Опять двадцать пять. Уже второй раз на моей памяти на рынок пытается проскочить образчик компьютерно-игровой "мыльной оперы", по словам разработчиков из Digital Tome, сделанной в лучших традициях Fallout и Diablo. Ну, насчет традиций, оно, конечно, может быть, то бишь, смутные образы за занавесками маячат, но вернемся все же к теме "мыла". Первой, помнится, игрой-сериалом был эпизодический action "Arabian Nights", теперь вот расчленили на части RPG...
Первую часть своей многотомной саги "Siege of Avalon" (кстати, авторы определяют жанр как "Episodic Computer Game Novel") разработчики предлагают скачать совершенно бесплатно, а уже последующие главы (всего их на данный момент 6), со своими сюжетами, квестами и персонажами - за зеленые шуршащие бумажки. Всего за каждую новую часть просят, может, кому интересно, 9.95$. Причем, как оказалось, вовсе не обязательно скачивать себе все части. Достаточно начала (первую и вторую части) и финальную главу. Поэтому без пары-тройки так называемых внутренних expansion'ов можно спокойно обойтись.
Вообще-то, подобный подход в распространении игр, как продажа их по частям, лично я нахожу бесперспективным, но я то смотрю с точки зрения рядового покупателя, а вот усилия разработчиков в этом направлении в последнее время резко активизировались, не то слово. Запах денег их манит...
Ладно, оставим в покое все рассуждения о плюсах и минусах "мыльной революции" и непосредственно поговорим о самой игре. Наш главный герой - молодой парнишка, в котором еще свежи детские мечтания о боевой славе, триумфе и громких победах, отправился в крепость всех королей Авалон, дабы передать своему братцу Корвусу весть о безвременной кончине отца. Только-только закончилась двенадцатилетняя война, да Авалон по-прежнему окружен войсками негодяя Митруса, который пытается сломить сопротивление обороняющихся. С большим скрипом кораблю "Леди Аэлу", на котором плыл отважный малец, удалось прорваться сквозь окружение в крепость, где он таки встретил там своего старшего брата. Правда, вместе они были недолго, Корвус отправился с очередной миссией за пределы замка, где благополучно и испарился. Юноша, недолго думая, просит у коменданта крепости разрешения умчаться на его поиски и получает его. Последние железные решетки замка с тяжелым скрежетом закрываются за его спиной, и он остается один на один с полчищами свирепых разбойников, хозяйничающих в окрестностях разрушенных деревень близ замка...
Понятно, что первым делом в каждой приличной RPG необходимо создать персонажа. Здесь с этим все немножко странно, чуток своеобразно и малость примитивно. Короче говоря, можно выбрать всего три специализации героя (никаких, кстати, орков и гоблинов нет и в помине, только человек): воин, разведчик и маг. В результате базовые показатели соответственно у бойца повысятся во владении оружием, у шпиона подскочит "stealth" и "coordination", а у мага "charge spell" и "mysticism". Да, всего характеристик у нашего героя восемь штук: strength, coordination, constitution, perception, charm, mysticism, combat, stealth, плюс еще довольно внушительная кучка второстепенных показателей, на которые они влияют. Потом, в процессе прохождения, вы будете получать некие training points, которые тут же можно расходовать на увеличение вышеописанных базовых показателей.
Итак, оказались мы, наконец, в замке. Перед тем как отправится воевать с захватчиками, необходимо сперва основательно побегать по замку, донося вести одних NPS до чутких ушей других. То испросить разрешения у командования на допуск в закрытые палаты, то очистить подвалы от вредоносных жуков, то примирить двух рассорившихся влюбленных... А замок тут, кстати, совсем не маленький. При этом диалоги вмещают в себя просто огромные массы текста, которые некоторым могут с непривычки показаться просто гигантским и никому не нужным загромождением игрового пространства. И что больше всего удручает, все общение и квесты линейны дальше некуда. Вы можете в лучшем случае выбрать один из двух вариантов ответа, даже если очередная кухарка наговорила вам про свою жалостную судьбу несколько страниц убористым текстом.
Попутно изо всех сундуков и ящиков можно набрать к себе в котомку немалое число полезных вещичек вроде оружия, штанов и плащей, любовных записок, розочек и всякой прочей ерунды. Конечно, можно все это спокойно купить и у торговцев, которые тусуются во дворе замка рядом с тренировочным корпусом, правда, для этого нужны деньги, которых у вас поначалу кот наплакал. Также не лишним станет посещение мага, который снабдит вас одним из магических спеллов по выбору и воина-наставника, который натренирует некоторые бойцовые показатели. Кстати, спеллы будут прибавляться постепенно, по мере прохождения глав. Например, в первой главе вы можете поюзать лечение и покидаться файерболами, также скастовать электрический или ледяной шторм. Также постепенно вы наберете в свою команду еще до четырех NPC-попутчиков, с которыми воевать уже будет малость повеселее. А вот мультиплейера в этой игре не наблюдается вовсе. По туманным заверениям создателей, он еще "числится в планах" и вполне может быть реализован в продолжении Авалона. Интересно, каким, по их мнению, должен быть успех этой игры, чтобы они решились на разработку сиквела?
За воротами замка вы сразу же нос с носу столкнетесь с весьма свирепыми противниками, которые способны прибить вас всего с пары-тройки ударов, поэтому загружаться заново придется частенько. Притом некоторые из них ловко обращаются с луками, да еще умудряются убегать от вас, так что попотеть придется изрядно. Еще не забывайте вовремя давить пробел, поскольку наряду с боевым режимом "combat" имеется еще и исследовательский "non-combat", в котором можно, к примеру, обшаривать трупы. Также советую иногда пользоваться фичей "x-ray vision", нечто вроде рентгеновского зрения сквозь стены. При ее использовании все стены, что находится в определенном радиусе вокруг персонажа становятся прозрачными, и можно заметить сундуки или людишек, которые там скрывались.
А вот по части внешнего отображения всего этого действа я ничего лестного сказать, к сожалению, не могу. Двигаются все персонажи какими-то рывками, в бою размахивают мечами, словно какие-то недовинченные роботы, у которых основательно сели батарейки. Окружающие изометрические пейзажи дюже скудны и незатейливы. Немножко однотипных зданий, чуток кустиков, да пара монстриков или вражеских вояк притулились в сторонке. По замкам бегать уже занятнее, хотя и там ощущение какой-то внутренней пустоты тоже не покидает. По-моему, Fallout или даже скорее тот же Arcanum, которые отчасти близки Авалону по некоему общему стилю, сделаны на порядок зрелищнее. А вот ежели заглянуть в инвентарь, то там можно обнаружить массу всевозможных штуковин, включая предметы одежды, оружия, магические артефакты, драгоценности и проч. Нарисованы все эти предметы толково и к ним как раз у меня никаких вопросов нет. Разве что можно пожаловаться на весьма скудный объем инвентаря, который не позволяет запихнуть в него все валяющиеся на поле боя вещицы. А ведь каждая из них стоит денег, вот так стоишь и чешешь подолгу репу: и бросить жалко, и взять с собой нет никакой возможности...
В общем, на мой взгляд, и на этот раз хита не случилось. Вполне возможно, что некоторым из вас Siege of Avalon приглянется больше, однако лично меня порядком утомило чтение пространных тирад персонажей, из которых необходимо выуживать ценные крупицы сведений о квестах или продолжении сюжетной линии (желающие, кстати, могут сразу же ползти в соответствующие разделы, окрашивающиеся в красный цвет при дополнении, и читать там уже сжатый смысл всего вышесказанного), брожение по унылым локациям в поисках нужных людей, предметов и в довершение ко всему наблюдение топорно сработанных битв. А ведь, если бы в игре был действительно толковый сюжет, вернее, даже не так... скорее толковая подача сюжета, которая заставила бы нас, несмотря на огрехи в графике и управлении, вжиться в шкуру своего героя. Arcanum - тоже, поди, не красавец писанный, а как, подлец, за душу брал...