Тени из прошлого Не так давно храбрые семиреки (имечко, однако) разбили войска Теймура и загнали его в подземный мир. На разоренных войной землях началась новая жизнь: строились города, возникали деревеньки, потянулись торговые караваны. Но Теймур не желал успокаиваться. И вот отважным семирекам опять грозит опасность... Во второй части российской стратегии нам предстоит освободить город Вореж, попутно разогнав полчища врагов. "Орда 2" относиться к типу очень быстрых RTS, то есть чуть развившись, необходимо строить толпу воинов и атаковать противника - иначе он (противник) атакует вас.
При нажатии на пункт меню "Новая игра", "Орда 2" предлагает выбрать одного из трех персонажей-героев (кстати, вводить имя героя не придется - имена жестко прописаны и сменить их нельзя) или импортировать старого персонажа из первой части "Орды". Главный герой бессмертен - Дункан Маклауд ему и в подметки не годится. Убить героя могут только ловушки на карте (всякие ямы, крокодилы, странные стреляющие деревья и лавины камней, падающих со скал, как только какой-нибудь юнит пройдет неподалеку) или человек двадцать супостатов плюс несколько баллист и катапульт. Так что, в принципе, если у вас хватит терпения, можете бегать одним героем до тех пор, пока он не разнесет вражеский город по камешку. Естественно, главного героя необходимо оберегать - его смерть означает автоматический проигрыш.
В начале миссии необходимо, естественно, выстроить инфраструктуру зданий. Выяснилось, что главный герой строит только главный замок - почти все остальные строения и рабочий люд производятся в замке; частокол, ворота, охранные башни и баллисты - на заводе, а воины - в казармах. Непосредственного участия в строительстве ни герой, ни рабочие не принимают.
Как и в первой части игры, в лесах сидят различные злобные твари (хорошо!), которые (как и в первой части) сидят только там и никуда не выходят (плохо!). Исключение составляют летающие твари - голуби, вороны и драконы плюс нелетающие крокодилы, которые живут в речках, выползая оттуда, чтобы схватить неосторожного юнита, гуляющего вдоль берега.
Что касается ресурсов, то их четыре типа: железо, золото, лес и люди. Ресурсы поступают не только из шахт или лесов, но и в виде налогов, которых, конечно, не так много. Однако, при должном терпении и большом количестве ферм, каждая из которых кормит 10 человек, можно относительно безбедно существовать без шахт за счет одних налогов. Приходиться только строить много ферм и рубить много леса, чтобы освободить место для строительства.
Игра не содержит никакой информации о юнитах - есть лишь шкала здоровья и шкала опыта. А вот чем отличается обычный рыцарь от тяжелого рыцаря помимо цены и внешнего вида, нам узнать не дано. Очень интересно разработчики подошли к науке - построив лабораторию, можно выделить энное количество золота и людей на исследования, а затем терпеливо ждать, когда же яйцеголовые что-нибудь исследуют. Ни предмета, ни времени исследования не известно. Можно лишь периодически просматривать списки построек в поисках чего-либо нового и надеяться, что исследовано еще не все, и те пять лабораторий были построены не зря.
На игровых картах разбросано большое количество различных предметов. В большинстве своем - это кувшины: в одних лежит золото, в других - джинны, предлагающие исполнить одно желание из трех возможных - они могут предложить некое количество золота, смерть врага или "силу". Конкретная польза только от золота; что дает "сила" - совершенно не понятно. Еще на карте разбросаны различные артефакты, свитки и сундуки, дающие всевозможные бонусы - почти как в HoMM...
Подход к смене миссий остался прежним - весьма оригинальным и интересным. Переход с карты на карту осуществляется самим игроком в нужный ему момент: достаточно просто подвести войска к свободному от препятствий краю карты - раз, и они уже ТАМ, на следующем уровне. Вместе с героем на другую карту переходит половина наработанных ресурсов. Иногда таким образом можно себе помочь - если на одной карте закончились ресурсы, можно сбегать за ресурсами на предыдущую, а потом обратно.
AI у юнитов тупой. Очень тупой. Если он и поумнел со времен "Северного ветра", то не особо. Все так же, цепочкой, вражеские войска бегут к нашему поселению, дабы геройски погибнуть под огнем охранных башен. Так же, отдавая приказ юниту, нельзя быть уверенным, что он его выполнит. Точнее, можно быть уверенным, что он его не выполнит, а сделает все по-своему. Яркий пример тому - главный герой. Если вы решили побегать им по карте и попинать противника - будьте готовы не отпускать его из вида ни на секунду. Представьте: вражеский город, окруженный башнями, фермами и войсками. Отдаем приказ замочить бедолагу рабочего, пробегавшего мимо. Что делает герой? Он гонится за работягой, получает стрелу в бок от башни, бежит к ней, получает стрелу от второй башни и, подумав, бежит ломать ферму, стоящую рядом. На отчаянные клики мышкой он реагирует неоднозначно - все время пытается развернуться и таки разломать ни в чем не повинную ферму. Иногда выходит и так, что герою удается разрушить ферму раньше, чем его удастся от нее оттащить. Вообще, фермы все почему-то пытаются разрушить в первую очередь - даже под огнем баллист, башен и катапульт.
Мультиплеерные возможности игры "потрясают" своим нетрадиционным подходом. Как вам такое определение, как "turn-based RTS"? Дело в том, что в "Орде 2" присутствует тип игры вдвоем или втроем на одном компьютере, что особенно интересно для жанра стратегий в реальном времени. Выбирается время на ход (5, 10, 15, 20, 25 или 30 минут) и вперед - каждый игрок играет отпущенное ему время. По такому же принципу реализован PBeM-режим - в конце хода игрок сохраняется и отправляет свой save противнику по электронной почте.
Графика? Какая графика? Ах, графика... Как и в прошлой части, перед нами предстает нечто чуть лучше первого Warcraft'a и чуть хуже второго. И это в 2001-ом! Излишне яркие пейзажи, невнятные юниты и ни одного изыска, радующего глаз... Грустно, господа! А что в итоге? А в итоге тот факт, что некоторые люди, пытаясь повесить на велосипед моторчик, в итоге получают не мопед какой-нибудь, а садовую тачку, у которой одно колесо квадратное, а второе - от трактора "Беларусь". В игре присутствует множество неплохих задумок, но степень их реализации оставляет желать лучшего. Намного лучшего.