О боже! Каждый день одно и то же. Как надоело путешествовать в этом вагончике, а ведь каждый божий день! Но смотришь на проплывающие под тобой пейзажи родных секретных лабораторий, людей, копошащихся над какой-то аппаратурой, роботов, вечно таскающих что-то большое и несуразное, и этот голос из динамика… хорошо, что с ремнём безопасности не надоедает!… Так вот, о чём биш я? Ах, да! Смотришь и думаешь, а ведь не для себя стараемся, а как и вся научная братия - счастьем человеческим занимаемся. Ну и ничего страшного, что при неправильном обращении с заготовками этого счастья можно облучиться и помереть в скорости, что же из того? Вообще, прикажете этим не заниматься?!
Вон, кретин в униформе и бронежилете бежит дверь открывать. Давай, давай - чем тебе ещё заниматься. Понаставили вас тут, лопухов… Все гордые из себя, как черви перед дождем, аж воспаряют иногда от сознания собственной значимости. Да кому вы нужны, если бы не наши.. Ладно, что-то я разошелся сегодня не в меру, мандражирую немного - сегодня же ответсвенный эксперемент. Хорошо бы всё прошло нормально!
Да, да, да! Здрасте, и вам здрасте и вас туда же… Ну народу сегодня! Так-с, оделись, обулись… Ну всё, пора. Сейчас вот по коридору, налево…Какой-то хмырь у начальника тусуется. Говорят о чём-то, даже спорят. Ох! Не нравится он мне, наверняка гадёныш какой-нибудь и ЦРУ и или ещё того хуже. Хотя, куда уж хуже. Ну да бог с ним, нехай там развлекаются, начальникам, как говориться - начальниково. А мы люди подневольные, но дело своё хорошо знаем. Всё, пора! Вот и заветная дверь. Двое чудиков в халатах. Явно меня ждали, тут же накинулись нотации мне читать. Да знаю я это всё, знаю! Двери давайте открывайте! И ведь надо же что придумали - порасставили везде этих “глазных” сканнеров и двери на них повесили… а меня в базу вообще завести забыли, типа я и никто тут вовсе! Ну ладно, вот оно мой реактор, вот он - дом родной, компутер с кнопочкой. Включаем, запускаем.. Эх! Красиво, черт возьми! Вот эту фиговину надо еще подкатить, чтоб… ой.. стой.. ай… Еп…….”
Вот с этого и начинается сама игра. И так, вы м-р Фриман, учёный, волей или неволей стоящий во главе, по сути дела, неудавшегося эксперемента. Но вы-то понимаете, что НЕ волей, ибо присутсвие ответственного хмыря в лаборатории у начальника явно на это намекает. Знать-то - оно хорошо, но обидно такой эксперемент провалить! Значит, надо выяснять - кто, зачем и почему. Очень не плохо было бы того хмыря найти и спросить… А кстати, вон он - за углом скрылся. За ним!
Враги, не совсем враги и совсем даже не враги
Вот только одно мешает догнать этого хмыря - в результате эксперимента, на родную нашу, секретную базу проникли кучи (читай - орды) монстров с другой планеты, а может, и другого измерения…
Разработчики подключили всё своё воображение, да ещё плюс немного плагиата. Зато выродки, надо признать, получились на славу. Здесь вам и маленькие гадёныши, смахивающие повадками на личинок из сериала Aliens. Вечно норовят неожиданно прыгнуть и вцепиться вам лицо. Какие-то двухлапые крокодилы, плюющиеся какой-то гадостью и бьющие хвостом с разворота (медвежата, как я мило их называю за цвет шкурки). Электрифицированные прямостоящие гады, гады большие и стреляющие, гады плавающие и кусающиеся, гады орущие и, похоже, что этим же и убивающие, гады притаившиеся и тянущие жертву к себе... Много гадов. Гады противные, колоритные и смертоносные…
Но в игре из противников будут не только чужеродные гады. Непостижимым образом (а ЦРУ , как всегда, непричём…), вашими врагоми станут подразделения спецназа. А вот этот противник доставляет самое большое количество хлопот. Те гады что - могут лишь подползти, подкрасться да укусить - ничего оригинального. А вот десантура - так просто звери! У винтовки у них есть и автоматы и гранаты с подствольными базуками. Засели долго в окопе? Не беда, вас оттуда мигом выкурят, набросав вам туда “лимонок” (прямо, как в “Крепком орешке” с Брюсом). Однако, вы - не самоцель для них. Вы - просто один из многих “лишних” объектов, подлежащих уничтожению, наряду с уже известыми нам монстрами, а потому, перестрелки и побоища между группами десантников и чудищами будут тоже не редкостью.
От просто шутеров игру отличает ещё и наличие NPC, а именно - ваши коллеги учёные и оставшиеся местами охранники, которые оказались не такими уж и плохими парнями. Если учёных теперь можно использовать лишь как ходячие глаза (имеется в виду их способность открывать для вас двери), то охранники вполне могут стать вашими боевыми товарищами и на ряду с вами, будут отсреливать попадающихся под руку супостатов, отпуская при этом различные хохмы, или хваля вас за очередной меткий выстрел.
AI разумных существ оставляет приятное впечатление, особенно спецназовцы. Стреляют грамотными короткими очередями, перебегают с места на места. Если их ранить, то ковыляя, пытаются ретироваться на задний план и продолжить ведение огня оттуда, присев на одно колено. Очень сильно раздражают автоматические пулеметные установки и ракетницы, часть из которых уничтожению не подлежит вобще (!). Причем, поседние превратят вас в решето за несколько секунд. Машинный интеллект сильно отличается от интеллекта живого противника, так как не боится умереть. Правда, если приглядется и раз этак 20 пройти по одному и тому же месту, используя quick load, то создаётся впечатление, что всё заранее запрограммировано и в AI особых ветвлений и случайностей не предусмотрено.Но к счастью, приглядываться вам не дадут!
Уровни
Уровней как таковых нет. Есть секретная лаборатория, простирающаяся на многие километры, в том числе, и под землёй. И ещё есть мир “чужих”, но это уже в самом конце. И вы потихоньку двигаетесь по всему этому безобразию. И, пожалуй, это первая игра, где загрузка бы следующей части была столь молниеносна, а потому и не возникает ощущения “уровневости” игры. Большие карты порезанны на несколько маленьких отрезков, которые грузится очень быстро.
Шаг за шагом вам предстоит продвигаться в поисках истины по разрушенным лабораториям, подсобным помещениям, водосборникам, глубинным заводам и шахтам, ядерным кладбищам и ракетным установкам, подстанциям и веткам метро, военным базам и секретным аэродромам. Будет, где и с кем порезвиться!
Хочется особо отметить и наличие таких вещей, как возможность использования различного неигрового оружия, типа станкового пулемёта или гаубицы. Вам даже предстоит навести и задействовать собственноручно лазерную пушку, установленную на спутнике. Местами вас будут донимать военные вертолёты. А я лично затащился от путешествия на управляемой вагонетке по подземным путям, да ещё с возможностью переключения стрелок пулеметными очередями (ну это прямо праздник какой то).
Технология
Если кто-то не знает, то сообщаю что Half-Life построен на движке Quake (1) от ID Software. Но осталось ли хоть что-то от старой поделки ID?.
Переработано почти всё. Появилось огромное кол-во разбиваемых предметов, масса движущихся практически по любым траекториям объектов. Прозрачные разбиваемые стёкла, прозрачная вода, местами даже с волнами. Неплохие тени, переработанное освещение, правда полностью динамичным оно не стало. Введена нормальная физика - к примеру, деревянный ящик в воде плавает, а взрывы имееют ударную волну, способную разорвать на куски и отбросить в сторону чьи-нибудь несчастные останки. Система выбора оружия, использует возможность движка “подвешивать” на одну клавишу несколько видов: 1 - монтировка; 2 - 15ти зарядный пистолет, кольт; 3 - пулемёт, с подствольной базукой, помповое ружьё, арбалет с оптическим прицелом; 4 - ракетница, химический лазер, что-то похожее на элктроразрядное устройство, лапа монстра, стреляющая оригинальными самовоспроизводящимися пулями; 5 - гранаты, радиоуправляемые мины, мины-ловушки, инопланетные жучки (кусаются очень больно, гады).Некоторые из них имеют по два варианта применения.
Очень неплохое звуковое сопровождение (поддерживается A3D и EAX стандарты 3D звука), которое только усиливает эффект присутсвия и реальность происходящего.
В итоге
Как минимум, это шедевр. И это при том, что используется очень старый игровой движок Quake. Огромная, просто титаническая работа программеров вызывает неподдельное восхищение. Выдержанная сюжетная линия и работа дизайнеров просто затягивает вас в этот страшный мир пост-катаклизма. Настоящий ужастик, в котором вам предстоит сыграть главную роль.
Но надо и поругать немного для приличия. Как сказано выше, использование хоть и кардинально переработанного движка Quake, всё же даёт о себе знать. В первую очередь - освещение. Свет ну никак не хочет “играть” бликами на вашем оружии, как это уже принято повсеместно (хотя каски охраны весело поблескивают хромированной поверхностью). Если мы входим в зону действия источника света, то свет на полигонах появляется как-то сразу, как буд-то его только-что включили. Оружие иногда раздражает своей перезарядкой. Да ещё подмечено, что в пылу борьбы игрок частенько держит кнопку огонь в зажатом состоянии, но оружие почему-то никак не хочет перезаряжаться, пока кнопка не будет отпущена, что создает прецедент…