Трудные задачи выполняем немедленно,
невозможные - чуть погодя.
Девиз ВВС США Со времени выхода третьего Comanche прошло четыре с половиной года, и вот, наконец, компания Novalogic разродилась четвертой серией. Такая задержка связана в первую очередь с тем, что на середине работы над проектом было лишено отказаться от старого доброго воксельного движка и переписать все под полигоны. Собственно, графика - это почти единственное существенное изменение по сравнению с прошлой игрой... и уж точно единственное, которое можно хоть в какой-то степени назвать позитивным.
Но именно что в какой-то степени. Во-первых, игра чрезвычайно прожорлива по части аппаратных запросов. В 64 мегах памяти она еле шевелится, да и про Риву TNT2 презрительно заявляет - мол, я, конечно, на вашем старье запущусь, но буду тормозить. Конечно, конфигурация у меня и впрямь не самая крутая, но доселе все леталки, включая и весьма требовательный по части ресурсов Microsoft Flight Simulator 2002, с этим вполне справлялись. Напомню, что третий Comanche шел на 486-ой; возросло ли качество графики пропорционально требованиям к железу? Возросло, но не до такой степени.
Отказ от воксельного движка покончил с зернистостью рельефа; при этом разработчикам в основном удалось избежать общей беды полигональных движков - заметной глазу угловатости. Но это - практически топтание на месте, а не движение вперед. Деревья выглядят, пожалуй, даже менее реалистично, чем в Comanche 3. Уровень отрисовки техники - примерно прежний, да еще с заметной угловатостью круглых деталей, вроде самолетных двигателей. Правда, появились пехотинцы, которые ходят, бегают и стреляют из "стингеров" - но подобное было уже в Apache/Havoc, причем едва ли не с лучшим качеством (а системные требования там были куда скромнее). Кстати, там же были и крупные города, в то время как в Comanche 4, несмотря на гордые анонсы разработчиков, это по-прежнему "деревни городского типа" - т.е. архитектура-то городская, но по площади такой город едва тянет на микрорайон. И что уж совсем плохо - если Comanche 3 был, кажется, первой игрой с очень реалистичными облаками (и вообще весьма натурально и красиво выглядящим небом), то в Comanche 4 небо просто никакое! Так, бледное марево...
В общем, почти единственное радикальное и действительно впечатляющее улучшение - это вода. Она, наконец, динамическая, притом не только в виде волн, разбегающихся под винтом (как, например, в Search & Rescue), но и сама по себе - и выглядит действительно очень реалистично. Наличествуют и отражения, и прозрачность; сверху видны отмели и погруженные в воду предметы. Пожалуй, лучшей воды - и даже такой же - я не видел еще ни в одной игре (в третьем Comanche было лучшее небо и никакая вода, в четвертом - наоборот; а слабо было сделать и то, и другое?). Еще одно улучшение - взрывы и разрушения, наконец, тоже ставшие правдоподобными.
Кстати, для того, чтобы оценить максимальные графические возможности Comanche 4, мне пришлось ручками править с4.cfg; шибко умная игра, рассудив, что моя машина не удовлетворяет ее немереным запросам, решила просто не давать мне легально выставить максимальные параметры! А ее ли это собачье дело?! Одно дело - предложить пользователю оптимальные для его конфигурации параметры по умолчанию, и совсем другое - ему этот выбор навязывать. Кстати, разница в быстродействии между минимальными и максимальными установками не столь уж и велика (а разница в качестве той же воды - очень существенна).
Поскольку начал я с графики, а не с физической модели, как обычно - вы уже могли догадаться, что о сей последней ничего хорошего сказать нельзя. И в самом деле - Comanche от Novalogic всегда был аркадой, а ныне модель стала даже еще более упрощенной по сравнению с предыдущей версией. Раньше хотя бы ветер был значимым фактором, теперь и его нет. Удержание фиксированной высоты над землей происходит автоматически. Повредить винт превышением максимальной скорости вращения нельзя. Вообще модель повреждений в целом "обаркадилась": если раньше мы с врагами были на равных - они сбивали нас с одного попадания ничуть не менее успешно, чем мы их - то ныне мы можем гордо словить две-три ракеты и все еще барражировать в воздухе. И даже если зацепиться винтом за дерево (на маленькой скорости) - винт повреждается (причем на устойчивость полета это теперь практически не влияет), но все-таки не разлетается на куски. Еще один штришок новой, с позволения сказать, "физической модели": если раньше сбитый вертолет падал, как ему положено - полностью ложился на грунт, если под ним был склон, то скользил по склону - то теперь я наблюдал замечательную картину: сбитый вертолет, падая на здание, застыл торчком (хвостом вверх, как падал) на краю крыши, в положении, максимально далеком от равновесия!
В игре шесть коротких независимых кампаний; все они посвящены борьбе с какими-нибудь террористами и сепаратистами (в одной из них предлагается даже помогать белорусским властям бороться с партизанами - вот уж не думал, что на Западе кто-то сочувствует режиму Лукашенко и допускает возможность его военной поддержки со стороны США!). Предполагается, что в дальнейшем кампаний будет больше, и их можно будет скачать из Интернета - в меню оставлены две пустых строки, а также есть опция Update Game. Те, кто не хочет дожидаться апдейтов от Novalogic, могут наклепать собственных миссий при помощи прилагаемого к игре редактора.
По сравнению с третьей версией, миссии стали более разнообразны - помимо задач на уничтожение и перехват, появились миссии на эскорт и защиту. Кое-где вы должны оказывать поддержку наземным силам, но возможности управлять ими у вас по-прежнему нет; зато, наконец, появилась возможность отдавать различные команды своему ведомому (его дают отнюдь не в каждой миссии), а не просто использовать его в качестве дополнительного оружия (хотя и такая возможность сохранилась). Общее впечатление от миссий - врагов стало больше, но они поглупели, что лично у меня вызывает ощущение скуки.
Одно из самых неприятных изменений - больше нет возможности в случае гибели запустить replay и, незадолго до критического момента, снова взять управление на себя. В итоге, погибнув ближе к концу длинной и нудной миссии, вы вынуждены полностью проходить ее заново. (Кстати, это же относится и к обучающей миссии - вместо нескольких миссий, каждая из которых посвящена одному аспекту, как это делается во всех приличных леталках, разработчики все запихали в одну.)
И добро бы эта неприятность подстерегала лишь в случае честной гибели! Так ведь нет, игра еще и глючит время от времени, вываливаясь в винды. Это стало последней каплей, переполнившей мое терпение, и курсор мыши лег на Uninstall.
Кстати, служба поддержки Novalogic работает отвратительно - они отказались ответить мне даже на простой вопрос, идет ли Comanche 4 под Windows 95 (как выяснилось, нет), мотивируя это тем, что у меня якобы демо-версия. Во-первых, с чего они это взяли, а во-вторых, даже если бы была демо-версия, им что, ответить трудно?