Звериный оскал китайского капитализма Последняя экономическая стратегия под гордой маркой Capitalism - а именно Capitalism Plus - увидела свет в 1997 году. И вот теперь, после столь длительного перерыва, на подходе Capitalism II. Любопытно, что главным разработчиком проекта - его имя даже значится на коробке вместе с названием игры, каковой чести обычно удостаиваются только гранды вроде Сида Мейера - на сей раз является Тревор Чан (Trevor Chan), житель Гонконга - то бишь, по нынешним временам, гражданин Китая, последней на планете коммунистической империи. И хотя Гонконг имеет в Китае особый статус, да и сам Китай уже не столь беспробудно социалистический, как прежде - но все равно рождение солидного экономического симулятора Capitalism в такой стране забавно. А может, и символично.
Вернемся, однако, к самой игре. Как и следует продолжению хорошего проекта, Capitalism II сочетает базовые элементы предыдущей игры с разнообразными нововведениями, касающиеся как внешнего вида, так и геймплея. Экономическая система будет теперь более сложной и многогранной; корпорации смогут строить небоскребы и размещать в них свои штаб-квартиры (если, конечно, денег хватит; возрастет количество отраслей, доступных к разработке технологий и товаров, которые можно производить и продавать. Но, разумеется, вашими главными целями по-прежнему будут сколачивание миллиардных капиталов и захват доминирующего положения на рынках, а средствами для этого будут производство, торговля и игра на бирже.
Как нас учили еще в советские времена, выживание в условиях волчьих законов капитализма - задача непростая, а потому начинающие воротилы могут выбрать себе щадящие условия - всего в игре аж 8 уровней сложности, охватывающие диапазон от 3 до 200%. Вы можете выбрать размер стартового капитала, а также количество, крутизну и агрессивность конкурентов. Более того - вы можете накладывать запрет на целые товары и отрасли. Например, если вы, подобно мне, не выносите курильщиков, то одним росчерком пера - точнее, кликом мыши - можете вычеркнуть из игры все табачные компании. Само собой, имя и портрет своего игрового воплощения вы тоже выбираете на свой вкус.
Основу игры составляют две кампании - или, точнее, две группы кампаний, поскольку они распадаются на независимые сценарии. Первая из них - Entrepreneur's Campaign - представляет собой ничто иное, как обучающую кампанию, плавно переходящую в "боевую". Восемь уроков ненавязчиво и без лишнего занудства - бича обучающих миссий во многих играх - знакомят вас с основными концепциями и методами игры, и на каком-то этапе меню с подсказками исчезают, оставляя вас наедине с вышеупомянутыми волчьими законами. Вы можете продолжать с этого места, стремясь к заветной цели - сколотить 70 миллиардов долларов за 50 лет; эта непростая и масштабная задача, несомненно, займет, как минимум, многие часы. Впрочем, вы можете и не доигрывать обучающие сценарии, а после базовых уроков сразу переходить к основной кампании - Capitalist's Campaign.
Она начинается с пяти независимых сценариев, которые можно проходить в любом порядке; за каждым из них открываются другие, так что всего сценариев будет несколько десятков. В основном, цель каждого из них сводится к тому, чтобы, стартовав при определенных начальных условиях (иногда весьма скромных, вплоть до типичной "частной лавочки" где-нибудь в переулке), к определенному сроку заработать определенную сумму (со многими, разумеется, нулями). Иногда отрасль вашего бизнеса фиксируется условиями сценария, иногда вам предоставляется полная свобода выбора; где-то дополнительными целями являются завоевание позиций в других городах, разорение конкурентов, захват какой-то доли рынка и т.д. и т.п.
Экономическая модель в игре проработана на весьма серьезном уровне - так что, если вы обладаете реальными знаниями в области экономики, лишними они не будут.
Возможно, Capitalism II даже сможет претендовать на звание самого проработанного экономического симулятора.
На пути к процветанию (или банкротству, это уж как получится) вам предстоит строить заводы и фабрики, организовывать рекламные кампании и продвигать свою торговую марку в разряд бранд-неймов, нанимать ученых, инженеров и прочих специалистов для проведения научно-исследовательских разработок и маркетинговых исследований, участвовать в торгах на товарных биржах и играть на рынке ценных бумаг (кстати, одна из самых сложных областей игры), добывать минеральные ресурсы, плавить руду и качать нефть, строить и сдавать в аренду жилые дома, заниматься сельским хозяйством и производить десятки разных товаров - от мебели до прохладительных напитков, от видеоигр до кожаных бумажников, от ноутбуков до фруктов и древесины. На фермах, к примеру, можно разводить скот не только разных видов - коровы, овцы, свиньи - но и разных пород: скажем, мясные и молочные породы коров. То же относится и к разным сортам злаков. Одни товары можно производить из непосредственно добываемого сырья, для производства других требуется изготовлять или закупать продукцию нескольких типов (например, для производства пирожных нужно несколько пищевых ингредиентов).
В общем, со всем этим хозяйством и без посторонних помех бы управиться. Но не тут-то было: конкуренты не дремлют и с большим удовольствием съедят вас с потрохами. Уже на стадии бета-версии они демонстрируют весьма продвинутый и агрессивный AI, умеющий действовать различными путями - будь то попытки искусственно обрушить цены на вашу продукцию или скупка акций ваших компаний.
По части графики и тем паче звука никаких особых изысков не ожидается. Все-таки это экономическая стратегия, а не 3D-стрелялка. Хотя классическую изометрическую проекцию городов будут оживлять ездящие машины, идущие пешеходы и еще некоторые визуальные эффекты.
Впервые в серии Capitalism в игре будет также и многопользовательский режим. В сетевой игре смогут участвовать до семи игроков; возможно как прохождение фиксированного сценария с определенной целью, достижение которой приносит победу, так и свободное развитие и противостояние.