Пришло время в очередной раз вернуться к такой немаловажной исторической эпохе, как освоение Нового Света. Эпохе во многом сложной и противоречивой, в которой лично мы с вами, да и наша богом забытая Россия никакого участия не принимали. Некоторые могут сказать, что это принесло довольство, новые технологии и процветание на весь вновь открытый континент... Ну, об этом надо спросить местных индейцев. Как бы то ни было, тема эта продолжает будоражить умы некоторых разработчиков, которые в результате производят на свет игры вроде той, что я вознамерился осветить.
Imperialism II - это пошаговая стратегия, основную часть времени которой занимает экономика. После этого многие могут сразу сморщиться, перекривиться и сплюнуть. Ну, кому что нравится. Кто любит наблюдать за покорно ждущими своей участи моргающими юнитами и просто входит в экстаз от пошаговых боев, тому, наверное, подойдет. Imperialism II в стратегическом плане построен относительно недурно, особых несуразностей отмечено не было.
Начинается все с того, что вы выбираете, за какую великую державу (Great Power) вы будете воевать. Можно, понятное дело, использовать как исторически верную и лично мне оттого более притягательную карту, так и случайно cгенеренную. Забегу вперед и скажу, что цель игры - получить контроль над более чем половиной провинций Старого Света, так что выбирайте страну, где этих самых провинций изначально побольше, разумеется, не забывая о ландшафтных ресурсах, которые приводятся тут же.
У вашей страны есть столица, как же без нее. Она-то и является средоточием всех зол, а заодно ресурсов, промышленности, рабочего населения и прочей живности. Все ресурсы, которые вы собираете с просторов вашей необъятной страны, должны либо по дорогам, либо морем доставляться в столицу. Что для этого надо? Правильно, для этого надо дороги, надо море, надо корабль и надо, чтобы он плавал. Море вам, так и быть, выделят, а вот дороги и корабли придется строить.
Раз заговорили о строительстве, можно остановиться на нем и поподробнее. Индустрия в Imperialism II представлена довольно живо и разнообразно. Суть любого производства состоит в том, что из ресурсов получается продукция. Ресурсами в игре являются древесина, шерсть, хлопок, олово, медь, железная руда, уголь, сахарный тростник, табак, пушнина. Продукцией же можно считать ткани, пиломатериалы, бумагу, бронзу, чугун, сталь, сахар, сигары, шляпы. Последние три являются предметами роскоши. Немного в стороне стоят такие немаловажные ресурсы, как зерно, мясо и рыба. Есть, правда, еще и лошади, но это так, ни рыба ни мясо, на них только ездить можно.
Рабочий класс, как ему и положено, не отличается особым разнообразием. Нанять одного рабочего можно всего лишь предложив ему пару единиц ткани, чтобы обмотаться. Правда, чтоб не сдох, его помимо всего прочего желательно кормить. Кормить, кстати, в игре надо всех: и рабочих, и войско, и флот. Правителю, вам то бишь, подкрепляться не полагается, но это уже мелочи. Да и чего с них требовать? Ведь такой жизненно важный ресурс, как пиво, в игре отсутствует напрочь. А покажите мне хоть одного рабочего, который бы в то время без него обходился?! Пиво пролетариату! Пива и зрелищ!
Если самый что ни на есть заурядный рабочий класс соответствующим образом натренировать - что, понятное дело, обойдется в копеечку, - то он, приобретя новые навыки и соответственно новые амбиции, станет работать гораздо лучше. При этом, правда, он начнет требовать дополнительные ресурсы. Существует три степени профессионализма: подмастерье (работает в 4 раза лучше, требует сахар пожевать), поденщик (работает в 6 раз лучше, чем обычный рабочий, требует сигары) и мастер (работает в 8 раз лучше, требует шляпы, причем, как и все другие ресурсы, каждый ход требует новую).
Но одними рабочими сыт не будешь. Есть и другие ключевые фигуры, без которых вам никак не обойтись. Во-первых, это Explorer (пятая версия, с клеймом Microsoft на лбу), который занимается тем, что разведывает наличие полезных ископаемых, на местах нахождения которых вы потом ставите шахты и подводите дороги. Во-вторых, строитель, который строит все фермы, шахты, а затем их модернизирует. Инженер также необходим для строительства. Он сооружает форты, порты... шорты, морты, прочие орты, а также дороги. Шпион, он, ясный пень, шпионит, теоретически позволяя красть технологии. Справедливости ради отмечу, что НИ РАЗУ успешного результата кражи технологии мной отмечено не было, зато убивали их с завидным постоянством. Есть еще купец. Ну, вы знаете: у вас товар - у нас купец. Этот занимается тем, что скупает земли в Новом Свете. Если вы купили у кого-то землю, то напасть на это племя другие великие державы смогут, лишь объявив вам войну. То же самое, кстати, распространяется и на вас. Железнодорожный инженер занимается исключительно строительством железных дорог, после того, разумеется, как вы их изобретете. Железные дороги позволяют вывоз 4 ресурсов с одного квадрата в отличие от одного или двух (после соответствующих исследований) ресурсов по обычной дороге.
Пару слов о флоте. Вы можете производить как военный, так и торговый флот, каждый для своих задач. Торговля осуществляется на основании старой, как мир, системы заявок и предложений. В соответствующем экране вы проставляете свои заявки и предложения. Ресурсы покупать дороговато, так что по возможности следует этого избегать. Если вы отказались купить заявленный вами товар, то страна, которой вы отказали, в этом ходу покупать у вас также ничего не будет. Следовательно, если не собираетесь покупать, нечего заказывать. Путем торговли вы получаете столь необходимые вам деньги, которые в основном расходуются на исследования и военные компании. Также деньги вы можете получить путем продажи некоторых ресурсов, которые вы найдете в Новом Свете: специи, золото, серебро, алмазы. Они продаются автоматически и на поздних стадиях игры являются основным источником доходов.
В вашем дипломатическом арсенале: возможность заключать мир и объявлять войну. Без объявления войны напасть на великие державы вы не можете, на все остальные - пожалуйста. Вы можете открывать торговое представительство, в результате чего после каждой сделки ваше влияние на второстепенные государства увеличивается и в конце концов может дойти до того, что государство само изъявит желание перейти под вашу опеку. Признаюсь, подобные явления приносят непередаваемое чувство удовольствия. Можно еще сказать, что, если вы являетесь важнейшим торговым партнером некой страны, то торговые соглашения будут заключаться прежде всего именно с вами. Для получения такого статуса нужно использовать различные торговые субсидии. Для усиления собственного влияния вы также можете открывать консульства. Помимо прочего в ваших силах заключать пакты, альянсы и приглашать страны вступить в вашу империю.
Вторжение на сопряженную с вами территорию, если это великая держава, начинается с объявления войны, если нет - то просто направляете туда свой гарнизон. Любое подобное передвижение требует денежных средств - чем больше армия, тем больше денег расходуется. В установках вы можете выбрать либо автоматический подсчет битв, либо их пошаговое разрешение под вашим неусыпным руководством. Следует заметить, что пушки в войнах играют очень значительную роль, потому как взять, например, форт без пушек вы вообще не сможете. Если вы собираетесь атаковать провинцию, отделенную от вас морем, то для этого необходимо сначала подготовить зону высадки. Для этого просто дайте команду вашему флоту, расположенному в непосредственной близости от провинции, которую вы собираетесь атаковать. Если у страны, на которую вы нападаете, есть флот, то она может попытаться сорвать вашу попытку. Исход решается боем, вам предоставляются конечные его итоги. После приготовления зоны высадки вы направляете свои войска - и, при достаточном их количестве, дело в шляпе. Видов войск в вашем распоряжении не так уж много: это три вида пехоты, лучники или единицы, их замещающие, три вида кавалерии и два вида пушек. По ходу совершения соответствующих исследований все юниты можно совершенно безболезненно совершенствовать, при этом будут тратиться соответствующие материалы.
В целом Imperialism II - довольно милая, безобидная, спокойная игрушка, которая с предусмотренной возможностью игры по сети до 6 человек способна порадовать тихой радостью сердца уставших от Alpha Centauri геймеров.