Посчитаем, уважаемые кроты? В двенадцатиричной системе счисления... Пожалуй, я не сильно ошибусь, если скажу, что puzzle/adventure Schizm от польской команды разработчиков LK Avalon являлся одним из самых ожидаемых проектов этого года. Как водится, нам сулили потрясающую графику, интересные и закрученные паззлы, лихо привинченный к этому делу сюжет... Но на самом деле все оказалось совсем не так, как это рисовало нам уже распаленное сладкоголосыми авторами воображение. Хотя, может, мы чего-то не того ждали? Ведь даже название игры говорит само за себя: Шизм - он и есть Шизм.
Именно этот самый "шизм" напал на меня уже после нескольких часов блуждания по странным плавающим островам на планете Аргилус. Поначалу все шло довольно гладко, решал себе потихонечку весьма оригинальные, но вполне понятные логические задачки, попутно рассматривая странные сооружения и жилища инопланетных жителей вокруг, короче, обходилось без особых сюрпризов. Но, как только дело дошло до общения с их чертовой письменностью и системой исчисления, голова слетела с катушек окончательно и бесповоротно. А когда еще понадобилось самостоятельно вычислять новые координаты для очередного пункта назначения, исходя из собственноручно же выведенной закономерности между старыми и новыми данными, из головы медленно утекли все мозги, и на их месте образовался пустой и постоянно вибрирующий вакуум, который испарился оттуда только после того, как на экране под бодренькую музыку пробежали последние титры в конце игры. После этого даже глаза обрели былую осмысленность, и я вернулся в реальность. Вечерело, за окном медленно шел снег, детвора с игровой площадки уже потихоньку начинала расходиться по домам, а какая-то увесистая тетка на балконе дома напротив развешивала на веревочках только что постиранную одежду, от которой шел пар. Home Sweat Home...
Нет, это не Myst, это намного хуже. Причем, вы даже представить себе не можете, насколько же это хуже. И если у вас не математический склад ума, то уж лучше к этому шизоидному приключению не приближаться даже на пушечный выстрел, иначе большинство местных хардкорных головоломок надолго поставят вас в тупик, а тупо скрипеть от досады зубами - дело, сами понимаете, неблагодарное. Иными словами, я хочу сказать, что это один из самых сложных квестов, который только проходил через мои руки. И, на мой взгляд, авторы тут явно переборщили, поскольку зачастую приходится не просто подсматривать и использовать начертанную где-то последовательность символов или кнопок, принести требуемый предмет на свое место (всего различных item'ов, помещаемых в инвентарь, в игре не больше десятка), или даже воспроизвести услышанную последовательность звуков, а именно проводить математические вычисления в... двенадцатиричной системе исчисления пришельцев! Есть над чем призадуматься...
Соавтором сюжета стал, как это обычно бывает, широко известный в узких кругах писатель. На этот раз эта роль выпала австралийскому научному фантасту Terry Dowling'у. Полностью взвалить на себя выдумывание всей истории польские творцы не решились, вот и отдали ее на растерзание разбирающемуся в вопросе литератору. Ну, он и насочинял...
Начинается же это весьма странное приключение с того самого момента, как два "шизмонавта", Сэм и Ханна терпят бедствие на своем грузовом космическом корабле над планетой Аргилус. На своих спасательных шлюпках они приземляются в разных частях планеты и начинают натыкаться на необъяснимые явления. На их беду оказывается, что ранее посланная научная экспедиция в полном составе куда-то бесследно пропала. Эта экспедиция, посланная с Земли в 2083 году, в свою очередь пыталась выяснить, куда же подевались местные аборигены. Все города планеты были абсолютно пусты, однако на столах стояла пища, все механизмы были в рабочем состоянии и было такое ощущение, будто все население умчалось с насиженных мест только минуту назад. Два главных героя - это, кстати, не только дань веяниям времени (Малдер и Скалли), но и необходимые составляющие для решения некоторых головоломок. Ну, например, Сэм будет жать на кнопку, а Ханна в это время на соседнем экране должна крутить здоровенный вентиль, дабы они смогли совместно опустить разводной мост. Переключаться же между ними можно в любой момент.
Поплутав немного по живописным органическим островам и чинно плавающим в воздухе воздушным шарам, главные действующие лица, наконец, встретятся и... окажется, что, даже находясь в одной точке, они не в состоянии ни увидеть, ни прикоснуться друг к другу. Они стали призраками, как, впрочем, и все жители Аргилуса, и даже члены экипажей минувших экспедиций с Земли. Остается только общаться по рации, делясь друг с другом новыми находками и соображениями относительно дальнейших действий. В общем, эту самую загадку, куда ж все подевались, им и предстоит решить, основательно разобравшись с... назовем это, скажем, всепланетным разумом Матиа, который вечно ставит землянам палки в колеса и не хочет, подлец эдакий, идти на Первый Контакт. Ну, вы особо не расстраивайтесь, потому что happy-end неизбежен, как крах империализма и все... трое, счастливые и довольные, отправятся... но не буду раскрывать все карты.
По поводу сложности головоломок я уже выше чуток прошелся, добавлю лишь, что на самом деле паззлов здесь не так много. Просто кучка мелких и легко решаемых соседствует с несколькими основными, об которые, полагаю, будет сломано немало копий. Речь идет о поиске координат. Тех самых координат, которые позволят Ханне плавать на своем органическом острове по море-окияну от одного островка к другому, а Сэму перелетать с места на место на надувном воздушном шаре в форме гигантской рыбы. Причем, путешествуя по планете Акилус, вы всегда можете посетить места, где уже побывали, поэтому поиск решения очередной головоломки от этого только усложняется. Да уж, это вам не поочередное решение островов в Myst, здесь подсказки разбросаны по всей планете. Поэтому приходится записывать и зарисовывать все, что только попадается под руку (никакими журналами героев почему-то не снабдили), в надежде на то, что когда-нибудь это сможет пригодиться: массу непонятных символов на стенах, механических машинах, расположение рычагов, звучание предметов или даже голоса пришельцев. Да, пришельцы-призраки будут то и дело показываться вам на глаза и подсказывать решения головоломок, только вот бы еще правильно понять эти их намеки. Русский перевод от компании "Амбер" не всегда этому способствует в полной мере, к сожалению.
Потрясающего качество картинки и видеоизображения от "Шизма" ждали все и с большим нетерпением, но, как оказалось, насладиться всем этим шиком способны только счастливые обладатели DVD-версий. Видимо, разработчики, вступив одной ногой в светлое будущее, другой отчего-то основательно завязли в уже давно минувшем прошлом. Поэтому-то качество DVD и PC версий различаются просто кардинально. Отменное качество первого противопоставляется просто кошмарной картинке второго, несмотря на всю величественность панорамы: огромные органические плавающие острова и летающие города-шары Аргилукцев, аккуратно прилепившуюся у горной гряды деревушку на фоне предзакатного марева, странный полузатопленный многоэтажный храм внутри скалы... Мда... Невольные аналогии с трилогией Myst и всеми ее продолжателями просматриваются вполне отчетливо.
Кажется, я немного отвлекся. Так вот, несмотря на всю эту неземную красоту (хм, как точно сказано), которую помогают лучше оценить еще и постоянные живописные перемещения на всевозможных средствах передвижения: лифты, вагонетки, канатные дороги, ощущение создается все же именно такое, будто нас кто-то нагло подставил, подсунув дешевую бутафорскую бижутерию вместо настоящих драгоценностей.
Видимо, вся штука в том, что PC версия - это всего лишь сильно ужатый, и к тому же кастрированный вариант оригинала с DVD. Например, задачка с подзорной трубой и подбором линз в PC варианте вообще отсутствует. Еще бы, попробуй-ка правильно "навести резкость" на этой удивительно расфокусированной картине. Вокруг мелких предметов какой-то размытый фон, серо-черные квадратики бегают по экрану, считая себя самыми главными действующими лицами, четкость при этом просто ни к черту. А вы еще попробуйте пройти сквозь темный туннель и почувствуете, что ничего более позорного вы за последние год-полтора в квестах не встречали. А еще учтите, что для правильного решения паззлов необходимо разглядеть очень мелкие детали (а они все равно расплываются!), поэтому в некоторых местах напрягаться придется изрядно.
Ладно, оставим подобный подход на совести авторов и перейдем к управлению, которое здесь тоже на редкость криворукое. Вы можете вращать головой на 360 градусов, но при этом только строго в горизонтальной плоскости. Это делается либо мышкой, либо стрелками. И то, и другое одинаково неудобно. Поднимать или опускать камеру можно только в строго прописанных для этого местах. В общем, подобная "свобода" обзора лишь всячески напрягает и мешает адекватно воспринимать окружающую обстановку. Перемещение между двумя соседними точками всегда происходит в виде небольшого и симпатичного видеоролика, которыми-то и забиты все пять CD. Правда, во второй раз промотать или отменить этот ролик нельзя, поэтому при всех своих перемещениях вы будете снова и снова смотреть на одно и тоже. Некоторых это раздражает, лично меня доставало не сильно, да и какой-то достоверности так больше выходит.
Кстати, для игры использовался графический движок V-Cruise - тот же, что использовался и в "REAH: Face the Unknown" - еще одном многодисковом монстре. Музыкальные зарисовки и общее звуковое сопровождение в целом оставляют весьма приятное впечатление. Все механизмы скрипят, ухают и жужжат с неподдельной достоверностью. А красивые мелодии только приятно дополняют общий фон. Эх, если бы еще и картинка была соответствующая, цены бы игре не было. А пока что мы получили довольно неординарное, бесспорно оригинальное (вот только еще не определился со знаком "+" или все же "-"), жутко красивое (для владельцев DVD-ROM'ов) или наоборот (для всех остальных), при этом чрезмерно заумное приключение.
Интересных моментов хватает, однако страшненькая графика и неимоверно сложные задания вряд ли навербуют в ряды шизоидов достаточное число рекрутов. Игра получилась скорее для продвинутых интеллектуалов, нежели для "самой широкой аудитории", каким был в свое время несравненный Myst. Да, если вы все же слепо верите в собственную конгениальность и установили у себя это Mysterious Journey, не забудьте скачать прохождение в соответствующем разделе нашего сайта. Полагаю, очень скоро оно вам понадобится.