Новое слово из трех букв Как водится - стоит кому-нибудь протоптать новую дорожку среди уже знакомых жанров, как по ней радостно устремляются толпы последователей. Sierr'овская Homeworld была первой из трехмерных real-time стратегий в космосе; теперь настало время "очередных". Итак, очередной проект в этом жанре именуется O.R.B. (Off World Resource Base); работает над ним канадская компания Strategy First - создатель не сказать, чтобы провальных, но и не хитовых вещей, таких как Man of War или Disciples: Sacred Lands. Посмотрим, что у них получится на этот раз.
Сюжет игры новизной не блещет. В фантастике уже не раз использовалась идея двух планет на одной орбите, вращающихся в противофазе - то бишь между ними всегда находится солнце, загораживающее их друг от друга. Понятно, что обнаружить существование друг друга жители могут лишь по достижении определенного технологического уровня. В O.R.B. планеты (точнее, обитающие на них цивилизации) называются Malus и Alyssians, и первая, соответственно, вся из себя агрессивная, а другая - вся из себя миролюбивая. Но если вы думаете, что эти самые Alyssians пацифисты, то вы ошибаетесь - они, может, и миролюбивые, но не идиоты, так что ударивший их по левой щеке получит по правой. Сыр-бор завязывается, само собой, из-за ресурсов, каковые добываются в поясе астероидов - ничего менее затасканного авторы, как видно, придумать не смогли. А в самый разгар войны еще объявляются злые инопланетяне из внешнего космоса (интересно, какова вероятность, что автор сценария никогда не слышал о таких играх, как Wing Commander: Prophecy и FreeSpace?)
В общем и целом, RTS - она и в космосе RTS. Выбираем сторону (Malus или Alyssians), добываем ресурсы, открываем технологии, клепаем юниты, выносим противника (разработчики, впрочем, утверждают, что тактика накопления большой толпы с последующим выносом оной всех и вся срабатывать не будет). Кстати, если технологические деревья у Malus и Alyssians разные, то юниты вроде как будут одинаковые - во всяком случае, по сути. Не, определенно плохо у авторов с фантазией. Ну да ладно. С банальным все ясно, нас все-таки интересует, что в игре оригинального.
Больше всего оригинальностей, очевидно, следует ожидать от трехмерности - хотя и она не нова. Разработчики заявляют, однако, что, в отличие от Homeworld, в игре все будет динамическим - планеты будут вращаться вокруг солнца, станции - вокруг планет, а астероиды - тоже вокруг солнца, но быстрее, чем планеты, что действительно порождает нестандартные стратегические моменты - строите вы шахту на близлежащем к вашему родному миру астероиде, а он, вместе с вашей кровной шахтой, постепенно уплывает к противнику. А вам, соответственно, приплывают астероиды, находившиеся прежде в его космическом пространстве. Естественно, защищать свои базы можно и тогда, когда они дрейфуют через вражеский космос. Вообще астероиды - это не только ценный мех, в смысле, ресурсы, но еще и поле для стратегических маневров. Эти космические булыжники хорошо игнорируют сигналы, поэтому среди астероидов можно прятать свои боевые флотилии. Корабли, находящиеся по разные стороны от пояса астероидов, невидимы друг для друга. Кроме того, вы можете прятать боевые силы непосредственно внутри астероидов - в пустотах, образовавшихся после выемки руды.
По части интерфейса авторы решили не скрещивать ежа с ужом, пытаясь угодить всем одновременно, а попросту сделать два типа интерфейса - двухмерный и трехмерный - между которыми можно переключаться (более того, альтернативный вариант отображается в маленьком окошке). На двухмерной карте тоже можно иметь дело с третьим измерением, задавая высоту объектов или точек маршрута над плоскостью орбиты - только, очевидно, визуально это будет отображаться в лучшем случае цифрами. Вы сможете отдавать также команды во время паузы, задавать очереди строительства и указывать различные пункты в пространстве - например, точку сбора при отступлении.
Движок игры поддерживает корабли весьма разных размеров - от маленьких истребителей и десантных ботов до огромных станций и линкоров. Ваш флот может быть весьма обширным, и командование отдельными группами (предположительно от 5 до 12 кораблей) лучше всего доверить офицерам (авторы, как видно, очень неплохого мнения о своем AI - будем надеяться, что их мнение оправдано). При этом вы по-прежнему сохраняете возможность отдавать приказы отдельным кораблям, но, как заверяют нас разработчики, особого смысла в этом нет, и вообще, не путайтесь под ногами у умной машины, ей виднее. Группам можно задавать те или иные построения; интересно, что это влияет не только на тактические характеристики, но и на стиль поведения юнитов - в атакующей формации они становятся более агрессивны, а если их перестроить в оборонительную, предпочтут, соответственно, защиту и отступление. Но вы можете также влиять на стиль напрямую, задавая такие, например, параметры, как уровень потерь, при достижении которого надо отступать. Так что не стоит однозначно судить о формациях по внешнему виду - особенно в многопользовательской игре.
Кампания за каждую из сторон будет своей - то есть вам не придется проходить одни и те же миссии сначала за одних, потом за других (что само по себе - не достоинство и не недостаток). Сценарии кампаний будут отражать культурные и прочие особенности соответствующей расы. Alyssians, в частности, умеют строить более быстрые и маневренные корабли, но таковые дороже стоят. Malus, наоборот, давят численностью дешевых лоханок. Вражеские корабли можно захватывать и конвоировать на свою базу - тогда вы получаете возможность изучить вражьи технологии и использовать их в дальнейшем (вспомним захват планет в Master of Orion). Кроме того - опять-таки прямая аналогия с классикой - можно заполучить крутые технологии, отыскав в поясе астероидов и отбуксировав к себе некие артефакты древней цивилизации.
Кампании делятся на миссии, но базы и командиры (повышающие квалификацию по мере накопления боевого опыта) будут переходить с одной миссии на другую (помните, однако, что в игре все движется по орбитам, так что базы могут оказаться совсем не там, где раньше.) Флот, однако, придется каждый раз отстраивать заново - если вас это не раздражает, считайте, что вам повезло. Авторы оправдываются тем, что у миссий-де разные цели, требующие разных средств. Ну и что, собственно - лучше уж достраивать недостающее и утилизировать лишнее, чем строить каждый раз с нуля.
Графика симпатичная, трехмерный режим вполне в духе космических леталок - ну, вы сами видите на скриншотах.
Многопользовательский режим, как уже упоминалось, будет; хотя число игроков может превышать 2, противоборствующих сторон будет только две - таким образом, игрокам придется кооперироваться. Такой подход открывает возможность для эффективного разделения функций - скажем, один берет на себя экономическую часть, другой военную. Можно будет также, скооперировавшись, играть против компьютера. Планируется возможность импортировать командиров из однопользовательской игры.