Разиэль...
Спаситель и Разрушитель
Пешка и Мессия
Добро пожаловать, душа, разделенная во времени
Добро пожаловать... в свою судьбу.
Мебиус Продолжение хитовой серии Legacy of Kain, action-ужастика про странствия неприкаянного синюшного вампира Разиэля, возвращается к нам с выходом уже третьей части, после LK: Blood Omen и LK: Soul Reaver, под незатейливым названием Soul Reaver 2. Вторая вышла два года назад и была верхом совершенства практически во всем, начиная от изумительной графики, на фоне которой разворачивались действительно кошмарно-кровавые побоища, и заканчивая массой хитроумных головоломок, которые искусно вплетались в общую канву игры посредством глубокого и продуманного до мелочей сюжета. Казалось бы, еще больше запутать и завязать в тугой узел столь неординарную историю невозможно, однако сценаристы демонстрируют чудеса ловкости, доставая старых персонажей, словно фокусник зайца из шляпы, и аккуратно расставляя их на полочках уже нового повествования. Воистину, неисповедимы пути героев в Soul Reaver'e...
Soul Reaver 2 во многом практически повторяет все основные черты своего предшественника, то есть является по сути дела тем же Soul Reaver-1, только с новым оружием, монстрами, загадками и сюжетом. Просто создатели серии, компания Crystal Dynamics, решила по возможности оставить весь геймплей в неизменном виде и за это им выражается первостатейная благодарность. Ведь еще неизвестно, во что бы превратился один из лучших трехмерных action'ов конца этого года, если бы господа хорошие решили бы основательно покопаться в управлении или, не дай бог конечно, вооружили бы Разиэля какими-нибудь дальнобойными пушками или пулеметами.
"Полагаю, что если вы бросите монетку достаточное количество раз: однажды она приземлится на ребро".
Кейн
Немного истории. Как известно, в прошлой части Разиэль был извлечен из пропасти времени, в которую его заточил Кейн, богом Элдером, имевшим на него свои планы. Просто посредством Разиэля он надеялся увеличить поток поступления к себе новых душ, так как основательно проголодался, а ручеек их таял буквально на глазах. Но, как оказалось впоследствии, меч Разиэля - Soul Reaver был не только оружием для высасывания душ, да и с богом Элдер ситуация темная... об этом чуть позже. Кейна, кстати, в свое время тоже убили, а потом его воскресил один некромансер, в результате чего он и стал вампиром. А до этого он жил в аристократической семье и должен был стать новым хранителем одной из колонн (pillars) - колонны баланса, заместо убиенной падшим стражем хранительницы Ариэль. Однако он отказался, и в результате этого мир принял совсем другие очертания. После убийства Ариэль ее возлюбленный, тоже хранитель, так сильно расстроился, что тем самым разрушил связующую нить, которой были объединены между собой все хранители колонн, известные под именем круг девяти (Circle of Nine). Колонны были тем главным мистическим сооружением, которое давало и защищало всю жизнь в Носготе (Nosgoth). После потери связи между хранителями колонны разрушились, а на земли Носгота пришли разруха, запустение и забвение.
Но возвращаемся к Разиэлю. В прошлой части он, очнувшись от тысячелетней
спячки, стал гоняться за своим обидчиком Кейном, дабы отомстить за свое низложение, и даже пару раз намял ему бока, но Кейн опять умудрился выжить. По пути Разиэль уничтожал его лейтенантов, одним из которых он и являлся в недавнем прошлом, также обретал новые физические способности и бонусы для Soul Reaver'a, С последней встречи как раз и начинается новая история: Разиэль прыгает вслед за Кейном во временной портал в комнате машины времени известного интригана Мебиуса, кстати, по совместительству хранителя колонны времени, и переносится в прошлое Носгота.
"Бывают слишком неудачные судьбы".
Бог Элдер.
Правда, теперь Разиэль не так уж и стремится убить Кейна, как раньше, хотя это ему настоятельно и неоднократно рекомендуют и Мебиус, и бог Элдер (оказавшийся большим осьминогом с кучей пучеглазых зрачков), и даже сам Кейн... но на этот раз Разиэль пытается разобраться в самом себе и своем Soul Reaver'е, и кто вообще стоит за всеми его путешествиями: В поисках ответов на эти вопросы он путешествует в прошлое Носгота в погоне за Кейном, потом в его будущее (когда его нагло обманываем Мебиус), которое оказалось населено странными и ужасными существами, Серыми Демонами (внешне нечто среднее между "чужими", "хищниками" и им подобными тварями), далее обратно в прошлое Носгота, причем смертоносные твари не оставили его и здесь. Где, в конце концов, ему предстоит снова убить всех лейтенантов Кейна, только теперь они имеют обличие людей, поскольку дело происходит задолго до того, как они примкнули к нему и стали вампирами. И в решающем поединке заколоть, кого бы вы думали? Разиэля-человека! А потом уже и открыть тайну происхождения самого Soul Reaver'a. Сущностью, которая была скрыта в мече, и был сам Разиэль! Поэтому когда Кейн его уничтожил, сбросив в пропасть времени, Soul Reaver не смог пожрать самого себя. Возник временной парадокс, и легендарный меч раскололся на части.
Ну вот, в двух словах такова история Разиэля-вампира, которая открывается нам в третьей части серии "Legacy of Kain". Между прочим, одна из самых запутанных и увлекательных историй, которые не так уж часто на самом деле попадаются в компьютерных играх. Все больше правят бал однотипные и совершенно пустые по содержанию штамповки типа: "Бери пушку здесь - беги - стреляй туда!". Да, видимо, в следующей игре (разработка Soul Reaver 3 уже была подтверждена) главный герой опять несколько раз полетает туда-сюда во времени и пространстве и снова будет сражаться со старыми знакомым злодеями, ведь тогда у авторов отпадет необходимость придумывать новых. К сожалению, я не стал глубоко вдаваться во многие детали, дабы размеры статьи не разрослись до неприличных размеров, и опустил историю про хранительницу колонны баланса Ариэль; про отправку Мебиусом Кейна в прошлое, где тот убил короля Вильяма Справедливого, в результате чего начался тотальный геноцид вампиров; про одного из самых могущественных вампиров Носгота, Ворадора, который пожертвовал своей жизнью (убил его, кстати, Разиэль-человек), дабы спасти Разиэля-вампира; про десятого хранителя колонн Януса Одрона, хранителя, между прочим, самого Soul Reaver'а и его места во всей этой истории; также всякие прочие мелочи. Думаю, всех заинтересовавшихся ждет еще немало чудных открытий...
Чисто внешне SR2 не так уж сильно отличается от SR1. Хотя то, что поражало всех нас два года назад, продолжает поражать и сегодня. Огромные монументальные замки в готическом стиле с развевающимися флагами при входе, аккуратная заснеженная деревушка в горах, замерзшее озеро, окруженное развалинами древней крепости, мрачновато-слякотное болото с переростками вроде непонятных слизняков-одноножек, не похожий ни на что ранее виденное город вампиров, выдолбленные в подземелье витиеватые лабиринты, просто гигантские залы с зеркальным полом или десятками уносящихся в бесконечную высоту колонн, цветные витражи, древние фрески или картины на стенах, освещенные мерцающим светом факелов или бьющими через край солнечными лучами из окон... Даже сюжетные видеоролики, сделанные на движке игры, которых здесь немало, способны поразить видавших виды игроков детальным шевелением губ при разговоре или четко показанной мимикой лица персонажей, что вообще случается довольно редко. В общем, можно довольно долго расписывать все прелести поражающего воображение изображения, однако лучше, как говорится, один раз увидеть. Впечатлений потом, уверяю вас, будет целый воз и еще маленькая тележка.
Звуковое оформление, как и раньше, заслуживает наивысших оценок и вполне достойно того, чтобы его выпустили на отдельном диске. Ритмичное техно, перебиваемое боем барабанов или какими-то восточными мотивами, а также медленно и со значением проговариваемыми фразами, как бы погружает вас в некий транс, через призму которого мы и наблюдаем за всеми событиями, разворачивающимися на земле Носгота. Причем временами музыка начинает неистово бушевать, заставляя бурлить кровь в жилах, а порой подозрительно успокаивается, вызывая желание повнимательнее прислушиваться к раздающимся то тут, то там томным стонам или предсмертным выкрикам. Нечто подобное встречалось, помнится, и в звуковом сопровождении "Реквиема".
Управление Разиэлем осталось неизменным, то есть вы, как и раньше, бегаете с видом от третьего лица, прыгаете и немножко парите в воздухе, используя обрубки своих крыльев, также плаваете под водой (раньше, в начале прошлой части, Разиэль при контакте с водой тут же переносился в мир духов) или лазаете по стенам в строго определенных местах. Рубить солдат или монстров на куски, опять же, можно всем тем оружием, которое прикреплено к стенам или же находится в руках у противников: то бишь мечами, топорами, пиками, копьями, насаживая на них, как и прежде, с неизменным хрустом шатающееся и полуживое тело поверженного противника. Также можно злыдней поджечь факелом или замахать своим спиритическим Soul Reaver'ом. При этом кровища, как обычно, льет через край, а в стороны разлетаются части тела поверженных врагов, благо Разиэль может отрывать верхнюю часть туловища от ног, выворачивать шею и делать всякие прочие кровожадные "штучки". Здесь можно сказать, что кому-то такая чрезмерная жестокость может показаться немного излишней, однако, на мой взгляд, всего этого здесь аккурат в самый раз.
"Кликните ваших собак - они славно попируют вашими телами!"
Ворадор.
Как вы уже знаете из вышеизложенного сюжета, здесь вам встретятся, помимо обычных охотников за вампирами и рыцарей Sarafan, милых собачек и прочих монстров (кстати, люди сами иногда будут сражаться с монстрами, поэтому имеет смысл подождать в сторонке, чем это закончится), еще и загадочные существа из другой реальности. И если раньше вы вполне спокойно могли в большинстве случаев просто оббежать противников десятой дорогой (они далеко за вами никогда не бежали), то теперь где-то со второй половины игры с этим трюком придется распрощаться раз и навсегда. Убили же меня впервые в игре (обычно душ для восполнения собственного здоровья кругом болтается предостаточно) эти жуткие Серые Демоны, сначала перенеся в мир духов, а потом достали и там (чтобы Разиэля убить окончательно, надо завалить его два раза). Они получили возможность проникать в мир Носгота из своей демонической реальности, потому что в результате крушения колонн сила барьеров, разделяющих этот мир с миром демонов, серьезно ослабла. В общем, выглядит их внезапная атака следующим образом: сверху с оглушительными электрическими разрядами падают несколько таких чудовищ, а проходы в соседние помещения или пещеры перекрываются непроходимыми энергетическими барьерами, которые исчезают только со смертью этих тварей. Каждое из этих зубастых и клыкастых чудовищ имеет весьма немалые габариты, а в качестве оружия выступают электрические разряды, проскальзывающие между их раздвигающихся "клешней". А еще вся беда в том, что эти твари - единственные существа, помимо Разиэля, которые умеют перемещаться между физическим миром и миром духов, поэтому спасения от них вы уже нигде не найдете. В общем, всего пары-тройки их убийственных ударов вполне достаточно, чтобы отправить вас к праотцам. Так что воевать с этими свирепыми здоровяками очень сложно, поэтому неоднократно придется начинать все сначала, с места последнего чекпойнта. Зато финальные битвы вообще, как ни странно, не вызывают никаких проблем, потому что к тому моменту наш Разиэль станет абсолютно неуязвимым.
Сохранятся здесь можно в местах, где установлены специальные алтари. Встречаются они довольно редко, правда, и того их количества вполне достаточно, ведь вы будете проходить по одним и тем же дорогам и посещать одни и те же места неоднократно: в настоящем, прошлом и будущем. А вот порталы, при помощи которых можно было раньше перемещаться в различные части Носгота, безвозвратно ушли в прошлое.
Новыми физическими способностями на этот раз Разиэля наделять не стали, зато
наделили ими его меч Soul Reaver. Так, если подзаряжать меч энергией света, тьмы, огня или воздуха, исходящей из специальных "фонтанчиков", разбросанных по всему Носготу, то им можно открывать запертые ранее двери, разрушать некоторые барьеры, стрелять и активировать скрытые механизмы. В принципе, на использовании свойств этого меча и построены теперь большинство всех загадок и паззлов, над некоторыми из которых, как и раньше, основательно придется поломать голову. Причем под конец понадобится комбинировать сразу несколько свойств меча (сломать стену, стреляя из Air Reaver'a, опустить мост, выстрелив в мишень из Light Reaver'a, на время отключить смертельный глаз, попав в него из Dark Reaver'a, или с его же помощью активировать висящий в воздухе виртуальный мост), да плюс иногда еще добавляются ограничения по времени.
Так, например, до того как вся пещера вампиров заполнится кровью, вам нужно зажечь факел и быстренько перелететь с ним, используя подъемную силу потоков идущих с низу, через огромную залу до алтаря. Если факел коснется крови, то он потухнет, и придется начинать всю процедуру с самого начала. Ну и, конечно, остались здесь и задачки, решаемые только при помощи перехода в мир духов и обратно. Например, вы видите перед собой непроходимую стену под водой в озере, а если перейдете в мир духов, в ней как по волшебству образуется проход. Или вам навстречу дует сильный поток ветра, поэтому перелететь на другую сторону вы не сможете, однако если перейти в мир духов, то ветра там уже не будет, ну и т.д. Правда, общее число головоломок теперь, по моему, несколько уменьшилось, да и сама игра стала немного короче. Или это она так быстро проходится?..
Недостатков у SR2 не так много, но они все же есть. К незначительным можно отнести невозможность прокручивать видеоролики, а вот уже к серьезным - "застревание" в некоторых местах. То есть, иногда вы никак не сможете выбраться из такой "ловушки", кроме как загрузившись с последнего сэйва. Можете найти подобные места в списке багов. Правда, меня подобные казусы, слава богу, миновали, и я прошел всю игру без каких-либо затруднений.
Таким образом, Soul Reaver 2 однозначно можно считать одной из лучших игрушек в жанре 3D action уходящего года. Поклонники прошлой части, несомненно, останутся довольны увиденным, а новичкам же я настоятельно рекомендую приобщиться к нескончаемой борьбе отвергнутого вампира, постоянно вынужденного искать ответы на вселенские вопросы, которых у него с каждым разом становится все больше и больше. Поистине потрясающая графика и спецэффекты, чисто отменный звук, удобное управление и бесконечно увлекательный gameplay сделают время, проведенное за этим шедевром, незабываемым и по-настоящему увлекательным. Его, между прочим, как раз хватит, чтобы частично заполнить предстоящие новогодние праздники, которые уже вот-вот на подходе.
"История не терпит парадоксов".
Разиэль.
Вот и все, круг замкнулся, Разиэл-вампир из будущего убил благородного Разиэля-рыцаря из прошлого и погрузился в духовную, спектральную реальность, окончательно изможденный и истерзанной борьбой с самим собой, со стремящимся воссоединиться с ним Soul Reaver'ом, и снова он стоит перед неизвестностью относительно своего дальнейшего бытия... Что будет дальше, куда предстоит идти, кто станет жертвой, кто добычей... нет ответов. Временные парадоксы - вообще-то весьма странная и непредсказуемая штука, особенно, если своими постоянными перемещениями во времени регулярно порождать их существование.