Мне господь послал такое благо,
Грех мне на судьбу мою роптать -
Я сегодня прилетел в Чикаго,
Не хочу отсюда улетать!
Эмигрантская песня
Похоже, что многочисленные автогонки по фиксированным кольцевым трассам успели уже наскучить общественности. В самом деле, Carmageddon популярен не только потому, что позволяет удовлетворить садистские инстинкты (хотя в первую очередь, конечно, поэтому), но и потому, что предоставляет игроку неограниченную свободу передвижения. Идею превращения городских кварталов с их улицами и переулками, туннелями и мостами в гоночный полигон подхватили несколько фирм (частично она была воплощена и в российских "Дальнобойщиках"), и не удивительно, что в их числе оказалась и Microsoft. Уж эти-то своего не упустят!
Я затрудняюсь однозначно определить жанр игры. С одной стороны, физическая модель проработана достаточно детально и заметно различается у разных машин, автомобили повреждаются при столкновениях, причем это отображается визуально (хотя и не столь шикарно, как в Carmageddon'е), да и вообще вид у игры весьма реалистичный - все это черты симулятора, а не аркады. С другой стороны, как-то рука не поднимается (над клавиатурой) назвать симулятором игру, где у вашей машины нет не только кокпита (вид от первого лица его не отображает), но даже спидометра (что, кстати, весьма неудобно). Да и способность машины выдержать несколько лобовых столкновений на полной скорости как-то не очень реалистична (хотя в данном случае оно и к лучшему). Так что - аркадный симулятор или симуляторная аркада, как вам больше нравится.
Хочу сразу заметить, что Midtown Madness, несмотря на многообещающее название - это не Carmageddon. Microsoft блюдет "политкорректность" и не хочет обвинений в пропаганде насилия и ограничения продаж. Пешеходы в игре есть, но давить их нельзя: они молниеносно отпрыгивают или прижимаются к стенам, где становятся неуязвимы. Таранить машины можно, но чиниться нельзя, так что в результате ваш автомобиль быстро выйдет из строя - так что аварии из способа оттянуться превращаются, как во всех "добропорядочных" играх, в то, чего следует всячески избегать (исключения, впрочем, есть, о них ниже). И целью, соответственно, является проехать по checkpoint'ам и прийти к финишу.
В игре 10 доступных игроку машин, но изначально он получает доступ только к половине из них. Среди другой половины - автобус, тяжелый грузовик, полицейская и гоночная машина. У каждого автомобиля 4 характеристики - мощность, максимальная скорость, прочность и масса; кроме того, можно задавать уровень реализма.
Ареной борьбы становится деловой квартал Чикаго. По словам разработчиков, он воспроизведен с большой точностью; мне как-то не случалось бывать в этом городе, так что прокомментировать это не могу, но смотрится все действительно здорово и правдоподобно. Один из приятных моментов - разводные мосты. Неплохо смотрятся и поезда надземки, хотя на них можно только смотреть - запрыгнуть туда неоткуда. Но вообще в игре весьма высокий уровень интерактивности. Можно прокатиться по лестнице или проехать сквозь витрину, разбив стекло. Можно в свое удовольствие и без особого вреда сшибать почтовые ящики, счетчики платной парковки, газетные автоматы и мусорные баки (причем в соответствующих случаях разлетаются письма, газеты, банки из-под колы, шкурки от бананов и т.п.) Столбы, шлагбаумы и дорожные знаки тоже легко поддаются могучему удару вашего бампера, но это уже не совсем безвредно. А вот деревья столь же незыблемы, сколь и дома, так что их лучше не таранить (лучше-то лучше, а вот получается не всегда!)
Город, в принципе, живет своей обычной жизни. По улицам ездит множество машин законопослушных граждан, которые соблюдают ограничения по скорости и останавливаются на красный свет. (Хотя бывает, что и кто-нибудь из этих мирных пытается вас подрезать или откровенно протаранить.) Однако, соблюдая правила, вы, разумеется, никогда не выиграете гонку. Посему вскоре за вами увязывается полиция; это, впрочем, не Need for Speed, где копы способны вас заловить - здесь они только пытаются помешать вашей езде, в основном обгоняя и стремясь загородить дорогу. Запинать их на смерть, в принципе, реально, если вы едете на более прочной машине, но пока вы будете с ними разбираться в стиле Carmageddon'а, ваши соперники будут уже на финише. Так что лучше просто не связываться и уворачиваться.
Имеется 4 типа соревнований. Точнее, первый - это никакие не соревнования, а просто возможность поездить по городу в свое удовольствие, без оппонентов, выставив произвольные погоду и время суток, останавливаясь вместе со всеми на светофорах - или, напротив, всех тараня и все снося: в этом режиме, когда повреждения переваливают через максимум, машина снова становится, как новенькая. Основной вид соревнований - checkpoint race - это гонка с соперниками по обозначенным checkpoint'ами трассам. Именно здесь ваши успехи премируются доступом к новым машинам. Другие виды соревнований - это круговые гонки (можно задавать число кругов и соперников) и blitz race - заезды, где надо уложиться во время.
Трассы показались мне весьма неровными - в том смысле, что первые проходятся очень легко, а дальше резко начинаются сложности. Вообще жизнь медом не кажется. Скорости в игре действительно очень приличные, а не так, как во многих гонках, где на спидометре 300, а визуально едешь словно на велосипеде. Здесь спидометра вообще нет, но пейзаж, а в особенности встречные машины, несутся навстречу с такой скоростью, что рулишь больше на рефлекторном, чем на сознательном уровне. Да и пересекающиеся под прямым углом городские улицы (а тем паче переулки) как-то не предназначены для разворотов на гоночных скоростях. Существенную трудность представляет ориентация; по первому разу бывает просто непонятно, куда ехать. Есть стрелка, указывающая на следующий checkpoint, но она указывает направление, а не путь - вот и возникает интересная ситуация, когда она ведет тебя прямиком в стену дома. Есть, однако, карта, но на нее еще надо успеть взглянуть и соотнести схему с реальностью - периодически при этом ошибаешься в выборе поворота. В принципе фиксированного пути нет - главное проехать все checkpoint'ы, но если будешь особо петлять - упустишь время и победу.
Иногда, впрочем, можно победить не с помощью скорости, а с помощью силы и хитрости. Для этого нужно, чтобы трасса позволяла срезать (потом все равно придется проходить не пройденные checkpoint'ы, но это неважно.) Надо выбрать автобус или грузовик, с их большими размерами и прочностью. Срезаете и становитесь поперек дороги. Ваши соперники со всей дури впечатываются в вас и друг в друга и пачками дохнут - или получают очень солидные повреждения, из-за которых сдохнут после первого удара. Надеяться на то, что таким образом удастся уничтожить всех, вряд ли стоит, но если уцелеют один-два, вы спокойно и не спеша проедете по оставшимся checkpoint'ам и займете свое призовое место.
Графика в игре, пожалуй, одна из лучших среди всего, виденного мной в этом жанре, уступая разве что Carmageddon'у, и то не во всем. Как уже отмечалось, весьма реалистично выглядит сам город; в нем может быть 4 времени суток - утро, день, вечер и ночь - и 4 типа погоды: ясно, облачно, дождь и снег (дождь, пожалуй, наименее удачен). Много световых эффектов - горят фонари, переключаются светофоры, светятся вывески и, разумеется, фары машин (вот только свет фар страдает излишней угловатостью). Симпатично смотрятся блестящие, a-la Need for Speed, корпуса машин - блестят они, правда, только у наших (игрока и соперников), однако и все прочие автомобили очень неплохи и разнообразны, на порядок превосходя схематичные "цивильные" машины Carmageddon 2. Повреждаются, впрочем, тоже только наши машины, и повреждения эти отображаются по большей части текстурами; исключение, однако, составляют колеса, которые начинают выписывать "восьмерки" (причем это влияет на движение машины), а при последней и окончательной аварии могут вообще отлетать. Пешеходы полигональные, и вблизи (если прижать к стене и рассматривать с вида от первого лица) им, конечно, реализма не достает, но на некотором расстоянии они выглядят и двигаются очень натурально.
Глюки наличествуют, куда же без них. На каком-то участке машина может исчезнуть или провалиться в никуда, один раз у меня рейс прервался с сообщением о внутренней ошибке. Впрочем, подобное - весьма большая редкость, но все равно неприятно. Также не работает один из режимов внешней камеры. Что, кстати, неприятно - нет возможности произвольно покрутить изображение с внешнего вида или просмотреть запись своего прохождения.
В общем и целом - весьма динамичная и симпатичная игра, которая, несмотря на отдельные недостатки, может рассчитывать на большую популярность.