Да, господа, похоже, популярность сетевых баталий пережила очередной качественный скачок. Если раньше к простой Single Play игре давались дополнительные сетевые возможности, то нынче на нашем горизонте появляются представители нового поколения - MultiPlayer игры с добавочными возможностями для одного игрока. Чувствуете, как сместились акценты.
Первым представителем этой новой волны, оказавшимся в моих руках, стала игра Unreal Tournament. Это достойный наследник великой марки Unreal, но с упором не на уничтожение злобных инопланетных тварей, а на полный Армагеддон среди себе подобных.
Про графику и дизайн уровней, я даже распространяться не буду. Здесь все на высоте, как и в предшественнике. Вы побываете и в готических замках, и на технократических базах, увидите свое отражение в прозрачных плоскостях и прекрасные световые эффекты. Причем уровни созданы с учетом специфики различных видов сетевой игры (т.е. для CTF - симметричные, а для Assault, наоборот, с укрепленными районами).
В отличие от своего прародителя, UT обладает настолько дружественным способом настройки всех параметров игры, насколько этого можно ожидать от такой богатой возможностями игры. Интерфейс максимально приближен к привычному нам в Windows, т.е. все делается выбором из весьма ясно построенных меню. Интерфейс командной строки, конечно, тоже сохранен для наиболее "продвинутых" пользователей (которым обязательно нужно покопаться во внутренностях игры), но его использование не является насущной необходимостью. Уже через 5 мин любой человек сможет как запустить сервер на сети, так и начать играть самостоятельно с компьютерными оппонентами.
Теперь давайте перейдем к различным видам сетевой игры. Все начинается с уже привычного режима Deathmatch и Team Deathmatch. О них я думаю никому уже рассказывать не надо. Единственным нововведением служит расширение стандартного Deathmatch до режима Last Man Standing. В этом режиме каждый игрок или команда имеет некоторое начальное количество "жизней" и при каждой смерти эта цифра уменьшается на единицу. Цель - остаться последним живым на поле брани, т.о. акценты сильно смещаются в сторону самосохранения.
Дальше следует Capture the Flag (CTF), который тоже уже стал весьма распространенным. Две команды стараются украсть друг у друга флажок и принести его в свой лагерь, за это даются победные очки ("Карл у Клары украла кораллы, а Клара..." ну, соответственно). Интересным нововведением можно считать то, что победное очко засчитывается Вам только в том случае, если в момент возвращения в свой лагерь Ваш флаг тоже находится на месте. Если же противник его уже умыкнул, то сначала придется его возвращать и только потом получить заслуженный "Touch Down".
А вот на следующих двух видах игры, давайте остановимся поподробнее.
Первый называется Domination. Это некая разновидность популярной детской игры в "Царя горы". На игровом поле имеется несколько нейтральных контрольных точек, после того как Ваша команда захватывает такую позицию, через 4 секунды в ее фонд начинают отчисляться призовые очки. Но точки придется бдительно оборонять от посягательств противника, иначе не победить. Отбитая у врага позиция приносит очки только после 8 секунд, так что идет настоящая борьба за обладание "контрольным пакетом" точек.
Следующий вид игры - Assault. Как следует из названия, одной команде предстоит обороняться, а второй нападать на некий укрепленный район. Целью нападающих является либо уничтожение какого-нибудь оборудования на территории укрепрайона, либо активация неких контрольных механизмов. Естественно, что обороняющиеся должны помешать им это сделать. Вот тут то и начинается настоящая игра в тактическую войну. Причем если атакующей стороне удается достичь своей цели, например, за 2 минуты, в следующем раунде они станут обороняющимися, а атакующим придется для победы не только выполнить задачу, но и сделать это быстрее, иначе им будет засчитано поражение.
Но кроме вышеперечисленных различных режимов игры в UT есть еще один способ внести разнообразие. Этот способ называется "Мутаторы" (Mutators). Это специальные заранее созданные авторами скрипты, вносящие узконаправленные изменения в процесс игры.
Например, есть "Мутаторы" для определенных видов оружия. Т.е. при включении их на уровне остается только один вид. Таким образом, можно получить баталии начиная от рукопашных (ChainSaw Melee) и заканчивая артиллерийскими (Rocket Arena).
Есть и еще более изощренные "мутации". Например, Stealth, когда все игроки на уровне становятся практически невидимыми или InstaGib, когда из оружия остается специально усиленное Super Shock Rifle, не имеющее альтернативного вида стрельбы, зато убивающее любого с одного выстрела или Jump Match, когда все прыжки становятся выше в 2-3 раза.
Но больше всего мне понравилась примочка под названием Fatboy. Суть ее заключается в том, что игрок, набирая Фраги, еще и приобретает лишний вес, т.е. проще сказать, толстеет на глазах. Тот же, кого наиболее часто убивают, наоборот, худеет. Таким образом, вся баталия напоминает бой толстых профи с худыми новичками. Очень забавно и несколько уравнивает шансы.
Еще к запоминающимся чертам игры я бы причислил возможность подключения к сетевой баталии в качестве зрителя, что позволяет просто понаблюдать за стилем ведения боя противников со стороны. А также забавную возможность "Прикинуться мертвым". Да, да, вы не ослышались, во время игры можно попытаться симулировать свою гибель, нажав клавишу F. При этом Ваше тело бесчувственно падает на пол и, возможно, это даст Вам возможность обмануть незадачливого противника, не смотрящего постоянно на счетчик Фрагов.
Как видно из вышесказанного, большинство режимов игры ориентированно на команды. А что спрашивается делать, если Вас набирается всего 2-3 человека? Вот тут на помощь приходят Bot'ы, одна из самых интересных черт данного проекта. Бот - это управляемый компьютером игрок. И главное, что интеллект этих игроков в Unreal Tournament на должной высоте. Они прекрасно ориентируются, пользуются лифтами, подбирают наиболее подходящие виды оружия и даже переговариваются как между собой, так и с Вами (причем, если Вы играете вяло или вообще стоите на месте, то от ботов можно получить и очень не лестный отзыв в свой адрес).
Кроме того, что боты являются прекрасными противниками, они могут играть с Вами в одной команде и им можно отдавать приказания (такие как "Прикрой меня", "Охраняй коридор", "Штурмуй базу" и т.п.). Правда, система отдачи команд организована в виде цепочки иерархических меню, поэтому ее не очень удобно использовать в бою (приходится искать для этого укромное место). Но при определенном опыте удается использовать ее и в режиме реального времени.
Вы спросите меня, а что же делать игроку, не имеющему пока доступа к сети? Ответ прост - тренироваться. И для этого есть все предпосылки.
Игра имеет специальный режим для одного игрока, который не только дает Вам возможность сразиться с различными по силе противниками в разных режимах игры, но и имеет свою собственную историю.
Где-то в далеком будущем мастера военных искусств ежегодно съезжаются на всемирный турнир, победитель которого получает звание GrandMaster. Таким образом, вся игра приобретает вид соревнования (как Mortal Combat, только с оружием), в котором Вы становитесь одним из претендентов на победу.
Для новичков в каждом виде соревнований предусмотрен специальный обучающий уровень, где приятный женский голос объяснит Вам все правила и тонкости. Но, по мере его прохождения, Вы столкнетесь лицом к лицу с весьма тренированными компьютерными противниками.
Таким образом, дорога к победе будет весьма тернистой. В начале Вам придется стать первым и выиграть все поединки в категориях DeathMatch, Domination, CTF и Assault. Причем сила ваших оппонентов будет нарастать с каждым раундом. Иногда бои будут проходить один на один, иногда командами, одним словом, придется освоить все виды взаимодействия.
А в завершении, когда Вы соберете все первые места во всех категориях, Вас ждет бой с обладателем звания GrandMaster прошлого турнира по имени Xan Krigor. И только одержав верх над ним, Вы получите титул победителя Турнира. В качестве награды игра откроет для Вас новый Skin - Xan Krigor, который Вы сможете с гордостью использовать в сетевых баталиях.
Кроме сюжетной линии игра содержит в себе тренировочный режим, где Вы просто можете посоревноваться с Ботами в одну из разновидностей баталий. Можно поставить опцию подстраиваемого интеллекта и тогда "уровень подготовки" Ваших компьютерных оппонентов будет плавно повышаться, подстраиваясь под Ваши успехи и позволяя Вам совершенствовать свое мастерство.
А если Вы в первый раз взяли в руки оружие, то можно еще снизить и скорость игры: например, при 50% Вам явно не будет равных на поле брани, правда, и происходить все будет как в замедленном кино. Система настроек сделана так, чтобы не отпугнуть ни новичка, ни профессионала.
И в заключении нашей экскурсии, несколько слов об оружии. Как его внешний вид, так и функциональность не вызывает у меня никаких нареканий. Подавляющая часть арсенала знакома нам еще со времен Unreal, и подробно останавливаться я на ней не стану. Отмечу лишь некоторые особенно интересные моменты.
Практически каждое оружие, как и раньше, имеет два вида стрельбы. Но иногда к ним добавляется еще и третий вид, владению которым стоит поучиться. Вот два примера.
Shock Rifle в альтернативном режиме стрельбы выпускает специальный энергетический заряд-шар, который достаточно медленно летит в пространстве. И если Вы успеете выстрелить в него в простом режиме, то произойдет мощнейший взрыв, и энергетическая волна поразит все живое на пути своего распространения.
Или возьмем ракетницу. Мало того, что она удачно совмещает в себе черты сразу двух видов оружия, т.к. в альтернативном режиме она работает как гранатомет. Если Вам удается поймать противника в перекрестье прицела на достаточно длительное время, ракета осуществляет захват цели и становится самонаводящейся (в определенных пределах, конечно).
Из новых видов оружия я бы остановил Ваше внимание на следующих. Во-первых, это Pulse Gun, в простом режиме стрельбы это аналог знаменитого оружия N6 из игры Doom. Зато в альтернативном режиме это уже Shocker из Quake. Кроме того, что оно вызывает чувство ностальгии, это получилось еще и очень функциональное ружьецо.
Во-вторых, конечно же, Redeemer. Этот мощнейший гранатомет, который при альтернативном виде стрельбы выпускает ракету, управляемую непосредственно Вами (незабываемое ощущение - побыть в шкуре ракеты на несколько секунд).
И, в-третьих, Translocator. Это свой собственный переносной телепортер. Вы оставляете ответную часть в укромном месте и в любой момент можете испариться туда с поля боя. Правда, Вас может ждать и сюрприз, если Ваш принимающую часть найдет противник и зашвырнет куда-нибудь в лаву. Но зато можно в качестве последнего аргумента в драке выстрелить приемником во врага и "телефрагнуть" его (т.е. телепортироваться прямо внутрь, брр, сколько ошметков).
Вывод из всего выше сказанного я сделаю, пожалуй, такой. Эта игра, безусловно, успеет собрать свою долю славы на рынке MultiPlayer, хотя и для отрезанных от мира одиноких игроков она будет далеко не безынтересна. И, я думаю, что она сможет составить весьма достойную конкуренцию своему основному и ближайшему конкуренту - Quake III.