Король умер - да здравствует король! Почти наверняка эту поговорку можно без труда распространить не только на монархов, но и на любого, хоть сколько-нибудь известного игрового персонажа. Причем стоит такому герою покинуть пределы нашей бренной земли, как народная молва начинает с удвоенной активностью дополнять его образ все новыми и новыми деталями, а в летопись его подвигов заносятся неизвестные доселе страницы, вдруг всплывшие в памяти случайных очевидцев.
В конце прошлого, начале этого года всю прогрессивную общественность постигла невосполнимая утрата. В финале своего четвертого эпического приключения в Древнем Египте была погребена под обвалом великая искательница приключений на свою за... (простите, увлекся) мисс Лара Крофт. Сотни скорбящих игроков не могли сдержать слез, оплакивая ее судьбу и искренне не понимая, что же они будут делать без очередной серии Tomb Raider на Рождество 2000 года.
И, естественно, компания Eidos не могла остаться равнодушной к страданиям такого многочисленного контингента игроков. В результате в ноябре 2000 года свет увидела очередная игра Tomb Raider: Chronicles. Но неописуемая радость поклонников была, увы, несколько преждевременной. Их любимица, секс-символ игрового жанра все же погибла. О чем недвусмысленно свидетельствует начало новой игры, где мы становимся свидетелями открытия мемориала в честь "Великой L".
И хотя маленький лучик надежды все еще может теплиться в сердцах наиболее преданных поклонников, т.к. тело нашей героини так и не было обнаружено, большинство ее друзей уже окончательно смирились с мыслью о невосполнимой утрате. В их узком кругу, собравшемся дабы почтить память "Великой L", мы фактически и проведем с Вами всю игру.
Но, надо сказать, нас ждет отнюдь не печальный вечерок. Ведь всем, кто хоть раз встретил на своем жизненном пути "Великую L", всегда найдется, о чем вспомнить. И пока эти воспоминания будут оставаться такими яркими, никто не сможет убедить нас с Вами, что звезда мисс Крофт окончательно закатилась.
Надо отдать должное фантазии авторов, продолжение приключений знаменитой дивы, изложенное как воспоминания близких друзей, не только выглядит достаточно оригинально, но и позволило сделать игру более разнообразной. Все дело в том, что четыре эпизода, предлагаемые на Ваш суд, имеют не только собственный сюжет, но и достаточно сильно отличаются по Gameplay.
Так, первая часть (Римские приключения) по всем признакам близка к традиционному стилю, заданному первыми двумя сериями игры. Здесь основной упор сделан на головоломки, различные акробатические упражнения, а враги встречаются не слишком часто. К тому же она включает в себя и тренировочную часть, где неопытные игроки смогут освоиться с прыжками, плаванием и несколькими новыми движениями (о которых речь пойдет чуть ниже). Эта часть идеальна для того, чтобы вновь плавно погрузить нас в атмосферу, присущую всей серии Tomb Raider.
Вторая история, рассказанная близким другом "покойной", Жан-Пьером, напомнила мне третью серию похождений "Великой L". Она перенесет нас сначала на русскую подлодку, а затем и на секретную военную базу, где приключения будут сопровождаться обилием огневых поединков с противником. Кроме того, в этой части нас ждет весьма серьезное подводное путешествие, время которого будет искусственно увеличено за счет применения Ларой специального глубоководного костюма.
Чтобы окончательно не утомить играющего обилием использованного оружия, третья история вообще не даст нам возможности его применить. Ибо рассказывает она о детских годах нашей героини, когда "Великая L" еще носила две залихватские косички вместо одной, и свое не по годам развитое любопытство удовлетворяла исключительно мирным путем. Если Вам понравилась первая миссия в 4 части игры, то Вы без сомнения получите удовольствие и от этой истории. В ней нам придется стараться избегать любых опасностей, т.к. единственным оружием остается врожденная ловкость мисс Крофт.
Но зато на закуску нам достается сверхмодерновая история в стиле кинофильма Matrix, на что недвусмысленно указывает не только техногенное окружение, но и обтягивающий кожаный наряд самой героини. На этой территории придется активно применять скрытную тактику, т.к. прямая конфронтация с противником в большинстве случаев бесполезна. До уровня Metal Gear Solid эта история, конечно, не дотягивает, но некоторые сходные черты пытливый зритель без труда найдет.
Теперь настала пора сказать несколько слов о нововведениях в игровом процессе, без которых ни один TR еще не обходился. Для начала нас ждет два новых движения, введение которых в игру кажется мне несколько искусственным.
Ну, во-первых, мисс Крофт научилась ходить по канату, аки заправский цирковой артист. Причем, авторы так возрадовались этой своей "оригинальной" задумке, что на нескольких первых уровнях заставляют героиню (и Вас) исполнять этот акробатический этюд каждые 5-10 минут. На мой взгляд, можно преодолевать горизонтально натянутые веревки и более простым (а главное надежным) путем, но, видимо, основное в этом трюке - его зрелищность.
Второе движение тоже полностью цирковое. Наша спортсменка научилась делать сальто, раскачиваясь на препятствиях типа турник, что иногда позволяет ей преодолеть таким манером довольно большие расстояния. Прием, конечно, очень красивый, но, по-моему, тоже весьма надуманный. Видимо, исчерпав запас реальных движений, авторы уже и сами не знают, какой бы эквилибристикой удивить зрителя.
Но не переживайте, не все так плохо. Появилось и несколько весьма полезных новшеств. Например, теперь, нажав клавишу Action около шкафа или стеллажа, мы вызываем весьма эффективную процедуру обыска вышеозначенного хранилища, которая часто заканчивается нахождением полезных бонусных предметов (патрон или аптечек).
Не менее интересно выглядят приемы рукопашного боя, которыми Вам придется изредка блистать в заключительной части игры. Наша супер-девушка научилась, подкрадываясь сзади к врагам, ловким движением сворачивать им шеи или усыплять, используя баллончик с хлороформом.
Ну и на закуску, последним новшеством является Grappling hook gun, при помощи которого Лара может вскарабкиваться практически по отвесным стенам. Правда, происходит это только в заранее запланированных авторами местах, т.к. втыкается наш hook только в определенные поверхности.
В заключении немножечко о грустном. Увы и ах, графический движок в очередной раз претерпел столь незначительные изменения, что заметить их невооруженным глазом практически нельзя. Кроме того, на фоне современных игр модельки персонажей кажутся уже чересчур угловатыми (особенно в скриптованных сценах), архитектура лишенной деталей, а уж нарисованные на стенах лестницы - вообще выглядят архаизмом. Поэтому, только включив собственное воображение на полную катушку и с головой окунувшись в атмосферу приключений, можно закрыть глаза на эти явные визуальные недостатки.
Что сказать Вам, дорогой читатель, на закуску? Игра Tomb Raider Chronicles вполне оправдывает роль заключительной серии коммерчески весьма успешного сериала. Всем заядлым игрокам она дает возможность еще раз вспомнить практически все аспекты приключений "Великой L", а новичкам наконец-то познакомиться с прародительницей жанра Action/Adventure от 3-его лица. Нельзя сказать, что игра получилась шедевром, но ностальгические чувства во мне она все-таки смогла всколыхнуть.
Одним словом, всем доблестным фанатам мисс Крофт настоятельно рекомендуется к просмотру.
P.S. Помни, товарищ! Тело героини рассказа так и не было найдено... а значит, это не конец нашей истории! И, наверняка, мы еще встретимся с "Великой L", правда, похоже, уже в новом образе...