Так называемые спортивные менеджеры в игровом мире имеют давнюю историю. Они никогда не пользовались сумасшедшей популярностью за счет общей неказистости, но своих поклонников, причем преданнейших, эти игры имели всегда. И сегодня я попробую рассказать Вам о причинах этого на примере игры от Eidos Interactive, вышедшей этой весной - Championship Manager 3.
Что представляет собой типичный представитель этого семейства, которое уважительно именуют спортивными стратегиями? В этих играх Вы берете на себя роль тренера, администратора или даже президента компании, в зависимости от избираемого уровня сложности и особенностей конкретной игры. Что касается видов спорта, то на серьезном уровне были представлены лишь футбол и... "Формула-1". За океаном третьи фирмы регулярно выпускают менеджеры американских профессиональных лиг (американский футбол, бейсбол, баскетбол), мне попадался даже бокс, но в силу узкой направленности и практически полного отсутствия графики, эти игры вряд ли когда-то получат мировую известность.
И действительно, зачем в бизнесе графические изыски? А спорт, в понимании разработчиков игровых менеджеров - это прежде всего бизнес, а тот же футбол - это не только шоу для зрителей, но ежедневная, кропотливая работа всего персонала клуба. А футбольный матч, как лакмусовая бумажка, призван лишь оценивать результат работы администрации команды.
Вы когда-нибудь видели аккуратные биржевые столбики в газетах? Думаю, хоть раз наталкивались. Усложним задачу: а пытались в них хоть что-нибудь понять?
К счастью, подобных наворотов здесь нет, но разбираться в приличном ворохе статистической информации Вам предстоит. Иначе без постоянного детального анализа ситуации в своем клубе и за его пределами Вы очень быстро окажетесь без работы. Практически в этом и заключается вся суть любого игрового менеджера - сбор информации, ее последующий анализ и принятие адекватных действий.
Сообщил скаут о подающем надежды молодом игроке в заштатном клубе 3-его дивизиона чемпионата Дании, прикидываем, сможем ли мы его задействовать (от безвылазного сидения на лавке толку не много) и принимаем решение о его приобретении. Для чего, вполне возможно, придется высвобождать определенную сумму, расставаясь с каким-либо игроком, или изыскивать иные внутренние резервы. А если окажется, что скаут погорячился, а точнее, погорячились Вы, принимая на работу этого скаута? Или же, наоборот, скаут сработал грамотно, но существует естественный процент отбраковки в селекционной работе. Это всего лишь один из показательных фрагментов в подобных играх, и детальнейшая проработка различных ситуаций вокруг футбольного поля здесь ставится во главу угла.
Вообще, на данный момент два солидных издателя отчаянно конкурируют за лидерство в этом жанре - это уже упоминавшийся Eidos Interactive и Gremlin Interactive со своей серией Premier Manager. Eidos в последнее время упирает на еще более углубленную внутреннюю детализацию в сочетании с общей глобальностью - Вы можете начать свою карьеру тренера в одной из 15 стран мира, начиная с английской премьер-лиги и заканчивая японской J-лигой. Причем, Вы занимаетесь чисто тренерской работой - над Вами есть совет директоров клуба, распределяющий глобальные финансовые потоки. Но тренировочный процесс, управление со скамейки во время матча, селекционная работа - это все Ваше.
Gremlin же со своей стороны предоставляет игроку более широкие возможности для управления клубом (вплоть до уровня президента клуба с соответствующими заботами и проблемами), а также позволяет "в живую" наблюдать за проходящим матчем.
Что интересно, обе компании издают и классические футбольные игры, и я уже рассказывал Вам и об UEFA Champions League (Eidos) и об Actua Soccer 3 (Gremlin). Но если здесь их место от силы подле трона, но никак не на нем (EA Sports вряд ли сдаст позиции в обозримом будущем), то в жанре футбольных менеджеров именно они ведут спор за лидерство. Кстати, компания EA Sports предприняла попытку и здесь вмешаться в раздачу слонов, но ее продукт F.A. Premier League Football Manager '99 вышел откровенно слабым, но лиха беда начало, тем более, когда речь идет об EA Sports.
Что же касается первенства, то, на мой взгляд, оно - за сегодняшним героем нашего обзора. Во-первых, 15 стран-участниц против одной премьер-лиги у Gremlin (в версии для Playstation есть и Италия, но масштабы остаются несопоставимыми). Кстати, по слухам, в CM3 должна была быть и Америка, но янки заломили слишком большую цену за лицензию. Учитывая потрясающее самомнение американцев, в это верится легко. За глобальность подхода пришлось расплачиваться резким увеличением системных требований - иначе, на обсчет других матчей будет уходить жуткое количество времени, даже несмотря не то, что в третьей версии это происходит в фоновом режиме. Да и для сохранения средней игры (например, после пары сезонов) теперь требуется около 50Mb вечно дефицитного дискового пространства, но игра того стоит.
Во-вторых, рекламируемое Gremlin'ом красочное отображение событий на поле (на основе движка от Actua Soccer 3) у людей понимающих вызывает тихое раздражение. Телевизионная картинка - это, конечно, здорово, особенно если не обращать внимания на события на поле. Крайне малое количество длинных передач и ударов по воротам (и это в Англии), вратари, пропускающие нелепые голы с завидной периодичностью, переход от одного конца поля к другому занимает минимум 5 минут времени матча и т.д. Даже большие любители PM'99 предпочитают выключать этот режим, чтобы не слишком досадовать на своего вратаря, пропустившего очередной мирно летевший мяч.
Еще одной оригинальной новинкой в CM3 является оригинальная работа со стереозвуком - левая колонка отдана на откуп болельщикам хозяев поля, а правая - гостям, и звуковые волны постоянно перекатываются в зависимости от ситуации на поле, и вздох разочарования одних сливается с восторгом других.
И еще одна приятная деталь в CM3 - скрытые параметры игроков. Обычная характеристика игрока и так включает три десятка параметров (в прошлой версии было 20), и все эти параметры реально отслеживаются на тренировках, но есть еще и подверженность травмам, и умение собираться на решающие матчи. Все эти невидимые параметры вносят необходимую интригу и элемент неожиданности, наверное, так порой и рождается обыкновенное тренерское чудо, которое мы все недавно благополучно пережили.