Мы рвемся к причалам заместо торпед...
В. Высоцкий Снова на улице компьютерных подводников праздник. Совсем недавно вышел весьма недурственный симулятор современных атомных подлодок "Sub Command", и вот теперь пришло время снова надевать капитанскую фуражку, дабы покомандовать подлодкой в продолжении легендарного "Silent Hunter'a", вышедшего пять лет тому назад, в аккурат через год после битвы за Атлантику в "Aces of the Deep". Конечно, ожидание всегда накладывает свой радужный отпечаток на представление о будущей игрушке, поэтому далеко не всем SH2 так уж сходу западет в душу. Однако, чуток пробороздив глубины Атлантического океана, уверен, ветераны все же сочтут эту игру одним из лучших симуляторов подлодок на сегодняшний день.
Так, в SH2 вы управляете немецкими субмаринами класса "U" (для освежения в памяти этих водоплавающих бронтозавров вспомните недавний кинохит "U-571"), а не современными атомными подлодками, которые, во-первых, намного больше и мощнее, развивают несравнимо большую скорость и способны погружаться на немереные глубины. В то время как крошка "U" может нырнуть всего-то на жалкие 100-150 метров. Аварийным пределом можно считать где-то 250 (этот момент также хорошо показан в фильме), дальше ее просто расплющит.
Вооружение у Ю'шек по сравнению с современными "Акулами" или теми же "SeaWolf'ами" тоже практически никакое. Но ведь в WW2, где вам и придется отплавать в Атлантике и Средиземноморье целую кампанию и еще небольшой набор с десяток отдельных миссий (включая три тренировочные), именно так все и обстояло. Вдобавок к торпедам вы имеете на палубе субмарины одну вполне серьезную пушечку и один или два средства ПВО (их калибр и количество меняется в зависимости от типа подлодки) для отражения воздушных атак противника, из которых можно пострелять и самому. Конечно, "томагавками" сбивать бомбардировщики сподручнее, но во всех этих архаичных пушках тоже есть своя особая прелесть. Например, представьте себе картину: самолет один раз заходит над лодкой, другой, а ты по нему стреляешь, стреляешь, очертя голову вертя пушкой из стороны в сторону, и... мимо, разрывы снарядов происходят в опасной близости от винтокрылой машины, но она, сволочь такая, остается невредима. Потом ситуация повторяется и, о счастье, наконец, выпустив небольшой шлейф густоватого дыма, подбитая металлическая птица смачно плюхается в воду, поднимая вокруг себя большой фонтан водных брызг. Какой при этом азарт, какое волнение, да это просто видеть надо.
Но все же основными неприятностями для вас станет не авиация противника, в роли которых выступают англичане или американцы, а их подводные лодки, крейсеры или эсминцы. Причем скорее будут опасны глубинные бомбометания, нежели торпедные атаки, от которых все-таки чуть легче уходить.
Задания в миссиях вполне конкретные и требуют от вас в большинстве случаев лишь одного - потопить. Потопить вражеский транспорт, конвой, расстрелять самолеты прикрытия, перехватить чужую подлодку, и т.д. и т.п. Противники довольно легко засекают вашу лодку, поэтому вблизи объектов следует вести себя поосторожнее и всплывать только в крайнем случае. При поломках подлодки (перегрев и поломка дизеля при продолжительном ходе на максимальной скорости, рулей при посадке на мель) требуется некоторое время на ее ремонт. Кстати, время здесь можно регулировать, увеличивая его в 2, 4 и, страшно сказать, в 2048 (две тысячи) раз. По-моему, с последним авторы чуть-чуть погорячились.
Еще желающие могут немного подредактировать под себя "реализм", включая или выключая такие опции, как ограничение глубины, уязвимость (в %), возможность сесть на мель, ограничение топлива и массу прочих. Возможностью этих манипуляций вполне должны быть довольны как морские волки, так и желторотые юнги. Кстати, в вопросах управления ветераны, наверное, разберутся сразу же, а остальным скажу, что в принципе ничего особо мудреного здесь нет - не с десятком хитроумных сонаров и радаров в SC разбираться, здесь все проще. В общем, на плоской навигационной карте можно следить за перемещениями иконок лодки и другими объектами, также прокладывать курс, следить за торпедами, в общем, все как обычно. А для всего остального существуют кучка стандартных экранов, как-то: основной экран управления двигателями, выбором курса и глубины погружения, перископ, управление торпедами, радиорубка, где регулярно выдают приказы от командования, акустик, ну и т.д. Для большей наглядности можно включить внешний 3D вид субмарины (в подводном положении на ее бортах даже будут переливаться солнечные блики) или же обозреть близлежащую водную гладь в перископ или бинокль. На самом деле при желании разобраться во всем этом не так уж и сложно, тем более, если вы уже имеете какой-то опыт подводных сражений.
Внешне SH2 смотрится очень даже неплохо, хотя, честно говоря, оформление менюшек главного меню на удивление слабовато и не чета их коллегам из SC. Находясь на палубе, можно почувствовать на себе неслабую качку, полюбоваться волнами, посмотреть на пузырящийся шлейф за кормой или еле заметный след от отчалившей торпеды (можно включить и "торпедную" камеру). Взрывы и дымящиеся подбитые корабли также оставляют положительные впечатления, хотя вблизи видно, что огонь и сами разрывы спрайтовые. В доках строений мало, рельеф местности тоже не шибко какой навороченный. Погодные эффекты худо-бедно на месте. Про самолеты я уже упоминал выше.
Правда, стоит все же внести некоторую поправку во всю эту "отменную" графику. Не стоит забывать, что хорошая она только по стандартам Sub-симов, поскольку по сравнению с любой другой современной трехмерной игрушкой графика здесь просто никакая, совсем никакая. Но не буду лить соль на раны, поскольку довольно большая группа поклонников симуляторов подлодок считает такое положение дел вполне нормальным и не сильно бомбардирует разработчиками письмами с требованиями по включению в игру кривых поверхностей, фееричных световых эффектов, разрушаемого рельефа, отчетливой мимики персонажей :-) и т.д. и т.п. Хорошо хоть корабли с подлодками нарисовали грамотно, и на том спасибо.
В общем, игра по всем показателям определенно должна понравится поклонникам жанра, поскольку атмосферность находится на самом высоком уровне. Как только выходишь в свой очередной поход, и в динамиках начинают друг за дружкой следовать бесконечный поток голосовых команд, доклады акустиков об обнаружении целей, звенит аварийная тревога при экстренном погружении, наперебой обгоняя друг друга, несутся рапорта о запуске торпед, забываешь обо всем, ну или почти обо всем, и погружаешься в этот ни на что не похожий мир подводных боев времен второй мировой войны. Кстати, имеется небольшая энциклопедия по всем кораблям, подлодкам и самолетам, встречающимся в игре. Все объекты трехмерные и позволяют себя чуток повращать.
Конечно, кое-какие недочеты у SH2 также имеются, не без этого, и их я припас напоследок, дабы не расстраивать вас раньше времени. Так, здесь все в полном порядке с вылетами, глюками, зависаниями и прочая, то бишь они присутствуют и притом в немалых количествах, хорошо хоть сохраняться в миссиях можно иначе было бы совсем тоскливо. Также в игре напрочь отсутствует мультиплейер, которые многие из вас так отчаянно ждали. Дабы подсластить столь горькую пилюлю авторы клятвенно заверяют, что это дело способен поправить специальный патч, который они намерены вскоре выпустить. Кстати, они еще весьма напирают на то, что он будет совместим с грядущим симулятором эсминца от SSI под названием "Destroyer Command". Дескать, вот там-то вы всласть и повоюете в свою "head to head", и тогда посмотрим кто кого поборет. А пока лучше в ожидании мультиплейерного патча спокойно играйте в SH2, ведь игра получилась действительно очень достойная, да что там достойная, одна из лучших, к тому же вы ведь ждали этого счастливого момента столько долгих лет, или я не прав?