Их помнят Берлин и Париж... После выхода стратегии "Казаки: Европейские войны" ("Cossacks: European Wars"), удостоенной весьма лестных отзывов в западной и отечественной игровой прессе, разработчики в лице теперь уже известной украинской команды "GSC Game World", как водится, задумались о выпуске дополнения, и вот оно перед нами. Ну, а перед тем, как рассматривать внесенные в игру изменения, хотелось бы немного напомнить нашим читателям про ключевые моменты оригинала.
Итак, по сути, "Казаки" являлись одним из самых удачных клонов "Age of Empires II", обладавшим целым рядом специфических черт и особенностей. Как и в AOE2, вы могли играть за одну из многочисленных наций (всего 16), проходя одну из четырех кампаний, стопки одиночных или же случайных миссий или же поигрывая в мультиплейер. Таким образом, вы имели возможность поучаствовать в одной из 85 крупных и мелких войн, что шли на территории Европы в XVII - XVIII вв. Также вы шли из века в век, получая новые технологии, юниты и здания, и т.д.
Впечатлял и уровень графики в игре: здания в игре можно считать, пожалуй, одними из лучших в играх такого рода, а отражения кораблей в воде - вообще нечто. Трехмерный рельеф требовал от отрядов обходить горы, AI противника не давал соскучиться, а массовые баталии с участием тысяч солдат приводили в священный трепет даже избалованных игроков. Авторы уверяли, что максимальное количество составляет 8.000 - не знаю, не проверял, мне удавалось управиться и с куда меньшими армиями, "всего" в несколько тысяч. Кстати, для грамотного руководства такими дикими толпами была предусмотрена специальная система отрядов. То есть вместо обычной группки солдат, просто выделенных рамочкой, можно сделать полноценный боевой отряд, если добавить в него офицера и барабанщика. Численность такого отряда может составлять 15, 36, 72, 120 и 196 солдат. Причем отряд выгодно отличается от простой группы своими усиленными боевыми качествами, так как получает нехилый бонус к защите и обороне, еще его можно выстраивать для удобства в несколько формаций.
По части экономики авторы не ограничились банальной добычей ресурсов, а ввели их регулярное расходование на содержание крестьян и войск (некоторых юнитов). Также за деньги можно быстренько сформировать себе отряд наемников. А добавьте к этому определенные затраты, скажем, угля и железа на каждый выстрел из пушки или мушкета, или камня и дерева на регулярное поддержание городских стен в добром здравии - и станет совсем весело. И это не считая возможности захвата вражеских зданий и соответственно жизненной необходимости защищать свои (есть даже специальная такая кнопочка). Достаточно юнитам некоторое время постоять рядом с чужим особняком, как он переходил под ваше командование - весьма полезная фича, бешеная экономия на строительстве и ресурсах получается.
Ну а теперь перейдем непосредственно к "казачьему" дополнению. В том, что это именно Add-on, не извольте сомневаться, поскольку английская версия требует для своей инсталляции оригинал, а вот русскую издатели из "Руссобит-М" выпустили самостоятельным диском.
Добавилось 6 новых кораблей к ранее имевшимся; кстати, их можно чинить.
Приплюсовали парочку новых наций: Баварию и Данию, хотя, по большому счету, нации в игре отличаются лишь внешним видом юнитов. Технологии у всех одинаковые, есть, конечно, уникальные юниты, но исход сражения обычно решается количественным перевесом. А поскольку ресурсов здесь немерено, то всего лишь необходимо сперва наклепать кучу крестьян, чтобы следующим шагом прокормить свеженаструганную армию, ну и показать затем зарвавшимся врагам, где раки зимуют.
Появилось 5 новых кампаний: за Пруссию, Австрию, Саксонию, Алжир и Польшу, что в итоге выливается в добрые три десятка миссий. Как и прежде, каждую миссию предваряет небольшая историческая справка о положении дел на текущий момент. Поклонников же отдельных сражений, несомненно, порадуют 6 свежих исторических битв. Причем карты теперь стали намного больше, чем ранее, чуть ли не в разы. Появилась возможность записи игры на виртуальную камеру, чтобы просматривать ход сражения в дальнейшем.
Добавилось несколько новых команд, например, "атаковать землю" для пушек, кстати, команды теперь можно отдавать и на паузе. В разделе "случайной карты" появилось несколько новых режимов старта игры. Например, можно начать игру с множеством крестьян, с 18-го века, или с уже готовой армией и т.д.
Изменения коснулись и мультиплейера. Так, помимо нового режима ("capture territory"), возможности создавать альянсы с компьютером, появился и Глобальный Рейтинг Игроков, в который заносятся самые толковые полководцы. Ну а конструкторов порадует встроенный отныне в игру редактор карт и сценариев, при помощи которого можно сотворить все то, что вам так давно хотелось.
Так что, если вы считаете себя поклонником RTS и серии AOE в частности, рекомендую не пропустить "Казаков" и их продолжение ни под каким предлогом. Ведь за два прошедших года с момента выхода AOE2 качественных клонов этой эпохальной игры были сделаны лишь единицы. Теперь же в их число украинскими разработчиками вписано новое имя, что у некоторых может вызывать еще и дополнительную гордость, так сказать, "за наших". Будем надеяться, что это станет устойчивой тенденцией.