Наступление виртуального мира на реальный продолжается И вновь речь пойдет о сетевой игре. На сей раз ее создает BigWorld Games, отделение австралийской компании Micro Forte, специализирующееся на играх такого рода. Сюжет отчасти перекликается с "Цивилизацией статуса" Шекли: действие происходит в будущем на планете, превращенной в колонию, куда земные власти ссылали преступников, но впоследствии обретшей фактическую независимость (очевидно, австралийским разработчикам такой сюжет особенно близок - ведь такова история их собственной страны); при этом перед отправкой преступнику стирали память, так что, оказавшись на новом месте, он был фактически вынужден выстраивать свою личность заново.
Что радует - авторы игры не переносят тупо сегодняшнюю (или столетней давности) реальность в будущее, а учитывают, насколько жизнь может измениться в результате развития технологий. В частности, прогресс биотехнологий в мире игры позволил достичь практического бессмертия; умерший может быть оживлен в специальных центрах, причем в те времена, когда колония управлялась тюремной администрацией, такая процедура была обязательной, дабы узник не мог уйти от наказания путем самоубийства (это напоминает уже другой рассказ Шекли, "Кое-что задаром").
За полвека до событий игры на главной тюремной планете, получившей саркастическое название Neo-Eden (Новый Рай) произошел мятеж, увенчавшийся успехом. Бывшие заключенные захватили власть и обрели свободу. Но, разумеется, ни одна большая группа людей не может долго жить в условиях анархической вольницы; новое общество быстро обрело собственную структуру, далекую и от демократии, и от тирании единого диктатора или партии. Эта структура получила название "оверархии". Оверархи - это не правители, как можно подумать по этимологии слова, а что-то вроде могущественных кланов и организаций. Всего их четыре десятка, и организации эти самые разные - среди них есть, к примеру, Бюро (этакий гибрид ФБР и ЦРУ - да, социальные законы таковы, что в обществе зеков, получившем самоуправление, тоже неминуемо возникает своя полиция, тюрьмы и т.п.), а есть мафиозный клан киборгов.
Кстати, о киборгах. Всего доступных игроку рас в игре три. Это люди, киборги (здесь они именуются "гибридами") и инопланетная раса аборигенов под названием Beziel, населяющих планету Ulrua. Всего в системе четыре планеты, пригодные для жизни, но лишь три из них колонизованы: это Neo-Eden, Ulrua и Trinn.
С планеты на планету попадают с помощью телепортеров. Некогда, еще когда Новым Эдемом управляли тюремщики, они организовали экспедицию на четвертую планету и даже построили там телепортер, однако экспедиция успела собрать крайне мало сведений, прежде чем бесследно пропала, а телепортация в этот мир с тех пор перестала работать. Астрономические наблюдения тоже ничего не дают, ибо поверхность планеты, словно у нашей Венеры, постоянно скрыта толстым слоем облаков. Но надо полагать, что, раз уже авторы ввели эту планету в игру, да еще обставили такой таинственностью, то сделано это не просто так...
Об остальных же мирах известно следующее. Новый Эдем по своим природным условиям ближе всего к Земле, хотя более пустынен (и, само собой, населен различными опасными тварями). Некогда располагавшийся здесь главный лагерь превратился в современный город, население коего ныне составляет почти 2 миллиона человек (это не значит, конечно, что всех их вы встретите в игре). Этот город, ставший столицей планеты, носит название DeMannon's Ladder, в честь ученого по фамилии DeMannon, организовавшего первый серьезный побег из лагеря еще до начала основного восстания. В отличие от "Цивилизации статуса", где убийство было делом повседневным, законным и поощряемым, местные власти (DeMannon's Ladder Council), хотя они и далеки от идеалов демократии, стремятся сделать жизнь в городе цивилизованной и комфортабельной. (Вообще беспредел в виде немотивированного убийства других игроков в игре не поощряется.) Но, разумеется, несмотря на все сияние реклам и блеск небоскребов, за внешней респектабельностью DeMannon's Ladder все равно нет-нет да и проступит криминальное прошлое его обитателей... Другой, меньший по размеру город Нового Эдема - Portal Town. По справедливости, именно ему следовало носить имя ДеМаннона, ибо этот город возник из свободного поселения, основанного ДеМанноном и его товарищами после побега. ДеМаннон надеялся создать на новом месте идеальное общество, однако, как это часто бывает, его соратники вскоре передрались друг с другом. Тут как раз начался Великий Мятеж, и ДеМаннон перебрался в город, ныне носящий его имя, оставив Portal Town в руках враждующих между собой мелких группировок. Ныне Portal Town представляет собой город трущоб, населенный киборгами (а вот откуда у авторов столь пренебрежительное отношение к киборгам, совершенно непонятно. Киборги, по определению, должны быть круче людей!)
Ulrua - жаркий, влажный, болотистый мир, более всего напоминающий тропические джунгли. Арена затяжного конфликта между племенами Beziel и новоэдемскими компаниями, добывающими здесь полезные ископаемые. В то же время Beziel в принципе не враждебны к людям и киборгам, которые уважают их обычаи. Эта планета привлекательна для охотников и путешественников.
Trinn - пустынная, засушливая, наименее из всех пригодная для жизни планета. Ее столица, по аналогии с Новым Эдемом, носит название Purgatory-Central - "Центральное Чистилище". Здесь обитают многочисленные контрабандисты, шпионы, беглецы и прочая сомнительная публика. В то же самое время на планете имеются руины некой древней внеземной цивилизации. Обитателям Тринна удалось разобраться с некоторыми инопланетными технологиями, что позволило им создать наиболее продвинутую технику во всей системе. Кстати говоря, не только инопланетные артефакты, но и земные биомеханические машины, некогда управлявшие жизнью тюремных поселений, во многом остаются загадкой для нынешних жителей системы: ведь их память была стерта, а владевшие этими технологиями тюремщики перебиты. А поскольку биомеханические устройства обладают способностью к самовосстановлению, а то и репродукции, многие из них продолжают функционировать до сих пор, живя собственной жизнью...
Немного сухих цифр: общая площадь доступных игрокам территорий на трех планетах - 600 квадратных километров; на них имеется 1 большой город, два поменьше, 15 маленьких городков, 10 колоний и 5 туземных деревень. 60 территорий с различными природными условиями населяют 60 видов животных и 70 видов растений (многие из которых способны приносить конкретную пользу). В путешествиях вам помогут 7 видов транспортных средств, не говоря о многочисленных видах оружия, защиты и специального снаряжения.
Итак, вы начинаете свою карьеру в этом мире с чистого листа: ваша память о прошлом стерта, как и у других заключенных (правда, со времени мятежа прошло уже полвека; даже с учетом ранее упомянутого бессмертия, срок слишком большой, чтобы оставаться "чистым листом". Или, как и в "Цивилизации статуса", заключенных продолжают доставлять на Новый Эдем на автопилоте, и земные власти даже не интересуются, что здесь творится?) В самом начале вы выбираете себе расу (опять-таки непонятно, какое отношение Beziel имеют к заключенным - или жестокое земное правительство использует их, как в свое время негров-рабов?), однако, в отличие от классических RPG, вас не загоняют в рамки того или иного класса. Вы можете избирать любую карьеру (шпиона, наемника, музыканта, компьютерного хакера, контрабандиста и т.д. и т.п.) и развивать самые разные навыки (skills) - впрочем, некоторые из них все же являются специфическими для конкретной расы, что делает полезной (но не необходимой) кооперацию с другими игроками. Если вы фанат классических RPG, то можете тщательно балансировать начальные уровни своих навыков, а если больше предпочитаете action/adventure, можете доверить это компьютеру. Всего навыков, кстати, 46.
Хотя вы можете, разумеется, и просто путешествовать и знакомиться с другими игроками в свое удовольствие, для того чтобы делать карьеру, необходимо выполнять миссии. Миссии вам дают оверархи. Вы представляете для них особую ценность, ибо, независимо от выбранной расовой принадлежности, имеете одно ценное качество: вы можете пользоваться телепортерами. Дело в том, что такой способностью обладают не все жители колоний. Тех, кто обладают, и называют "Citizen Zero" - ибо их личный номер начинается с нуля.
Миссии эти чрезвычайно многообразны - их обещают аж 350 типов, от шпионажа и саботажа до охоты на редких животных и геологических экспедиций. Что самое интересное - вам предлагают именно те миссии, которые вам, при ваших нынешних навыках, снаряжении и репутации, наиболее подходят. Миссии бывают одиночные и командные (в игре, как видим, нет принудительного коллективизма), и миссии для команды также подбираются с учетом ее профиля и способностей. Успешное прохождение миссий, помимо банальных денег, может принести вам новые полезные артефакты, доступ в ранее недоступные места и т.п. Именно выполнение миссий, а не убийства с последующим обшариванием трупов, является основным способом апгрейда для вас и вашего снаряжения. Вообще, если только в задании на миссию прямо не сказано обратное, убийств других игроков следует избегать (исключения делаются для дуэлей, т.е. для ситуации, когда обе стороны согласны). Хотя в мире игры убийство не такая страшная вещь, как в нашем - благодаря ранее упоминавшимся центрам оживления; правда, после победы восстания оживление стало из принудительного платной услугой. Вообще нарушение законов влечет за собой наказание (штраф, заключение в карцере на определенный срок, конфискация имущества, временное лишение права на оживление, а для особо неисправимых, видимо, и необратимая смертная казнь) - но, как и в реальном мире, только в том случае, если вас поймали. Что интересно - застукать вас за нарушением закона и настучать властям может не только автоматическая система слежения или NPC, но и другой игрок!
Организовать свой собственный оверарх вы, похоже, все-таки не сможете (хотя на сей счет нет ясности даже у самих разработчиков), но сможете создавать организации рангом пониже, а также достигать высокого положения в одном из существующих оверархов, что, по всей видимости, даст вам возможность не только выполнять миссии, но и давать их другим.
Еще один интересный аспект игры связан с вашей стертой памятью. Она уничтожена не полностью, и периодически вас будут посещать озарения, раскрывающие тот или иной фрагмент вашего прошлого (очевидно, у разных игроков оно должно быть разным, но сколько всего предусмотрено вариантов, неизвестно). Иногда эти озарения происходят случайным образом, иногда их вызывает вид какого-то человека или предмета. В результате этих воспоминаний вы можете обнаружить, что кто-то из жителей окружающего мира является вашим старым другом или родственником (похоже, на Земле свирепствует террор, ссылают прямо семьями), а кто-то, напротив, старым врагом. Как вы будете заново строить с ними отношения, зависит от вас.
Разработчики не просто предоставляют всем желающим мир и правила игры; они вводят и разнообразные сюжетные линии, что-то вроде больших квестов. Вы не обязаны исследовать эти линии, но, разумеется, они повышают разнообразие стилей игры. Со временем будут добавляться новые подобные истории.
Что касается технической стороны, то движок, как положено, использует много разных современных наворотов: скелетную анимацию, многоуровневые текстуры (позволяющие, в частности, широко разнообразить одежду персонажей), динамический уровень детализации, динамический свет и реалистичные тени, отражения и прозрачности, объемный цветной туман, динамическое небо с несколькими уровнями облаков, реалистичная физика по части траекторий и т.д. и т.п. Времена года меняются; могут происходить и другие события, еще сильнее изменяющие ландшафт. Правда, на мой взгляд, графика все же страдает угловатостью; зато жестикуляция весьма разнообразна и правдоподобна.
Короче говоря, наступление виртуального мира на реальный продолжается, и Citizen Zero - очередной шаг на этом пути.