Чего ждал от земного или внеземного будущего
человек каменного века? - Огромных, великолепно
обточенных кремней! А что мог ожидать на других
планетах житель античного мира? - Наверняка галер
с веслами километровой длины!
C. Лем, "Summa Techologiae" Что меня всегда удивляет, так это скудость фантазии авторов фантастического жанра. Уж, казалось бы, кому-кому, а им сам бог велел блистать воображением - так ведь нет. Даже в фантастике 80-х годов компьютеры будущего использовали перфокарты и перфоленты, исследователи далеких планет летали на обыкновенных вертолетах и т.д. и т.п. Про социальную систему уж вообще молчу - в лучшем случае это улучшенная (в советских произведениях) или ухудшенная (в западных) версия современной авторам, а то и вообще феодальное средневековье с графствами Малого Пса и маркизетами Внешнего Космоса.
Сюжет многопользовательской RPG Anarchy Online, казалось бы, не столь безнадежен. Да, это 1001-ая история о противостоянии гигантской космической корпорации и не подчиняющихся ей жителей планеты (сходство с "Дюной" усиливается еще и климатом этой планеты, которая по большей части представляет собой пустыню) - но, по крайней мере, в игре фигурируют такие понятия, как нанотехнологии, генная инженерия и киборгизация. Все было бы хорошо, но авторам зачем-то потребовалось переносить действие в 29475 год!
Я не берусь даже приблизительно предсказывать, что будет в 29475 году. С уверенностью можно сказать лишь одно: те потомки землян, что будут существовать в то время, не будут иметь с людьми вообще ничего общего. Вероятнее всего, у них не будет жесткой связи между носителем разума и телом, и тела будут синтезироваться на лету, оптимизированными под ту или иную задачу; вполне возможно, что они вообще не будут состоять из вещества, а будут представлять собой некие пылевые структуры. И уж совершенно точно, что никаких экскаваторов, буровых установок и прочих ржавых железных монстров такой цивилизации не потребуется. Это ясно уже сейчас - нанотехнологии означают принципиально другой подход и к добыче ресурсов, и к производству промышленных продуктов, которые, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут просто выращиваться сами собой. Никакие корпорации, никакое централизованное производство в условиях нанотехнологий попросту не нужны и невозможны: каждый может сам произвести все, что ему нужно, а сырья и энергии - полный космос. Война в таких условиях - если предположить, что столь высокоразвитые существа вообще способны на такую глупость, как война - будет идти на молекулярном уровне, или на уровне прямого энергетического воздействия, или - что скорее всего - будет представлять собой нечто, что мы в принципе не способны вообразить; но что, опять-таки, совершенно точно, так это полная неприменимость всяких пистолетов, бластеров и, тем более, мечей и топоров (пусть даже "энергетических"). Причем многое из того, что описано выше, может стать реальностью уже в ближайшие столетия - что уж говорить о тридцати тысячах лет!
Увы - в Anarchy Online нам предлагают очередные галеры с километровыми веслами. Несмотря на нанотехнологии (появившиеся, по мнению разработчиков, лишь в четвертом тысячелетии, хотя на самом деле это вопрос ближайших ста лет), лидирующая роль принадлежит добывающим (по старинке, в рудниках) и производящим корпорациям; несмотря на генную инженерию и киборгизацию, доминирующим видом остаются обычные люди, да и искусственные (breeds, в терминах игры) отличаются от них не так уж сильно... Только-то и достижений за все 28 тысячелетий, что колонизовали практически всю Галактику, так что одна корпорация - правда, самая крупная их всех, Omni-Tek - контролирует 10 миллионов миров, имеет персонал численность в 282 миллиарда, а ее штаб-квартира занимает целую звездную систему, состоящую из семи планет (галеры, галеры...) В свете чего, кстати, совершенно непонятна эта грызня с повстанцами из-за какой-то планетенки Rubi-Ka. Уж больно масштабы неравные.
Повстанцы, как водится, децентрализованы, делятся на различные кланы, некоторые из которых настроены на непримиримую борьбу с Omni-Tek (чем, собственно, она им так насолила, толком не объясняется), другие в принципе готовы к компромиссу, но и совсем от борьбы не отказываются. Некая общая надклановая структура все-таки существует - так называемый "Совет правды", объединяющий лидеров кланов.
Кроме того, имеются совсем уж ни от кого не зависимые индивидуалисты-анархисты, которые могут выступать в качестве наемников, выбирая заказчиков и задания по своему усмотрению.
Как вы уже, очевидно, догадались, игрок может занять свое место в одном из многочисленных подразделений Omni-Tek (от военно-полицейских сил Omni-Pol до политтехнологов Omni-Social), в одном из повстанческих кланов или же стать вольным наемником. И далее бороться в Интернете за то, что ему больше нравится, пока не надоест. Само собой, в этом вам помогут различные виды оружия - от бластеров до ранее упоминавшихся мечей (а в некоторых кланах и вовсе предпочитают сражаться голыми руками, в традициях fighting'овых игр); интересно, что универсальных защит в игре не существует - защитные поля хороши против энергетического оружия, но бесполезны против пуль и снарядов, а бронежилеты - наоборот. Как ни странно, но нанотехнологическое оружие тоже будет - им пользуются главным образом представители breed'а Homo Nano, и использование его внешне похоже на магию в фэнтезийных RPG (что действительно правдоподобно).
Графика, в общем, неплохая, но довольно обычная для современного уровня 3D-игр. Разве что виды неба удались авторам особенно хорошо. Как вы можете видеть на скриншотах, действие может развиваться и внутри, и снаружи помещений. Имеются прозрачность и отражения в воде. Вот только большинство кадров уж больно темные; это, впрочем, недостаток не только данной игры.