости, но и в крутизне поворота между разными истребителями. При взлете чувствуется и ветер, и крутящий момент винта. Рискованные маневры сопровождаются тряской, а злоупотребление критическими углами и скоростями может привести к разрушению машины - особенно это актуально для бомбардировщиков. В то же время бич крутых поворотов - срыв потока (stall) как-то не наблюдается, хоть я и включил его в опциях.
Посадка тоже показалась мне слишком легкой - мне случалось плюхаться довольно тяжело без каких-либо последствий, кроме того, я с первого раза успешно посадил B-17 "на глазок", без приборов (об этом ниже), и как ни лестно считать себя ну очень крутым летчиком, подозреваю, что допустимые диапазоны основных параметров все же превосходят реальные.
Вообще на эту мысль наводит не только посадка, но и прямые катастрофы. Разбиться вдребезги, конечно, можно. Но если воткнуться в землю не вертикально, а более-менее по касательной, хотя бы даже и на большой скорости - скорее всего, повреждения будут минимальными; летчик же даже в очень серьезных авариях, если только это не прямой взрыв самолета, гибнет редко (хотя в принципе погибнуть может, в том числе и от пуль - правда, их должно быть много). Вообще забавно - даже если самолет развалился на куски, та часть, что с кабиной пилота, сохраняет свою функциональность. То есть валяется на земле этакий кусок фюзеляжа с обломком крыла - но может стрелять из пулемета, выпускать и убирать шасси и даже отображается на карте наравне с целыми самолетами. А пилот может из него с парашютом выпрыгнуть. С парашютом, однако, имеется глюк - даже и при нормальном, с достаточной высоты прыжке летчик не останавливается, достигнув земли, а проваливается сквозь нее.
Вообще повреждения в Fighter Squadron отображаются лучше, чем в Microsoft Combat Flight Simulator, но хуже, чем в WWII Fighters. Обломки выглядят вполне живописно, но дырок от пуль не остается. Наземные объекты, будь то здания или техника, не превращаются в руины, а при взрыве исчезают полностью. Вблизи довольно неудачно смотрится дым и в особенности огонь, который представляет собой просто прямоугольный брус с оранжевыми переливами на гранях; непонятно, почему авторы не сделали дымные и огненные клубы - ведь клубящиеся облака вышли у них весьма натурально.
Раз уж мы добрались до графики, пора снова вспомнить WWII Fighters с их исключительно виртуальным кокпитом и, как следствие, плохой видимостью приборов. Увы, Fighter Squadron еще дальше развивает эту концепцию. Если в WWII Fighters можно было хоть бы три прибора вывести на передний план, то здесь нельзя и этого. Нам предлагают полностью реальную кабину, размеры которой намного превосходят размеры экрана. Это все, конечно, очень правдоподобно, но если настоящему летчику достаточно лишь скосить глаза, чтобы взглянуть на приборы, то нам приходится шевелить мышкой и жать клавиши, что, понятно, удобным не назовешь (особенно неудобна в этом плане кабина Focke Wulf'a, где при ракурсе по умолчанию приборов не видно вообще).
Кстати, в установках по умолчанию мышка почему-то отключена, так что рекомендую снять комментарии со строк InpViewPanXAnalog... в файле keyboard.inp (вообще, чтобы переопределить управление, надо редактировать вручную этот файл; кстати, так можно добавить и отсутствующую в раскладке по умолчанию возможность управлять каждым двигателем и пропеллером по отдельности). Мышку лучше класть под левую руку - тогда можно "крутить головой", не отпуская джойстика. Но это еще не все - на видах по умолчанию многие приборы мелковаты (особенно это касается больших кабин бомбардировщиков), и чтобы разглядеть их показания, надо увеличивать изображение (это делается так же, как и при масштабировании вида с внешней камеры). Надо, однако, отдать разработчикам должное - качество их виртуального кокпита выше, чем в WWII Fighters, и он не вызывает такого торможения, как там.
Авторы, конечно, поняли, сколько нехороших слов будет высказано по их адресу из-за такого интерфейса, и предусмотрели альтернативный вариант - можно вывести на экран типичную для современных истребителей рамку с индикацией (хотя, конечно, это сильно портит стиль) - но тут-то их, а заодно и нас, подстерег злобный глюк. Проявляется он под Direct3D и заключается в том, что текст (не являющийся частью рисунка) на экран вообще не выводится. Т.е. от индикации остается только рамка без цифр, и информационные окошки оказываются пустыми. Выпускать игры со столь ярко выраженными глюками - это, конечно же, безобразие. Будем надеяться, что появится патч.
Впрочем, одной лишь кабиной реализм не исчерпывается. Привычные поблажки типа "радаров" в углу, стрелки, указывающей на врага, и подписи под ним с объяснением его типа и расстояния - отсутствуют. Единственное что можно - это включить обычный для виртуальных кокпитов режим, в котором взгляд зафиксирован на цели (кстати, в этом режиме масштаб автоматически увеличивается). Нажатием кнопки можно также посмотреть на карту, но она занимает весь экран, так что одновременно с этим воевать не получится. У карты есть крупный и мелкий масштаб. Еще один момент, когда реализм не во благо - нет ни сжатия времени, ни перескока к следующему waypoint'у.
Что меня удивило, и не сказать, чтоб приятно - попадать во врага чрезвычайно трудно, труднее, чем в Microsoft Combat Flight Simulator.
Как-то раз, когда я летел на бомбардировщике, мы с вражеским истребителем несколько минут садили очередями друг в друга с довольно близкого расстояния - и в конце концов расстались, взаимно неудовлетворенные, с легкими повреждениями, но вполне способные продолжать полет. Тем не менее, победить в воздушном бою вполне реально - но стрелять издали практически бесполезно. Кроме того, когда ведешь огонь по цели, скорострельность заметно падает по сравнению со стрельбой "в молоко"; игра в целом при этом особо не тормозит, так что торможение происходит, вероятно, в какой-то отдельной процедуре, которая получает меньше процессорного времени при синхронизации. Сама стрельба выглядит достаточно блекло: вместо привычных светящихся трасс - какие-то красные треугольнички, оставляющие дымные следы. Гильзы не летят. Еще один момент, который, пожалуй, недостатком не назовешь - скорее это отсутствие достоинства: поставив игру на паузу, нельзя покрутить-посмотреть различные виды.
Графика в целом производит очень хорошее впечатление, будучи не только красивой, но и весьма шустрой. Самолеты отрисованы великолепно вплоть до самых крупных масштабов, да и рельеф очень неплох - не то что плоская, как стол, равнина с треугольными горами в Microsoft Combat Flight Simulator. Однако придраться есть к чему, даже помимо уже упоминавшихся недостатков. Действие всегда происходит днем, причем солнца на небе нет. Виртуально оно, впрочем, присутствует, и притом не в зените - освещение не только с внешних камер, но и внутри кабины зависит от положения в пространстве. Тени есть только у самолетов, находящихся не выше нескольких футов над землей - и отбрасываются эти тени вертикально вниз. Круги вращающихся винтов и колеса на близком расстоянии грешат угловатостью. Между комплексными объектами (такими, как поселок или аэродром) и местностью наблюдается некоторая нестыковка текстур - периодически мелькают пунктирные границы. Кстати, крупных городов нет - только небольшие поселения на десяток домов, зато они сделаны весьма качественно. Вода неподвижна, но зато это именно вода, а не покрашенный в синий цвет грунт - при падении происходит всплеск, и самолет тонет, а не просто взрывается.
Еще одна достаточно неприятная особенность - игра весьма прожорлива по части дискового пространства. Не верьте цифрам, которые вам укажут при инсталляции - при загрузке каждой из территорий на ваш диск будут дополнительно распакованы весьма солидные объемы (кстати, из-за этого миссии на новых территориях грузятся очень долго). В общем, желательно, чтобы перед установкой игры на вашем диске было свободно порядка гигабайта, тогда проблем точно не будет.
В целом, несмотря на ряд досадных глюков и идейных недостатков, Fighter Squadron - это игра для настоящих асов. Новичкам же, вероятно, следует начинать с чего-нибудь попроще.