Вот развернулся боком флагманский фрегат,
И левый борт окрасился дымами.
Ответный залп - на глаз и наугад!
Вдали пожар и смерть! Удача с нами!
В. Высоцкий
Британия, как известно, на протяжении веков была владычицей морей, и неудивительно, что у ее жителей сформировалось особое отношение к кораблям - даже грамматически их уподобляли живым людям. Боевой корабль той славной эпохи называли man of war - "человек войны". Так называется и вторая уже игра, выпущенная фирмой Strategy First.
Первая же представляла собой в чистом виде пошаговую стратегию: вы отдавали по карте приказы кораблям своего флота, а потом смотрели, как они выполняются; новшество заключалось в том, что фазу исполнения можно было смотреть не по карте, а в 3D, с палубы корабля. Но - только смотреть, а не управлять. Вторая игра кардинально отличается по своей идеологии от первой, превратившись из пошаговой стратегии в гибрид RTS и симулятора. За всем ходом боя вы можете следить от первого лица, расхаживая по палубе, поднимаясь на бак и ют, рассматривая в подзорную трубу свои и чужие суда - и, разумеется, тут же отдавая приказы. Режим карты, однако, тоже сохранен - в него можно переключиться в любой момент; причем можно выставить в опциях остановку действия на время просмотра карты, частично вернувшись, таким образом, к идеологии turn based.
Можно проходить как кампанию (их две, одна отражает боевой путь американского капитана времен Войны за независимость Джона Пола Джонса, другая - британского капитана той же эпохи), так и отдельные миссии, отражающие знаменитые исторические баталии XVIII-XIX веков (Трафальгар, Чесапик, Сент-Винсент и т.п. - всего 23 исторических битвы и еще десяток условных, с равными силами). К игре также прилагается редактор сценариев.
В отдельной миссии можно записываться в различные файлы, в кампании - только в один. Кампании линейны (непройденные миссии надо проходить заново), однако ваша репутация у начальства и подчиненных зависит от эффективности выполнения миссий (при этом подчиненных больше интересует минимизация потерь, а начальство - точность выполнения приказов). Чем лучшего мнений о вас экипаж, тем лучше он сражается; ну а начальство может от щедрот какую медальку подкинуть.
Вы можете выступать в качестве простого капитана, командира дивизиона или адмирала флота (в отдельных миссиях это определяется выбором корабля, в кампаниях вы начинаете с капитана и дальше делаете карьеру). Капитан управляет своим судном, но, если оно действует в составе флота, должен исполнять приказы своего командира. Командир дивизиона может приказывать своему дивизиону и при этом подчиняется адмиралу. Ну и адмирал, соответственно, командует всеми военно-морскими силами - может отдавать приказы флоту в целом, дивизионам или отдельным кораблям.
При этом и командир дивизиона, и адмирал не должны забывать за задачами стратегического планирования об управлении собственным кораблем, который может пойти на дно точно так же, как и любой другой. Правда, разрекламированного развития событий в этом случае - эвакуации командующего в шлюпке с последующим подбиранием ее другим кораблем - я в игре не обнаружил. Просто пишут "Ваш корабль потонул, прервать или смотреть дальше?" Если выбрать "смотреть", вы получаете возможность наблюдать - уже только наблюдать - за дальнейшими событиями уже не с палубы, а с внешней камеры, которую можно передвигать в любое место.
Кстати говоря, сражаются потерявшие командующего плохо - каждый сам за себя, без общего плана, что совершенно логично. Что нелогично, так это редкая тупость, периодически проявляемая при живом командующем. Как вам понравится такая ситуация: от вражеского дивизиона осталась жалкая кучка кораблей, окруженных собственными капитулировавшими товарищами и судами трех моих дивизионов, каждому из которых отдан приказ атаковать (кстати, приказ об атаке конкретного юнита может быть отдан только юниту того же уровня: корабль можно атаковать кораблем, дивизион - дивизионом, флот - флотом. Если вы хотите натравить весь флот на один дивизион, придется натравливать каждый из ваших дивизионов по отдельности.) Так вот, несмотря на приказ, стоят себе эти гаврики вокруг и даже не чешутся добить врага. Что, капитулировавшие мешают? А обплыть их? Мозги-то на что, хотя бы и электронные?
Отдельных слов заслуживает управление вашим собственным кораблем. В принципе возможностей у вас достаточно много: вы можете ставить и убирать паруса (не каждый по отдельности, конечно, а все вместе по трем положениям: полные - средние ("боевые") - убранные), стрелять из бортовых, носовых и кормовых орудий разными типами боеприпасов (от тяжелых ядер до картечи), указывая при этом артиллеристам, по какой части вражеского корабля стрелять - по корпусу, по палубе или по парусам, притом на линейных кораблях можно отдельно стрелять нижним и верхним рядом бортовых пушек; также вы можете становиться на якорь и брать корабли на абордаж (самого боя вы при этом не видите, лишь индикаторные полоски обозначают состояние того и другого экипажа) - правда, у меня сложилось впечатление, что лучше этого не делать, особенно если вы атакуете корабль равного, а не существенно более легкого класса.
Ну и, разумеется, можно менять курс - но мне пришлось долго промучиться, прежде чем я понял, как это делать. Оказывается, неприметные треугольнички, идущие по верхнему ободу компаса - не декоративный орнамент, каковым они воспринимаются, а кнопки, на которые надо давить мышкой. Всего их 5, и они обеспечивают прямой ход (средняя) и два вида поворотов вправо и влево - обычный и крутой. А вот по карте управлять ходом корабля нельзя.
Кстати, подчиненным судам тоже нельзя явно указать курс - можно либо задать им цель для атаки, либо сказать "следуй за мной", "уходи с поля боя", "держи позицию" или "иди тем же курсом" (есть еще команды, касающиеся установки парусов, построений и характера атаки).
Любопытно, кстати, что отдача приказов отличается от того, что мы привыкли - передал и забыл, можешь передавать новые. Радио тогда, сам понимаете, не было, а были флажки. Передавая приказ, вы их вывешиваете - и они остаются висеть. Естественно, число одновременно вывешенных приказов ограниченно. Устаревшие приказы надо снимать.
Ну и наконец вы можете передать управление помощнику - говоря по-простому, включить автопилот. Если выставлена соответствующая опция, это снижает вашу репутацию. Есть также режим ускорения времени.
Физическая модель отражает такие параметры, как качка (всегда, похоже, одинаковая) и направление ветра. С ветром авторы, впрочем, перестарались: при максимальном уровне реализма на больших кораблях невозможны повороты оверштаг. Стоит судну развернуться носом к ветру - и пиши пропало: больше его никакими усилиями не повернуть ни на румб, так что максимальный реализм ставить не рекомендую.
Неправильно обрабатываются и столкновения кораблей: даже если они просто зацепились бортами, разойтись уже не могут. С другой стороны, даже лобовое столкновение не ведет к визуально отображаемым повреждениям. Зато отображаются другие повреждения - у корабля могут изорвать паруса, снести мачты, запалить огонь на палубе. Что, однако, весьма неприятно - не считая повреждений фальшборта, пробоин в корпусе не видно (да и на свой корабль вы не можете взглянуть со стороны, пока он на плаву), и вам о них не сообщают, так что, когда он начинает тонуть, это становится для вас неожиданностью (а меж тем, знай вы об опасности, могли бы бороться, откачивая воду помпами).
Пожалуй, самое слабое место игры - это графика. В 1997, когда вышел первый Man of War, она, может, была и неплоха, но в 1999 делать игру, не поддерживающую 3D-карты - и даже не пытающуюся хоть как-то имитировать эту поддержку, а нагло превращающую ближние планы в набор разноцветных квадратов - это откровенная халтура. Если бы не это, если бы ближние планы смотрелись не хуже дальних - игра выглядела бы весьма недурно.
Представляю, как хорошо могло бы смотреться пламя в сумерках (в игре динамически меняется время суток) или клубы пушечного дыма, расцветающие вдоль борта (кстати, еще один плюс реализму - вы сначала получаете ядра в борт - или в воду рядом, если повезет - а уж потом видите дым и слышите канонаду: ядро летит быстрее). Но - увы.
И это не единственная претензия к графике - многое сделано слишком схематично. В частности, по палубе вы ходить можете (и даже подниматься на бак и ют по лестницам), но смотреть можно только по сторонам - вверх-вниз головой не покрутишь. Подзорная труба показывает вам выбранный корабль в фиксированном виде - всегда одного и того же размера, независимо от расстояния до него, и поводить трубой по сторонам после того, как уже выбрали корабль, тоже нельзя.
Ну и, наконец, ваш корабль подобен "Летучему голландцу" - его команда невидима. Это я, правда, уже размечтался - отрисовывать в реальном времени десятки человек команды, да плюс окружающие корабли, да плюс отображение качки - задача далеко не из легких. Тем не менее, технологии развиваются быстро, так что когда-нибудь мы увидим и такой симулятор.
Пока же остается констатировать, что авторы, имея неплохие идеи, недостаточно позаботились об их воплощении и не учли требований времени. В игре-то, может быть, и XVIII век, а у нас через полтора года уже XXI...
743 Прочтений • [Man Of War II yn] [28.05.2012] [Комментариев: 0]