Похоже, мода на трехмерность докатится скоро до пасьянсов и крестиков-ноликов. Во всяком случае, такие традиционно двухмерные жанры, как квесты и стратегии, стремительно сдают былые позиции под натиском моды. Трехмерность появляется даже там, где в ней нет логической необходимости, примером чему служит новая разработка группы Jane (традиционно занимающейся симуляторами) - real-time стратегия Fleet Command.
Современный морской бой, собственно, трехмерного движка не требует. Прошли времена, когда адмирал лично расхаживал с подзорной трубой по палубе, а весь флот находился в зоне прямой видимости, потому как иначе невозможно обмениваться сигналами с помощью флажков. Теперь высшие офицеры флота сидят себе на командном пункте, куда стекаются переданные по радиоканалам сведения об оперативной обстановке, и практически так же, как и мы с вами, смотрят на дисплеи компьютеров, где эта самая обстановка отображается. Отображается в виде динамических карт с условными значками, а не в виде реальных трехмерных кораблей, самолетов и подводных лодок. То есть, по сути, здесь жанр стратегии слился с жизнью, отличаясь от нее лишь вымышленностью (и, понятно, определенной упрощенностью) ситуации, а не внешним видом. Но что хорошо для реального адмирала, плохо для среднестатистического геймера, который избалован модой, и не только в action или симуляторах, но и в стратегиях требует "сделайте нам красиво".
Клиент, как известно, всегда прав. Да и авторам игр, даже тем, кто работает в близком контакте с военными, как участвующая в проекте фирма Sonalysts, вероятно, тоже не достает военной строгости. Посему разработчики Fleet Command решили ввести в свою игру трехмерный вид "просто потому, что это круто".
Объемная картинка, впрочем, занимает не весь экран, а одно из окон, и служит не более чем иллюстрацией. Основные действия развиваются все-таки на карте. Однако, кликнув на карте на тот или иной объект, вы увидите его в 3D - причем если это вражеский корабль, то точность воспроизведения зависит от того, насколько полна ваша информация о нем. Несмотря на то, что возможности трехмерного движка все-таки ограничены и многие детали отображаются не отдельными полигональными объектами, а текстурами, корабли выглядят вполне натурально и живо - вертятся радары, поворачиваются пушки, ездят подъемники, крейсеры запускают ракеты, а авианосцы - самолеты.
Любители морских баталий, которые помнят, как тормозил в свое время двухмерный Harpoon II, могут обеспокоиться, не окажутся ли эти внешние красивости в ущерб точности моделирования боя. "Нет, - уверенно заявляют разработчики, - основная обработка графики переложена на 3D-ускоритель, не создавая дополнительной нагрузки на процессор". Так что траектории ракет и снарядов будут по-прежнему считаться аккуратно. Но не настолько, как в симуляторах - конкретное место попадания по трехмерному объекту не фиксируется. Определяется лишь, попал или не попал, а если попал, то уже генератор случайных чисел решает, какая из систем повреждена.
Но главные события разворачиваются все-таки на карте. Спецы могут воевать, глядя на реальные флотские обозначения тех или иных объектов, а новички могут включить рисунки корабликов и самолетиков. Игра, естественно, намного реалистичнее того, что принято обычно понимать под RTS, т.е. C&C клонов. Корабль массой в несколько тысяч тон, идущий на полном ходу, не может моментально развернуться через левое плечо кругом и двигаться в обратную сторону. И уж тем паче, если он потерян, то нельзя отстроить такой же за несколько минут. Ну и т.д. Единственное, что роднит Fleet Command с "танчиками-машинками" - это некоторые элементы интерфейса, например, возможность выделить мышкой группу кораблей и отдать им команду; в том числе можно выстраивать их в ту или иную формацию, хотя в современном морском бою формации уже не имеют того значения, что раньше. Характерный штрих - вы не можете командовать подводными лодками, когда они находятся на слишком большой для связи глубине. Кстати говоря, для тех, кто не любит строгий real-time, предусмотрена возможность останавливать игру и отдавать команды на паузе.
Вы можете командовать как совсем небольшими группами морских сил, так и целыми флотами. Вы отдаете им приказы о передвижении, атаке, патрулировании, разведке и т.д. Кстати, именно юниты, служащие разведывательным целям, будь то самолеты флота или дальние радары, являются уязвимым для противника элементом контрольно-информационной системы. Уничтожить же ваш командный пост (и вас вместе с ним) противник не может - равно, как и вы не можете уничтожить его мозговой центр. Это, конечно, минус реализму.
Кампания состоит из четырех больших этапов, каждый в своем регионе, разделенных на динамически генерящиеся миссии. По словам авторов, миссии эти будут весьма разнообразны. Последовательность прохождения регионов линейна, однако, внутри каждого из них вы определяете порядок достижения целей на свое усмотрение. Ресурсы переходят из региона в регион, так что, лишившись кораблей в одном из них, вы не получите их в следующем. Помимо компании, предполагаются также не менее дюжины отдельных миссий, обучающие миссии и редактор сценариев. Прилагается также немало справочных материалов по реальной военно-морской технике.
Многопользовательский режим предусматривает как войну всех против всех, так и кооперативный режим. Причем в последнем случае разные игроки могут командовать разными частями флота и юнитами - "хоть береговым складом", как шутит разработчик сценариев Дэн Боудлер (Dan Bowdler) - кстати, он 10 лет прослужил в американском флоте.
В общем, нам предлагается весьма продвинутая военная стратегия с элементами симулятора, настоящий морской бой. Это вам не крестики на бумаге рисовать...