Нас часто спрашивают, почему германские
пилоты одерживали так много побед.
Первая причина в том, что мы никогда
не испытывали недостатка в целях...
Гюнтер Ралл, германский ас,
сбивший 275 самолетов
Еще один авиасимулятор возвращает нас к временам Второй мировой войны. На сей раз действие его охватывает не отдельную операцию, а целую эпоху, начиная даже не с 1939, а с 1936 года, с гражданской войны в Испании, ставшей для европейских держав тестовым полигоном перед новой великой войной. На заре этой эпохи в воздухе еще можно было встретить бипланы, мало чем отличавшиеся от своих собратьев времен Первой мировой; а в финале ее, в 1944-45, небеса уже бороздили первые реактивные самолеты. Нам предлагается взглянуть на этот период глазами пилота наиболее результативных ВВС - Luftwaffe (36 германских пилотов превзошли отметку в 150 сбитых самолетов противника, при этом их лучший ас одержал 352 победы, в то время как рекорд лучшего американского аса - 41 победа, а лучшего советского - 61), пройдя боевой путь от первых боев в небе над Мадридом до последних отчаянных рейдов против бомбардировщиков союзников перед самым падением Берлина.
Впрочем, Luftwaffe Commander - это не эпическое полотно типа Red Baron, где моделируется каждый день войны. Почти 9 лет противоборства в воздухе (с августа 1936 по апрель 1945) представлены всего 50 миссиями.
Их можно проходить по отдельности в произвольном порядке, а можно (и, разумеется, наиболее интересно) - в режиме кампании, разделенной на 5 последовательных этапов по 10 миссий каждый (гражданская война в Испании, блицкриг во Франции, Битва за Британию, русский фронт (представлен период с декабря 1942 по декабрь 1943) и, наконец, война уже в самой Германии в 1944-45).
Кампанию можно проходить в двух режимах: Iron Cross - с настраиваемым уровнем сложности и возможностью перелетать неудачные миссии, и Knight Cross - максимальный уровень сложности с необратимыми, как в жизни, результатами. Кроме того, имеется пара dogfighting'овых режимов с возможностью настройки врагов (их недостаток в том, что нельзя выбрать местность, над которой разворачивается бой), единственная тренировочная миссия (пользы от нее крайне мало, она учит всего лишь взлетать и садиться на безоружном биплане) и возможность совершить тестовый полет на каждом из доступных игроку самолетов.
Таких самолетов 11, из них один тренировочный - Heinkel 72 и 10 боевых: биплан Heinkel 51, 4 модификации Messerschmitt Bf-109 - D, E, F и G, реактивный Messerschmitt-262 и самолеты союзников (выполняя миссии, мы, понятно, на них не летаем, но они доступны в dogfighting'е и многопользовательском режиме) - американские P-51D Mustang и P-39 Air Сobra (последний по ленд-лизу поставлялся в советские ВВС), британский Spitfire (модификация не уточняется) и даже один советский - к сожалению, далеко не лучший истребитель И-16, устаревший уже на момент начала войны. Кроме того, имеется 45 типов не управляемых игроком самолетов - это рекорд среди известных мне симуляторов (предыдущий рекорд принадлежал Red Baron 2 - всего 39 типов самолетов, из которых, правда, игроку доступны 22). Правда, не со всеми этими машинами вы встретитесь в режиме кампании, некоторые явно добавлены "за компанию" (каламбур, однако) - например, экзотический экспериментальный Me-163.
Вообще мне было бы интересно посмотреть на человека, который честно пройдет кампанию в режиме Knight Cross. Даже в режиме Iron Cross по ряду параметров Luftwaffe Commander оказался самым сложным из виденных мной симуляторов Второй мировой - но это еще не значит, что самым реалистичным. Хотя кое-где реализма действительно через край. В частности, нельзя опционально выставить бесконечный боезапас (как и бесконечное топливо, но этим лично я никогда не пользуюсь). Но если это, по крайней мере, соответствует реальности, то летные характеристики явно хуже, чем у настоящих самолетов. Все наши самолеты страдают от недостатка маневренности, некоторые из них вообще не способны выполнить мертвую петлю, другие - способны, но с трудом.
Самое смешное - это то, что реактивный Me-262, также как и все остальные самолеты, испытывает... крутящий момент пропеллера! К тому же, у того же Me-262 горючего хватает буквально на 10 минут полета, а на высоких скоростях, ради которых он, собственно, и создавался, он испытывает нестабильность почти так же, как простой винтовой Me-109.
С этими высокими скоростями вообще не все ладно. Если Me-109-F и G теряют управление на скоростях выше 700 км/ч, то более ранние модификации D и E, как ни в чем не бывало, разгоняются в пике до 1000 км/ч и выше, не только не разваливаясь при этом на куски и не испытывая малейшей вибрации, но и сохраняя возможность управлять рулями! Не назовешь реалистичным и то, что скорость и выпущенные закрылки практически не влияют на крутизну поворота (кстати, закрылки имеют лишь 2 позиции - выпущены и убраны, в то время как в реальности они выпускаются под разными углами). Однако стоит похвалить физическую модель за вполне натуральный срыв потока (stall) - отчетливо видно, что он зависит от угла атаки, а не только от скорости.
Но больше всего меня добили перегрузки. Всем известно, что при положительных и отрицательных перегрузках глаза заволакивает соответственно черной и красной пеленой - кровь отливает или приливает к голове. Для того чтобы выйти из этого состояния, всегда достаточно было устранить его причину движением ручки в обратном направлении. Но как вам понравится ситуация, когда никакой перегрузки давно нет, а красная пелена по-прежнему перед глазами? Более того, даже обратная перегрузка ее не убирает - т.е. в глазах темнеет, но краснота при этом остается, что уже полный нонсенс с точки зрения физиологии. И длиться это может несколько минут, а иногда, похоже, вообще бесконечно, причем хорошо еще, если сквозь красноту хоть что-то видно, но бывает, что она полностью заливает экран. Причем это не потеря сознания - вы по-прежнему управляете самолетом (когда вы теряете сознание при ранении, управлять им не можете - это авторы отследили). Да и какая может быть потеря сознания, если такое состояние может наступить буквально на ровном месте, от легкого подрагивания джойстика на низкоскоростном биплане? Короче, если хотите летать нормально, настоятельно рекомендую отключить перегрузки вообще (отменить опцию GLOC enabled).
Посадка легкая (при условии, что у вас работает двигатель, иначе может не хватить скорости), если вы садитесь на аэродром, то разбиться можно только при большом желании (в то время как, между прочим, 5% всех потерянных в войну Me-109 не были сбиты в бою, а разбились именно при взлете и посадке, виною чему - сильный крутящий момент пропеллера и слишком узкое расположение шасси у этих самолетов). Непонятно почему, впрочем, 109-й после посадки несколько раз подпрыгивает, как какой-нибудь несерьезный легкий биплан (262-й катится ровно).
Сесть на брюхо также не сложно, это можно сделать даже на большой скорости. Однако если вы садитесь не на летное поле, то по непонятным причинам уже после того, как самолет остановился, он утыкается носом в землю - особенно нелепо это смотрится в случае Me-262, у которого имеется носовое шасси - оно попросту проваливается в землю, как в воду. Кстати, посадка на воду внешне выглядит точно так же, как и на землю, с той же пылью из-под колес и ездой до остановки - после чего вам, однако, пишут, что вы погибли (а вот падение самолета в воду отслеживается в большинстве случаев корректно, т.е. рисуется не взрыв с последующими горящими обломками, а всплеск и расходящийся по воде круг - но и тут, однако, не всегда).
Еще один - притом весьма неприятный - глюк, связанный с вынужденной (не на аэродром) посадкой - не всегда правильно отслеживается момент остановки. Т.е. скорость уже 0, а игре все кажется, что самолет еще катится, и будет казаться неограниченно долго - а это значит, что вы попросту не сможете завершить миссию, сохранив ее результаты (выпрыгнуть из самолета, когда он уже на земле, нельзя). Если такая неприятность случилась с вами на "Мессершмитте", попробуйте убрать шасси - а вот если на "Хенкейле", где шасси не убираются, придется вам проходить миссию заново.
Традиционная поблажка в виде целеуказания присутствует даже в режиме Knight Cross, причем сделана довольно необычно - тип цели, ее высота, направление и расстояние отображается на циферблате компаса; на кокпите же имеется переключатель "друг/враг".
Сбивать самолеты противника достаточно сложно, и не только из-за ограниченного боезапаса - попадать в цель тяжело, и валится она обычно отнюдь не с одной очереди. Это вам не WWII Fighters. В общем-то это правильно, однако авторы и тут, стремясь к максимальному реализму, перегнули палку, из-за чего две модели самолетов - Battle и He-72 - оказались вообще практически неубиваемыми (этот баг документирован в readme).
При стрельбе целиться надо в двигатели и фюзеляж, попадания по крыльям практически бесполезны; в отличие от остальных виденных мною симуляторов Второй мировой, в Luftwaffe Commander самолет представляет собой единое целое, т.е. отстрелить крыло или хвост невозможно (в Microsoft Combat Flight Simulator (MCFS) это можно, хотя и весьма трудно). Уязвимость вашего самолета достаточно заметно различается от модели к модели (Me-109G, к примеру, намного прочнее Me-109F), но словить пару десятков очередей и после этого все еще лететь, как в MCFS, не надейтесь в любом случае. Нередко роковой оказывается первая, а еще чаще - вторая-третья очередь. Учтите кстати, что в лобовой атаке вражеские истребители практически не промахиваются, то же относится к пулеметам на аэродромах (а вот того, чтобы в кого-нибудь попала зенитка, я не видел ни разу, хотя бывало, что разрывы ложились очень близко). Совершенно нереалистичны столкновения самолетов: на земле они вообще не отслеживаются, т.е. машины проезжают друг сквозь друга, а в воздухе происходит фактически то же самое, но с грохотом и обычно незначительными повреждениями для таранящего.
Отдельная диагностика повреждений, как в MCFS и WWII Fighters, не выводится - как и реальный летчик, вы можете судить о них лишь по показаниям приборов да по дыму, валящему из двигателя. При очень смачном попадании двигатель может заглохнуть сразу, но обычно признаком скорого и неизбежного конца является стрелка датчика температуры масла или температуры охладительной жидкости (бывает, что и они обе), упершаяся в ограничитель (надо отдать должное разработчикам: Luftwaffe Commander - первый авиасимулятор, в котором мне реально пришлось следить за показаниями этих приборов). Если эти стрелки лишь отклонились вправо, то, сбросив тягу и увеличив скорость (опустив нос) вы еще можете спасти двигатель, но если именно уперлись, это станет только временной отсрочкой, и где-то в течение минуты он заглохнет от перегрева (кстати, "посадить" двигатель можно и без внешних повреждений, если слишком круто карабкаться вверх, совмещая, таким образом, высокие обороты с низкой скоростью - в особенности это актуально для He-51 с его воздушным охлаждением). Также вам могут пробить бензобак, в результате чего быстро иссякнет топливо.
Обычно все повреждения сводятся в конечном счете именно к остановке двигателя, но в очень редких случаях все-таки нарушается аэродинамика, и самолет начинает неудержимо крениться вниз. В этом последнем случае надежда только на парашют - выровнять машину для посадки не удастся. Но просто с остановившимся двигателем сесть можно, хотя и рискованно. Помимо повреждения самолета, могут ранить и вас (для этого машину должны изрешетить ну очень сильно) - в этой ситуации тоже нужно немедленно прыгать, иначе после двух-трех обмороков вы потеряете сознание окончательно.
Выпрыгивание с парашютом сделано весьма реалистично, это вам не MCFS, где можно выскочить из пикирующего самолета в 10 метрах над землей. Здесь, во-первых, на то, чтобы выбраться из кабины, требуется время (несколько секунд, но когда машина падает, сорвавшись в штопор, каждая секунда критична), а во-вторых, высота должна быть достаточной, чтобы парашют успел раскрыться. Управляемые компьютером пилоты, кстати, всегда выпрыгивают из подбитых машин, даже если это означает для них гибель; попытки сесть на вынужденную не предпринимаются. По парашютам можно стрелять, они от этого схлопываются, но с вами так не поступают.
Тут, однако, надо отметить еще один неприятный момент, связанный, должно быть, все с теми же попытками "перереальничать" реальность: игра не умеет корректно отличать мелкие повреждения от безнадежных. Это касается как чужих самолетов, так и вашего. В первом случае это отражается не лучшим образом на статистике ваших побед: ваш счет пополняется, только если после вашей очереди сбитый самолет камнем пошел вниз. Если же он еще некоторое время полетал, волоча за собой дымный хвост, и лишь потом грохнулся на землю, считается, что вы тут как бы и ни при чем. Это сильно раздражает и заставляет тратить боезапас на уже обреченного врага с остановившимся мотором, лишь бы его записали на ваш счет (и ведь не всегда помогает - нередко он успевает грохнуться раньше).
Когда же подобным образом подбит ваш самолет и вы прыгаете с парашютом, то на дебрифинге с удивлением узнаете, что в ваше личное дело вписано взыскание за "оставление работоспособного самолета"! Самих бы их в такой работоспособный посадить, посмотрел бы я на них... Да, в принципе самолет с неработающим двигателем еще можно посадить, однако вообще-то это подвиг, а не обязанность. И более того - как-то раз после такого приземления я получил... Нет, не награду, а взыскание за неразрешенную посадку! Короче, издеваются, как хотят. Поэтому мой вам совет - после того, как заглох мотор, держите высоту до упора, пока самолет не сорвется в штопор, и лишь потом прыгайте (важно, конечно, успеть, пока высота позволяет). В этом случае, скорее всего, у игры сработает условный рефлекс на падение камнем вниз, и претензий к вам не будет - но и то без гарантии.
Если, несмотря ни на что, вам все-таки вписали это чертово взыскание, можете вычистить его любым hex-редактором из своего .dat файла (число взысканий хранится по смещению 8Сh). Я считаю, что честный геймер имеет право бороться с глюками игры хакерскими средствами. Если вы набираете более трех взысканий, вас увольняют из Luftwaffe.
Нормальное же течение вашей карьеры отмечается, как положено, наградами и повышениями в звании; кроме того, ведется счет всех ваших воздушных побед с разделением на страны, которым принадлежали сбитые самолеты. Стран этих 6 - США, Великобритания, СССР, Франция, Бельгия и Нидерланды (ваши победы в Испании фиксируются, но в отдельный перечень не включаются, т.к. формально вы в это время служите не в Luftwaffe, а в добровольческом легионе "Кондор").
Вообще статистика выводится красиво: воздушные победы - в виде значков на хвосте самолета (к сожалению, только в разделе меню, а не в игре), погоны и ордена - на вашей парадной форме. С наградами, однако, имеется еще один досадный глюк: по нескольку раз могут давать один и тот же орден, что, разумеется, противоречит германской наградной системе, причем, судя по тому, что число орденов при этом не меняется, авторы это знают - глюк явно программистский, а не идеологический. Это бы не так раздражало, если бы не моя уверенность, что старые ордена дают вместо новых. Кроме того, иногда после анимации с орденом вылезает сообщение о неустранимой ошибке.
Кампания строго линейна, все параметры миссии (ваш самолет, его оснащение - дополнительный бак или бомба, число союзников и т.п.) жестко фиксированы. Разумеется, у каждой миссии есть своя цель - экскорт, свободная охота, перехват и т.п. - но, в отличие от других симуляторов, выполнять эти задания совершенно не обязательно. Миссия считается успешно завершенной, если вы сели на любой из дружественных аэродромов, т.е. вы можете попросту при взлете оторвать шасси от земли, тут же выключить двигатель и опуститься обратно - и получите свой Mission accomplished. Понятно, что наград вы за это не получите, но и взысканий тоже. Миссия также успешно завершена, если вы приземлились на парашюте или сели на вынужденную - за исключением ситуации, когда вы попали при этом в плен, но вероятность последнего чрезвычайно низка. Как-то раз я даже сел прямо на вражеской базе и все равно увидел надпись "You are rescued". Правда, когда я сел посреди Лондона, меня все-таки зацапали.
Таким образом, независимо от задания фактически суть любой миссии сводится к тому, чтобы долететь до ближайших (или наиболее понравившихся) врагов, сцепиться с ними, и после того, как боезапас израсходован (его в самом лучшем случае хватает на 4-5 самолетов, лишь в последней миссии мне удалось сбить 8), возвращаться на базу - если еще есть на чем, разумеется. Да и командование явно ценит воздушные победы выше, чем выполнение формальных целей миссии - награды мне вешали именно после результативных боев в воздухе, иногда даже за единственный самолет, а за 6 "собственнопушечно" уничтоженных кораблей не дали ничего.
Несколько советов по тактике воздушного боя. Бомбардировщики, как правило, являются легкой добычей; они, конечно, отстреливаются, но обычно вяло и не метко. Однако если вы видите, что бомбардировщик не летит тупо вперед, а мотается из стороны в сторону и при этом открывает огонь уже при полукилометровом сближении, возможно, есть смысл оставить его в покое и поискать более покорную жертву. Ни в коем случае не следует оставлять такой бомбардировщик у себя в тылу - он умеет стрелять не только назад.
Среди истребителей тоже попадаются идиоты, позволяющие спокойно сесть себе на хвост; думаю, однако, что это не глюк AI, а просто отражение того факта, что среди пилотов противника есть и асы, и новобранцы. Так вот, если вы имеете дело с асом и он пытается зайти вам в хвост, крутиться на месте бесполезно из-за плохой маневренности, и по той же причине бессмысленны приемы стряхивания с хвоста типа "иммельмана" или split-S. Вместо этого в момент, когда расстояние между вами и противником не меньше, чем 0.4 км (иначе станете удобной мишенью) выжимайте максимальную тягу и разворачивайтесь к нему хвостом, одновременно уходя к земле для дополнительного набора скорости. Он увяжется за вами, но будет отставать - ваш 109-й способен уйти практически от всех, кроме "Мустанга". Если он все-таки не отстает, прижимайтесь к земле - скорее всего, он либо испугается следовать за вами, либо врежется. Когда дистанция между вами станет около 3 км, резко разворачивайтесь ему навстречу, одновременно сбрасывая тягу до минимума - вы как раз успеете занять удобную позицию, чтобы встретить его огнем в лоб. Учтите, что на 109-м пулемет слегка смещен вправо, поэтому, держа его на прицеле, вы на самом деле идете не лоб в лоб, а под небольшим углом (что спасает вас от его огня), и целиться надо не по центру, а чуть правее.
Что касается Me-262, то оптимальная тактика для этого неповоротливого монстра демонстрируется в заставочном клипе: когда враг на хвосте, сбрасываем скорость до минимума, он не успевает затормозить и проскакивает мимо, тут-то и получая свою очередь в хвост (конечно, в реальном бою подобное до добра бы не довело). Кстати, когда вас подбивают и у вас глохнет мотор, иногда удается нанести таким же образом последний удар возмездия.
Хотя в большинстве случаев сами по себе воздушные бои вполне увлекательны, к дизайну миссий имеются серьезные претензии. Прежде всего в ряде миссий имеются откровенные глюки, выражающиеся в безумном поведении управляемых компьютером самолетов (AI в игре вообще оставляет желать лучшего). То враги толпами разбиваются сами собой, то свои, вместо того чтобы лететь к цели, кружат на месте или летят черт знает куда и тупо разбиваются об какую-нибудь гору. Причем при рестарте миссии все повторяется. Я не понимаю, как можно было выпускать игру, не пролетав каждую из миссий. Другие претензии - идейного свойства.
Часто приходится слишком долго лететь до цели; возможности перескочить к следующему waypoint'у нет, как нет и самих waypoint'ов (а в режиме Knight Cross самолет не отображается на карте, так что ориентироваться можно только по местности и другим самолетам своей эскадрильи). Есть, правда, сжатие времени, но и с ним полет может тянуться слишком долго. (Выручает, правда, поблажка в виде двух режимов автопилота - один обеспечивает полет по прямой, другой - полет в строю.) Особенно напрягает испанская кампания - летать приходится на He-51, это тихоходный биплан с низкой маневренностью, плохой характеристикой набора высоты и воздушным охлаждением, из-за которого мотор может заглохнуть прямо при взлете - и вот на этой колымаге приходится отлетать почти всю кампанию, в то время как счастливчики из соседней эскадрильи наслаждаются новенькими Me-109D.
Дальше жизнь становится веселей, но - можно было сделать наш боевой путь и поинтересней, а то постоянно приходится воевать на каких-то второстепенных направлениях. За всю французскую кампанию ни разу не приходится пролететь над Парижем (это возможно только в dogfighting'e), а Москвы в игре вообще нет - на русском фронте мы воюем на юге и не летаем дальше Ворошиловграда. Кстати, советские пилоты меня откровенно разочаровали: если британцы и американцы часто атаковали мой самолет, то русские только и умели, что убегать и уворачиваться. Это несмотря на то, что ряд их самолетов, те же Ла-5, превосходили по летным характеристикам мой Me-109F.
Игра выпущена SSI, но делала ее Eagle Interactive - та же фирма, что и UltraFighters, поэтому движок весьма узнаваем. Сразу скажу - существенные улучшения, по сравнению с UltraFighters, налицо. В первую очередь это касается дыма и огня, которые там вообще не заслуживали литературных слов, а здесь вполне пристойны (хотя до уровня WWII Fighters не дотягивают).
Но недостатки не изжиты полностью - рельеф по-прежнему состоит из раздражающе крупных плоскостей (однако в русской кампании почему-то авторам удалось сделать плавный рельеф), и самолеты сохранили некоторый налет игрушечности. Истребители, правда, выглядят вполне достойно, а вот бомбардировщики смоделированы откровенно грубо, с гранеными двигателями, непрозрачными или вовсе отсутствующими башнями турелей и т.п.
Зато что меня порадовало, так это вращающиеся винты: они просто идеальны. В то же время остановившиеся винты у некоторых моделей самолетов рисуются глючно, торчат откуда-то из фюзеляжа или, наоборот, висят в воздухе перед двигателем - опять-таки не понимаю, как можно было это не проверить. У реактивных самолетов не видно выхлопа двигателей.
Наземные объекты выглядят достаточно симпатично, но города и здесь нарисованы на плоскости, над которой иногда поднимается лишь один квартал трехмерных домиков или пара знаменитых сооружений типа лондонского Парламента или Эйфелевой башни (впрочем, они здесь все-таки похуже, чем в MCFS, да и меньше их). Самолеты - единственные динамические объекты в игре; редко встречающиеся корабли и танки неподвижны.
Разрушения выглядят средненько; у самолетов, как уже говорилось, ничего не отрывается, зато рисуются дырки от пуль, чего не было в MCFS (однако с натурализмом дырок в WWII Fighters не сравнить). От бомб остаются плоские рисованные воронки. Хуже всего то, что если бомбежки оставляют за собой руины, то многие объекты, расстрелянные из пушек, погорев, опять выглядят, как новые. Корабли не тонут.
Авторы поленились сделать разнообразные текстуры, поэтому однотипные самолеты или ангары имеют одинаковые номера, и более того, некоторые самолеты, участвовавшие в испанской войне, и во Второй мировой летают с испанскими эмблемами. Самое же забавное - это зимние текстуры в летних миссиях в России. Солнце, как ему положено, светит и слепит, но всегда болтается где-то возле зенита - все миссии дневные.
Кокпиты недостаточно индивидуальны - расположение приборов у каждого свое, но сами циферблаты, сильно различавшиеся у разных самолетов, часто одинаковы.
Главное достоинство движка, на мой взгляд - это его скорость, которая ничуть не снижается, когда в воздухе 3 десятка самолетов. Подтормаживание иногда возникает только в облаках, которые при этом не особенно удачны - издали они кажутся пластилиновыми, а вблизи похожи на скомканную тюлевую занавеску.
Говорят в игре только по-английски, но при этом с весьма удачно подобранными немецкими интонациями. Музыка тоже неплоха, хотя хотелось бы большего разнообразия.
В общем и целом - у игры были хорошие задатки, но выпустили ее откровенно сырой. Впрочем, слова "версия 1.0" внушают надежду, что дальше последуют более "вылизанные" версии. Однако, несмотря на все недостатки, даже то, что есть сейчас, вполне играбельно и достойно внимания любителей авиасимуляторов.