Star Wars: Galactic BattleGrounds ( Jason Lefrag )
Стрижка овечек Долли Вселенная "Звездных войн" уже давно и прочно обосновалась на экранах наших с вами компьютеров. История эта долгая, местами поучительная, местами не очень. За десятилетие с небольшим существования современных компьютерных игр LucasArts успела отметиться практически во всех популярных жанрах, в некоторых из которых (в тех же космических симуляторах) стала даже признанным лидером. Но за все это время в LucasArts так и не смогли создать красивую и качественную RTS - а без этого в наше время ни одна компьютерная вселенная не может считаться полноценной. И так подходили, и этак, танцевали-приплясывали - ну не выходит у Данилы-мастера каменный цветок. Решили даже поступиться принципами и купили-таки чужой движок. Да ладно бы только движок, под ноль скопирована практически вся игровая концепция вплоть до ресурсов и типов строений. Но в этом-то как раз нет ничего страшного: богатый сюжет да на хорошем движке - что может быть лучше... ан нет, не получилось. Видимо, у Star Wars карма не та.
Для начала, как водится, первые впечатления. Сеанс черной магии с последующим ее опровержением. Слухи до выхода ходили разные. Однозначно были известны только два основных момента: то, что на движке Age of Empires, и то, что про "Звездные войны". Так как и к тому, и к другому отношусь вполне положительно, то и от новой игры ожидал неделю-другую приятного геймплея... Что ж, остается с прискорбием сделать вывод, что не дождался. Почему? Вот именно что "не знаю". На протяжении нескольких дней игрового процесса основным моим желанием было "полюбить игру", я ерзал мышкой по экрану, вслушивался в такой знакомый торжественный музыкальный эпос, выискивал какие-то моменты, которые могли бы показаться мне приятными, потому что изначально собирался писать статью про "сильную игру", но... несколько утомительных дней поиска закончились безрезультатно.
Сначала я грешил на то, что кампании за вуки, ганганов или Торговую Федерацию не могут считаться показательными, но когда я запустил миссию и за Империю, я понял - все, это конец. Даже Империя, всегда являвшаяся, пожалуй, самой "стильной" из всех сторон конфликта, даже она не смогла предоставить ничего захватывающего дух. Какие образы, прежде всего, всплывали в сознании при упоминании "Звездных войн"? Конечно же, физиономия Вейдера в первую очередь, белоснежные костюмы труперов, ну, у некоторых, особо кровожадных - еще и Звезда Смерти. Всему этому стилистическому многообразию повстанцы смогли противопоставить лишь бедного мохнатенького и очень мудрого Йоду да С3РО с пылесосом. Всякие джинсовые курточки против доспехов труперов не шли ни в какое сравнение. Большая волосатая обезьяна, похожая на человека, и человек, похожий больше на обезьяну (это я уже про принцессу Лею), не могли спасти положение. Так что если неинтересно играть даже за имперцев, то о чем тут можно говорить? Оставалось лишь печально отложить диск в сторону и засесть за статью, очень надеясь, что после нее многочисленная армия "звездных" фанатов не начнет линчевать меня в форуме.
***
Итак, из чего же состоит игра? Если, по сути, то на 99% - это второй АОЕ, разве что похуже, но не потому, что клон, а потому, что делали, видимо, не тем местом. Практически все детали остались настолько нетронутыми, что ощущения возникают довольно странные. Играешь, вроде, в "Звездные войны", но из головы, по вполне понятным причинам, никак не уходит образ АОЕ и, когда понимаешь, что на полях работают не крестьяне, а аналоги R2D2, или что вместо монаха используешь Вейдера, то нельзя избавиться от чувства медленно съезжающей крыши. Но обо всем по порядку.
В SWGB присутствует четыре вида ресурсов: еда осталась едой, дерево назвали углеродом (carbon), камень заменили рудой, золото - кристаллами nova. Их предназначение - практически абсолютно то же, что и в АОЕ. Не удивлюсь, если и пропорции ресурсов при строении зданий или апгрейдах совпадают с AOE до долей процента. Здесь вообще практически все, как в АОЕ2, вплоть до возможности ставить в очередь несколько ферм в Food Processing Center, которые будут автоматически использоваться при исчерпании уже действующих, вплоть до возможности звонить в колокол, по которому все рабочие прячутся в командном центре и начинают оттуда отстреливаться, даже большинство апгрейдов один в один, как в АОЕ! Полное мамаду! Такого досконального клонирования я, признаюсь, не видел еще ни в одной игре! Да, клоны видел, притом немало, но у одного нос кривоват, у другого глаза косят, а тут - на лицо желание создать полностью идентичную игру, но одного желания, к сожалению, мало, надо еще и умение.
Единственными небольшими отличиями является необходимость строить Power Core, в радиусе действия которого постройки могут работать с полной эффективностью (в противном случае - постройка юнитов, апгрейды и т.д. тормозит раза в 4), да Shield Generator'ы - назначение которых очевидно. Также среди нововведений можно отметить Animal Nursery - это такое строение, в которое вы помещаете найденных вами нерфов (такие животные, местный заменитель овец) и которые будут сами с определенной скоростью генерить вам пищу, ничуть от этого не страдая. Вот и все, собственно, нововведения.
Что еще есть? Есть бессмысленная куча никак не сбалансированных юнитов. Их здесь больше, чем в АОЕ, но больше - не значит лучше. Делятся на несколько классов: труперы (обычные солдаты, противовоздушные, всадники и гранатометчики), мехи (тоже штуки четыре), морские, воздушные (истребитель, бомбардировщик, транспорт), тяжелое вооружение (3 штуки), тройка юнитов, создаваемых в крепостях, включая уникального, и джедай или сит. Но как все это сделано... Если на обычных труперов еще более-менее смотреть можно (стреляют "лазерами", все путем), то к всадникам на всяких экзотических животных я привыкал долго. И дело не в животных, а в том, как эти всадники (юниты ближнего боя) при атаке начинают поливать всех подряд какой-то непонятной жидкостью а-ля моча молодого поросенка. Смотреть на это без содрогания я уже не мог. Какие это на фиг "Звездные войны"?! Где они такое видели?
Остальные юниты в основе своей не лучше. Все тяжелое вооружение оставляет отвратительный привкус низкопробного клона, потому что именно таких, нелепых и уродливых юнитов я в свое время насмотрелся по уши. Если бы что-то подобное появилось на большом экране, Лукаса бы подняли на смех за китч и издевательство над чувствами миллионов фанатов. Вообще, чуть ли не все юниты (за исключением пары мехов и размахивающих неоновыми лампами джедаев) оставляют весьма гнетущее впечатление. А их анимация - это вообще песня! Такие угловатые перемещения я даже не в каждом клоне встречал. Чтобы прочувствовать, возьмите побольше юнитов и поставьте на максимальную скорость (хотя тут особо не разживешься, скоростей всего три). А как летят выпущенные противовоздушными юнитами ракеты по целям, а как это все динамично взрывается и мерцает, а как неповторимо горят все строения! Нет, я сейчас просто расплачусь. Если описать все это одним словом, то это - халтура. Можно назвать и другим словом, но поберегу чувства поклонников.
Но это все в минусе. Что же в плюсе? Вы знаете, ведь мне нравятся, черт побери, "Звездные войны". И нравятся не столько из-за сюжета (сюжет-то, как правило, никакой - взять хоть тот же 1-ый Эпизод, да простят меня фанаты), сколько из-за неповторимого духа, атмосферы. Ведь за столетие кинематографа так и не было создано другой подобной саги, чтобы и про космос, и на фэнтази похоже было. Star Trek масштабностью не вышел, да и все startrek'овские спецэффекты тех лет - очки на полголовы, резиновая маска и игрушечный кораблик на черном фоне как-то не впечатляли. К тому же в "Звездных войнах" была какая-никакая, а идеология: "Да пребудет с тобой сила" и все такое.
Вот, именно это, эта "звездность" - и есть, пожалуй, единственный плюс игры. Если бы игра называлась просто Galactic Battlegrounds, то я бы без лишних колебаний засунул ее пылиться в дальний угол, порекомендовав ее лишь тем RTS'никам, которые совсем уж во все стоящее по десять раз переиграли, и у которых уже начинается серьезная ломка. А тут - рука не поднимается.
SWGB рассчитана исключительно на фанатов "Звездных войн" и ни на кого более, потому что никакой самостоятельной ценности, на мой взгляд, игра не представляет. На тех фанатов, которые во время недавней переписи населения в Англии в графе религия писали "рыцарь джедай", на тех, которые не могут ни дня, ни минуты прожить, не думая о далекой-далекой галактике. У меня у самого есть друг, для которого игры делятся на два класса: "про Звездные войны" и "все остальные", причем последний класс он не признает, по-моему, в принципе. И я просто уверен, что он SWGB купит, и, что поразительно, скорее всего, получит от нее не передаваемое словами удовольствие.
Ведь где еще можно узнать, что труднопроизносимое сочетание "Attihitcuk", оказывается, обозначает собой отца Чубакки, или что у того же Чубакки был в свое время друг Webacca, или что в далекой-далекой галактике есть некая мисс Mara Jade, которая долгое время выполняла тайные задания Императора (явные, как известно, выполнял обычно Вейдер) и одним из главных стало, понятно, "убить Люка Скайуокера", но, как проницательный читатель может догадаться, задание она не выполнила, а влюбилась, прямо как в дешевых романах, после чего, поломавшись-поломавшись немного и поколесив еще вдоволь по галактике, вернулась, наконец, к повстанцам и приняла предложение Люка... здесь по щеке должна скатиться скупая мужская слеза.
Итак, что же имеем в сухом остатке. Опозоренный движок, отсутствие принципиально новых (и просто новых) идей, посредственная анимация юнитов, топорные меню, отсутствие нормальных видюшек (нарезка в интро не в счет), на которых, казалось бы, игра должна была выезжать, классная Star Wars музыка (запороть ее было бы просто удивительно), 6 полноценных кампаний с продуманным детальным сюжетом и 6-тью расами (вуки, ганганы, Торговая федерация, Империя, повстанцы и королевские силы Набу) и, конечно же, "имя". Других особых недоработок, равно как и больших плюсов, отмечено не было: юниты не застревают, ведут себя нормально, интерфейс, как говорится, "интуитивный" (иное в данном случае представить довольно сложно) - в общем, движок АОЕ свое дело делает. Есть возможность повалять друг друга по сети до 8 человек, есть даже возможность подцепить два модема напрямую, чем последнее время балуют не особо, хотя для России ввиду дороговизны Интернета весьма актуально. В целом, игра получилась средняя, но для фанатов "Звездных войн" - самое оно. Как говорится, "не смешно, зато про войну".