Давненько я так не оттягивался! Несмотря на всю мою любовь к абстрактным играм "на карте", я и не ожидал, что они могут быть столь увлекательными...
Между тем, игра Fleet Command с первого взгляда вовсе не показалась шедевром! Разве что вступительный ролик порадовал. Вернее роликов целых два - традиционная мультяшка с выпрыгивающими из книг и монитора солдатами, танками и самолетами и другой - как бы документальная съемка на командном пункте. Отличные кадры! Они вводят в загадочный мир военных, которые и на военных-то не похожи. Военных, которые воюют, не выходя из своего рабочего помещения, не снимая отглаженных белых рубашек, не слыша грохота стрельбы и взрывов.
Между тем их война ничуть не менее интересна для моделирования, чем виражи пилота-истребителя или лихие подвиги группы коммандос. Более того, современная война делает их главными фигурами - командиров в белых рубашках, командующих военными действиями на экране дисплея. А раз так, то мы, глядя на монитор своего компьютера, можем испытать те же эмоции, что и они... Важно только не забывать, что за каждой меткой на электронной карте - боевая единица, которой важно вовремя дать команду - иначе она потеряется в круговерти боя. А потерянная боевая единица - считай, погибшая. Ведь только вы видите картину сражения в целом...
Игру Fleet Command от Jane's можно отнести к жанру "симулятор тактического командного пункта" или "имитатор морского боя в реальном времени с участием воздушных сил и береговых объектов". Сначала вам дает задания один из тех людей, которых мы видели во вступительном ролике. Между прочим, не всегда это мужик с размахом стратегической мысли в глазах - иногда это такая сексапильная негритяночка, что сразу хочется ее... с ней... хм... ну, в общем, раз в игре нет других возможностей, сразу хочется выполнить ее приказание.
А вот взгляд на игровое поле погружает в тоску. Парадоксальным образом оно напоминает самолетные симуляторы времен VGA, воспетые в свое время Пелевиным в "Принце Госплана". Только в каком-нибудь F-17 большую часть экрана занимал вид окружающего пейзажа, а где-то снизу и сбоку имелась электронная карта местности, на которой были видны самолеты, корабли, ракеты, радарные установки и т.д. Здесь же все наоборот - большая электронная карта и маленький квадратик, в котором имеется невнятное изображение кораблика или самолетика, который в данный момент выделен на карте. "Наши" объекты обозначаются голубыми значками, нейтральные - зелеными, вражеские - красными, а если отметка на карте почернела, значит, боевая единица выведена из строя и в данный момент гибнет окончательно - корабль тонет, самолет падает. Значки можно изменить на маленькие модельки, но разборчивость карты при этом сильно уменьшится.
И с этими значками на карте воевать? Вроде не больно-то интересно... Вспоминается Great Naval Battles и ему подобные, скучноватые, в общем, игры. Впрочем, довольно скоро выясняется, что маленькую картинку с изображением любого объекта (своего или вражеского) мы можем развернуть во весь экран. А дальше - любоваться ею со всех сторон, в том числе и снизу, и сверху - "телекамера" послушна нашей воле. Конечно, реализм изображения не дотягивает до уровня лучших современных симуляторов. Можно придраться к однообразной местности, покритиковать криво сделанный облачный покров. Но не стоит забывать, что перед нами все-таки игра на карте, а картинки в 3D - лишь приятное дополнение к ней! И в качестве такового они вполне хороши и достаточно подробны.
Например, подав команду авианосцу на запуск пары самолетов, можно потом развернуть его изображение во весь экран и наблюдать, как на платформе их поднимают на верхнюю взлетно-посадочную палубу, как они выходят на стартовую позицию, взлетают и берут курс туда, куда надо. Правда, если вы будете слишком увлечены просмотром этого вида, авианосец могут и потопить - враг-то не дремлет! Что ж, тогда можно полюбоваться тем, как на авианосце гремят взрывы, начинается пожар, и, наконец, апофеоз - судно тонет. После этого можно еще несколько минут смотреть, как корабль опускается в толще воды, и, наконец, ложится на дно. Ну, больше ничего интересного нам не покажут, можно переключаться на общий вид - поздравляю, вашу маленькую эскадру уже разгромили, самолеты и вертолеты посбивали, нужно начинать миссию сначала...
Ну ладно, с картинками все ясно. А что, собственно, делать-то надо? Руководить небольшим отрядом кораблей и приданных им боевых единиц. Выполнять задание, противоборствуя силам противника. Руководство выглядит так: кликнув на свой корабль или самолет: можешь его направить в определенное место, поручить атаковать какую-либо цель или дать иное задание (например, идентифицировать тот или иной неизвестный объект). По правой кнопке мыши выдвигается меню, с помощью которого можно дать некоторые другие задания, вроде возвращения на базу или применения определенных видов оружия. А у авианесущих кораблей и аэродромов есть и дополнительное меню Flight Deck - в нем имеется информация о количестве и типах самолетов и вертолетов и степени их готовности. Из этого же меню можно отдать приказ о запуске летучих средств ведения боя в дело. Но не увлекайтесь! Если у вас будет слишком много самолетов в воздухе, то уследить за ними глаз не хватит.
Реальное время есть реальное время. Иногда ничего не вообще не происходит, и для этих случаев имеется компрессия времени трех степеней ускорения. Но уж как начнется круговерть, так не зевай! Ракеты противников летят в сторону твоих сил пачками! По старой доброй традиции врагов всегда больше, и поэтому лезут они в бой отчаянно. В этот момент не отвлекайтесь от монитора, мыши и клавиатуры - иначе разделают вас подчистую! Можно, конечно, каждые полторы минуты разбираться в ситуации, ставя игру на паузу, но разве это достойно настоящего виртуального полководца? Напряженностью боев и количеством сил противника отчасти объясняется моя полная неудача выяснить силу компьютерного интеллекта противника. Пройдя множество миссий, не понял я, умный враг или глупый! Понял только, что его много и действует он быстро, очень быстро. А этого уже достаточно, чтобы держать вас в напряжении. А для тех, кому очень нужен еще и умный противник, существует мультиплейер по сети и Интернету.
А вот по поводу умственных качеств тех людей, которыми вы управляете, тут двух мнений быть не может: исполнительные, но явно без царя в голове. Особенно раздражает полное отсутствие признаков самостоятельного мышления. То есть если в корабль летит ракета, то системы противоракетного заградительного огня капитан активирует и без вашей подсказки. Но это чувство самосохранения, которое, как известно, инстинктивно. А если надо простейшую логику применить? Не выходит.
Вот пример. Надо уничтожить ракетные пусковые установки на берегу. Посылаешь самолеты, которые для начала должны идентифицировать цель - по "неопознанным объектам" стрелять приказать невозможно. До берега самолетам лететь долго, поэтому пока занимаешься другими делами. Через некоторое время интересуешься - что с отрядом? Болтаются в воздухе без всякой цели! Как так вышло? Очень просто. У них было задание распознать, что за объект? Было. Они приблизились, распознали - точно, вражеская пусковая установка! Казалось бы, должны сообразить и вдарить по врагу! Ан нет, задание по идентификации они выполнили и с чистой совестью перешли в режим патрулирования - ведь другого задания не было!
Думается, подобная туповатость ваших военных имеет специальный смысл - дать играющему почувствовать свою нужность и незаменимость. Нужно обязательно уследить за всеми подчиненными и дать им по ходу дела очередное задание. А если б подчиненные сами все соображали, то зачем вы-то тогда нужны? Давать самые общие указания? Тогда игра была бы не такой интересной, уподобляясь пошаговой стратегии - времени бы хватало на обдумывание всех действий.
Сейчас, играя во Fleet Command, постоянно находишься в некотором цейтноте - то и дело на разных участках "боевых действий" требуется твое вмешательство. В то же время здесь игрок освобожден от характерного для real-time'овых стратегий повторения тупых однообразных приемов (захватил ресурс - построил фабрику - выпустил побольше войск и техники - направил в бой - захватил следующий ресурс...). Да и сама игрушка куда реалистичнее - здесь вам не встретится ни танк, стреляющий на максимальное расстояние в 20 длин своего корпуса, ни пехотинец, который, ведя бой с танком, при попадании в него снарядов продолжает сражаться, пока зеленая полосочка индикатора его здоровья медленно тает и становится желтой или красной... Нет здесь, как в некоторых авиасимуляторах, сверхпрочных самолетов, способных дотянуть до базы после попадания десятка ракет!
Нет, здесь все сурово как в простой солдатской жизни. Угодила в самолет ракета - катапультируйся, самолет уже ни на что не годен. На вертолете, как я понял, лучше вообще не летать - увернуться или защититься от ракеты он практически не способен. А если в пролетающий "Боинг" ракета попала - извините, ребята, я не нарочно... В лучших традициях войн конца 20 века над полем (морем) боя постоянно летят куда-то "Боинги" и "Аэробусы", водный простор бороздят танкеры и рыболовные траулеры.
Естественно, в момент начала событий они - неопознанные цели, чтобы выяснить их мирный характер, надо идентифицировать. Но идентификация (также как любой другой вид радарной активности) ведет к повышению активности противника - то, что вы принимали за мирный пассажирский самолет, вдруг начинает плеваться ракетами "воздух-воздух": ба, да это родной МиГ-25!
Попытка использовать для идентификации 3D картинку (знаете, в некоторых авиасимуляторах еще до подсказки системы идентификации можно узнать принадлежность самолета по его силуэту) увенчалась неудачей - во Fleet Command до опознания цели 3D вид показывает абстрактный самолет или корабль. Зато после опознания есть возможность по горячей клавиши j сразу заглянуть в справочник и прочитать про объект все сведения. Кстати, справочник интересен для просмотра и просто так. Можно разглядывать его по странам (всего представлены вооружения 17 стран), можно - по видам оружия (например, торпеды).
Каждой боевой единице (кораблю) или виду техники посвящено три странички: подробные тактико-технические характеристики, фотография и компьютерное изображение, идентичное тому, что будет в игре. Сердце мое переполнилось гордостью, когда я прочитал, что фотографией нашей антикорабельной ракеты дальнего действия SS-N-19 (комплекс "Гранит") авторы игры не располагают. Нет, не дремлют доблестные контрразведчики, хоть что-то уберегли от шпионов! Правда, остальные виды российского вооружения, как на ладони...
В общем, игра Fleet Command горячо рекомендуется мною. Для всех, кто ценит реализм и динамичность, она подойдет. Но, учтите, при этом все-таки игра достаточно абстрактна. Те, у кого туго с воображением, продолжайте резаться в Dune-2000, там все юниты нарисованы!