Обгони Шумахера Большой цирк королевы автоспорта еще не свернул свои шатры, а Electronic Arts уже выпустили новую версию своего симулятора Формулы-1, посвященную текущему сезону. Как и следовало ожидать, она носит название F1 2001. 17 Гран-при, 22 пилота - все официально лицензировано у FIA. В сочетании с фантастической по реализму графикой это дает одну из самых лучших игр про Формулу-1. Если бы не одно но. F1 2001 - это игра для счастливых обладателей очень мощных компьютеров. Именно они смогут насладиться потрясающими деталями окружения трасс и болидов, а также ощутить скорость. Иногда мне кажется, что EA вступила в сговор с производителями процессоров и видеокарт - каждая новая игра требует все более современных и мощных компьютеров. Но это лирическое отступление.
Предыдущие версии симуляторов Формулы 1 были весьма сложны в управлении, поэтому программисты из EA приложили все усилия для того, чтобы их творение стало более демократичным к навыкам игрока. В результате их работы, при включении всех режимов помощи от игрока требуется лишь давить на газ - ассистент сделает все остальное - в нужных местах будет притормаживать и разгоняться, входить в повороты по оптимальной траектории. Единственное, чего не будет происходить автоматически - обгон соперников, AI просто придерживается идеальных траектории и скорости, так что если впереди окажется более медленный болид, произойдет столкновение. Конечно, использование помощи снижает реализм, зато повышает удовольствие от игры, ведь большинство играет в игры ради удовольствия, а не ради того, чтобы убедиться в том, что они управляют болидом Формулы-1 лучше Шумахера или Хаккинена. Комбинируя различные режимы помощи можно добиться необходимой комбинации уровня сложности вождения и удовольствия.
Для тех, кто только начинает карьеру пилота существует традиционная для EA школа вождения. В ней на многочисленных примерах объясняются основы пилотирования болида в различных ситуациях, которые могут встречаться во время гонки Формулы 1. В качестве тестовой машины можно использовать одно-, двух- и даже трехместные болиды, но отличия между ними чисто визуальны. К счастью, нет необходимости оканчивать школу вождения на "отлично", чтобы быть допущенным к участию в чемпионате.
В F1 2001 максимально точно воспроизводится Чемпионат мира 2001 года. Это касается не только пилотов, команд, трасс, но и погодных условий во время Гран-при. Теперь, как и в GP3 гонка может начаться в сухих условиях, а закончиться под проливным дождем. Изменение погодных условий по ходу гонки вынуждает менять стратегию пит-стопов, потому что продолжать гонку на шинах, не соответствующих погоде, опасно. Обслуживание болида в боксах выглядит почти так, как это выглядит в реальной жизни. Полностью трехмерные механики меняют колеса и заливают топливо. Но жизнь на пит-лейн кипит только во время Гран-при. Во время тестов и квалификации боксы пусты.
Графика в игре одна из самых лучших в мире автомобильных симуляторов. Подобной точности и детализации еще не было в играх. Но за все нужно платить. Чем слабее машина (частота процессора меньше 1 ГГц и видеокарта хуже GeForce 2 Ultra), тем меньше деталей остается. На среднем компьютере (Celeron 850 и GeForce 2 MX) игра превращается в серую мышку - болиды соперников пропадают на расстоянии 100 метров, трассы превращаются в пустыню, дождь выглядит настолько жалко, что, однажды попробовав ездить в плохую погоду, больше такой ошибки не повторяешь. Не из-за того, что не получается, а из-за того, что сердце кровью обливается от зрелища на экране.
Трассы сделаны очень точно и правдоподобно, если не считать травы по обочинам и песчаных ловушек. Они слишком гладкие, обычно газоны (не говоря уже о песчаных ловушках) под слоем травы имеют неровности и кочки. Газоны в F1 2001 по плоскости могут поспорить с любым современным телевизором. Но ровная поверхность не самое страшное, страшнее другое - во время движения по песку скорость практически не падает, так что если не разбить болид об ограждение, через несколько секунд вполне реально продолжить гонку.
Пожалуй, графика является единственным минусом F1 2001, потому что все остальные составляющие - физика, AI, звук, возможности по настройке болида, чувство скорости - заслуживают только высшей оценки. Немного вольно в EA обошлись с правилами FIA, например, маршалов с флагами заменили лампочками соответствующих цветов на руле, а за преднамеренное сдерживание болида, совершающего обгон на круг, вместо штрафа stop-and-go следует временное снижение скорости, что совсем неравнозначно по тяжести наказания. Но если не придираться и иметь под рукой мощный компьютер, игра в F1 2001 доставит огромное удовольствие.