Одиссея космического крейсера Ветераны еще, наверное, помнят такую игрушку под названием Battlecruiser 3000 AD, своеобразную одиссею большого космического крейсера. Вышла она в далеком 1996 году, причем, в недоделанном варианте и без должного согласования с официальными разработчиками из 3000AD - изворотливые издатели немножко лишнего тогда подсуетились. Потом все встало на свои места, и уже завершенная игра под чутким руководством неизменного лидера проекта Дерека Смарта (Derek Smart) появилась в 1998 году. Годом позже вышел BC3AD: Designer's Edition, а сегодня мы имеем счастье лицезреть третью игру серии, едва ли не полностью повторяющую своих предшественников. Наверное, только таким образом можно не растерять уже существующую и весьма значительную армию поклонников, не забывая и о привлечении новых душ. Да, немного улучшилась графика за счет активного использования возможностей DX8, поумнел AI, стало больше станций, кораблей, наземных, воздушных и водных юнитов, рас, карьерных возможностей, игровых режимов, ну и т.д. При этом сам игровой процесс практически не изменился.
Вы по-прежнему бороздите на своем крейсере бескрайние воды мирового космического океана, время от времени воюя с межгалактическими пиратами или защищая вверенные вам орбитальные станции, приторговываете различными supply'ами на рынке, приобретаете новое оборудование и производите upgrade корабля. Конечно, много чего зависит от выбранной вами карьеры или кампании, но сути дела это не меняет. Перед нами все та же сильно перегруженная по части управления космическая военно-торговая леталка (хотя разработчики и утверждают, что пытались максимально облегчить этот момент), с относительно средней графикой и таким же звуком, берущая за душу за счет весьма глубокого "внутреннего мира". В общем, фанатам незабвенной "Elite" и ее наследников должно покатить.
Краткий исторический экскурс. Жить на Земле, благодаря вселенским катаклизмам вроде комет и астероидов стало совсем невмоготу, и человечество решила искать счастья на чужбине. В 2328 году был колонизирован Марс, в 2899 году отыскали жизнь в районе Альфы Центавры и, наконец, в 2928 году случился Первый Контакт с эмпирианцами. И пошло-поехало: С тех пор уже никого было не удивить пришельцами, напоминающими лягушек или валькирий. Но вот на дворе год 3000 от Рождества Христова, вы командуете навороченным боевым кораблем и в силу должностных обязанностей должны: вербовать желающих на службу в Galactic Command; собирать ресурсы и строить звездные базы и защитные станции для охраны границ; защищать Свободные Нации и торговые пути от посягательств извне и т.д.
Кстати, все вышеперечисленное относится к режиму кампании, где вы являетесь солдатом Земли и четко выполняете приказы своего командования. Но есть и режим Roam - галактические странствия без определенной цели, так сказать, свободное плавание. Здесь ограничений уже поменьше и вы можете выбрать любую расу и касту (делятся на две большие группы: военные - полиция, убийцы, пираты, наемники; и мирные - исследователи, колонисты, ученые, торговцы... всего 13 каст), карьеру (командир, пилот, пехотинец), стартовую базу и прочее. Летать дальше можно куда вздумается, воевать с кем заблагорассудится, торговать, захватывать станции, устраивать диверсии и все в том же духе. Ознакомиться скоренько с вариантами можно посредством тренировочных миссий или в Instant Action, где лежит несколько относительно скоротечных и характерных миссий для разных карьер.
Управление космическим кораблем осталось излишне мудреным и не слишком удобным, осуществляется посредством целого ряда специальных меню, которые позволяют прокладывать курс, определять цели, управлять оружием, защитными щитами корабля и прочая. Причем, на основном экране (капитанский мостик) все это не уместилось, и большая часть второстепенных опций переползла в специализированный компьютер: Commlink, Logistics, Miscon, Perscan, Tactical, Roster, Tacops. Там можно изучить состояние систем корабля и озаботиться их ремонтом, посмотреть задания текущей миссии, глянуть на известную карту галактики и ближайшие к вам Jump Stations и Wormholes (через них можно быстро перемещаться на огромные расстояния), установить waypoints, заняться торговыми операциями. Желающие при перелетах могут пользоваться автопилотом, который сам включит гипердрайв, пролетит через указанные порталы и т.д. Короче говоря, на детального освоение всего этого хозяйства потребуется уйма времени, на что у многих терпения может и не хватить. Но тут уж ничего не поделаешь, игра такая.
Процесс огневой атаки кораблей выглядит как-то слишком примитивно. Вы выбираете оружейную систему и, поймав в прицел кораблик, давите на гашетку, постреливая лазерами или же выпуская ракету. К тому же, и внешне выглядит все это, скажем так, не слишком убедительно. То же самое можно сказать и об орбитальных станциях, и о всевозможной технике. Планеты смотрятся неплохо только издалека, а вблизи вся их поверхность становится похожей на светящийся шарик, неумело размалеванный цветными акварельными красками. Разноцветные туманности в космосе тоже иногда попадаются, но уж лучше бы их не было. Конечно, при желании можно найти симпатичные ракурсы, но в основном космос здесь пустой и безжизненный, и смотреть по большому счету не на что.
Да и сделать это не так просто. Да, есть несколько внешних камер, позволяющих любоваться своим кораблем или, например, "захваченной" целью. Однако увеличение и вращение изображения сделаны просто криво. Звук у меня лично особого восторга не вызвал. Динамичные мелодии сродни той попсе, что крутится без роздыху на развлекательных FM-станциях, и столь же быстро надоедают. Звуки выстрелов и взрывов заставляют с ностальгией вспомнить DOS'овские игрушки.
Помимо собственно полетов, как в дальнем космосе, так и в атмосферах планет, здесь можно запросто побегать и с видом от первого лица, покинув свое текущее средство передвижения и топать дальше уже ножками. С этого момента заканчивается вся изюминка этого проекта и начинается банальный и совсем слабенький FPS. Вы можете менять пушки, пользоваться аптечками, кидать гранаты и много чего другого. Обзора ограничен - прицел у оружия нельзя опускать "в пол" или поднимать "в потолок". Двигается наш пехотинец, мягко говоря, коряво, причем в открытом космосе это проявляется особенно явно. Зато вы можете использовать реактивный ранец, ездить на куче транспортных средств, постреливая из пушек, а также плавать.
И напоследок немного о глюках. Несмотря на заявленную целую армию тестеров, багов оказалось более чем достаточно, начиная с регулярных зависаний и отсутствия реакций на определенные команды и заканчивая перезагрузкой всего компа. На мелочи вроде "дрожания" или выпадения текстур, особенно вблизи, уже вроде как и внимания не обращаешь. Наверное, что-то будет способен исправить патч. Кстати, он же должен добавить в BCM и заявленные ранее мультиплейерные возможности, которых пока нет. Даже кнопочка в главном меню уже нарисована, но не работает.
Таким образом, мы получили игрушку, которая явно не претендует на завоевание всемирной славы. И, тем не менее, нисколько не сомневаюсь, что найдутся те, кто закроют глаза на известные шероховатости в графике и звуке и будут упиваться проработанной инфраструктурой галактики с сотнями кораблей, десятками планет, наземных баз, космических станций, населенных 12 расами, порадуется возможности покататься на 60 типах космических, воздушных и водных юнитов, возрадуется бесконечным игровым возможностям (например, игра в режиме Roam не имеет окончания и может завершиться только со смертью главного героя). Так что дерзайте, воюйте, торгуйте, захватывайте, защищайте... и помогите человечеству адекватно ответить на угрозы со стороны агрессивных пришельцев, а заодно выясните, куда бесследно исчезли два вооруженных боевых корабля в квадранте Gammulan. Короче, галактика стоит на пороге войны, а вас за этот самый порог уже беспардонно вытолкнули...