Для многочисленных поклонников Total Annihilation, вероятно, станет сюрпризом, что новая игра от Cavedog, выходящая под этим названием с приставкой Kingdoms, не имеет никакого отношения к предыдущему сюжету. А именно - на сей раз война на Полное Уничтожение разворачивается в мире фэнтези.
Противостоящих рас четыре: Aramon, Veruna, Zhon и Taros. Каждая из них соответствует одной из четырех базовых стихий - земли, воды, воздуха и огня соответственно. Но если средневековые философы полагали эти элементы находящимися в космической гармонии, то авторы игры судили иначе, зачислив стихии земли и воды в разряд добра, а огня и воздуха - зла. Очень интересно, чем это будут победившие добрые силы дышать в безвоздушном пространстве - о необходимости греться и готовить пищу я уж и не говорю. Впрочем, с тем же успехом могут победить и их противники.
Естественно, каждая раса имеет свои особенности. Aramon наиболее продвинуты по части технологий - на средневековом, разумеется, уровне. Опирающиеся на стихию воды Veruna, как нетрудно догадаться, имеют мощный флот. На вооружении Zhon состоят драконы и прочая летающая нечисть; кроме того, их бойцы не боятся сильнопересеченной и труднопроходимой местности и большие специалисты в области партизанской войны. Наконец, на стороне Taros сражаются мертвецы, вышедшие из геенны огненной. Любопытно, что магия является в игре орудием сил зла; силы добра противопоставляют им достижения науки (такие, например, как порох), что не может не радовать старого материалиста вроде меня.
Концепция управления ресурсами претерпела весьма значительные изменения по сравнению с первой игрой. Ресурс теперь всего один - "мана" (вообще-то, всю жизнь мана была магической энергией, и не совсем понятно, как из нее делать крепости и катапульты, ну да ладно). Причем не требуется строить специальных зданий и юнитов для ее добычи, транспортировки или переработки. Каждое выстроенное здание автоматически добывают эту самую ману в закрома родины. Но, разумеется, не все так просто - строить здания можно только в специально отведенных местах. Число которых, как говорят математики, конечно и счетно. А потому важным элементом стратегии, необходимым для победы, становится захват и удержание этих мест.
В остальном методика строительства похожа на Total Annihilation. Изначально у вас есть главный юнит (раньше это был командир (commander), теперь монарх (monarch)), который способен создавать основные структуры. Далее вы можете разжиться рабочими, которые умеют строить и ремонтировать. Как и в прошлой игре, строительством или ремонтом одного объекта могут заниматься несколько юнитов одновременно, что, понятно, повышает скорость процесса. Темпы вашего строительства и развития определяются соотношением темпов добычи и расхода маны.
Надобно заметить, что наш монарх - весьма деятельный правитель: он не только от работы не отлынивает, но и повоевать не прочь. Да как еще повоевать - от него больше толку, чем от его коллеги из прошлой игры - командира. У монарха каждой расы имеется свое особо мощное оружие (даже несколько видов такового, у Verun'ского, к примеру - три, и каждое последующее мощнее, хотя и дороже, предыдущего). К тому же, в условиях более простой системы добычи ресурсов и наличия рабочих, которым можно поручить ремонтно-строительные работы, монарх не столь обременен заботами по хозяйству и может больше заниматься более благородным, с точки зрения средневековой морали, делом - убийством себе подобных.
Однако ни монарху, не его подданным теперь недоступны победы "кавалерийским наскоком", лихим рейдом в самом начале миссии. Разработчики теперь более тщательно позаботились о балансе, и потому каждая из сторон обладает достаточными силами, чтобы отбить атаку любого оппонента. Выход один - развиваться, развиваться и развиваться, превращая ваши наступательные силы в реальную угрозу для врагов, которые тем временем тоже не дремлют.
Структура кампании напоминает Rival Realms или болгарскую игру "Царь", о которой мы уже писали: игра сочетает в себе элементы RTS и RPG. Для каждой расы имеется 10-12 последовательных этапов (сценариев), причем герои переходят с одного из них на другой вместе с накопленными навыками (кстати, ветеранские юниты от простых отличаются даже внешне - к примеру, золотыми доспехами). Задачи этапов варьируются: в одних случаях перед нами классические RTS'ные миссии со строительством, управлением ресурсами, захватом новых территорий и т.п., в других ничего этого нет, а надо просто, имея фиксированные силы, проводить в безопасное место какого-нибудь важного персонажа. Впрочем, если вы не любитель игр типа Myth и стратегии прочно ассоциируются у вас со строительством и захватом баз - или если вы просто уже прошли все кампании - то можете выбрать многопользовательский режим, задать в качестве оппонентов компьютер и играть обычные RTS'ные миссии.
С точки зрения графики игра также отличается от предшественницы, хотя некоторые трехмерные эффекты и подход к моделированию рельефа сохранились. Объекты, однако, стали заметно более крупными и детализированными. По воде ходят волны, магия сопровождается всевозможными цветными фейерверками. Немалое внимание уделено плавной и реалистичной анимации; в частности, летающие юниты разворачиваются в воздухе совсем не так, как солдат, получивший команду "нале-во!" Естественно, поддерживаются 3D-карты.
Интерфейс вполне прост и понятен. Юниты можно объединять в группы. Состояние вашего прихода/расхода (маны, разумеется) отображается в углу экрана. Нет сложностей с перемещениями по большой карте и отдачей приказов отдельным юнитам и группам. Вы можете задавать для ваших бойцов уровни агрессивности, определяющие их поведение при встрече с более или менее сильным врагом.
Многопользовательский режим, помимо уже упоминавшейся эмуляции его на одном компьютере, позволяет сразиться с реальными противниками по локальной сети и Интернету (Cavedog открыла новый бесплатный сервис - Boneyards). Можно задавать различные параметры игры (например, считать ли гибель монарха поражением, возможно ли заключение союзов и т.д.)