Уроки чистописания Наверное, я не буду оригинальным, если скажу, что люди (и фирмы), позволяющие себе заявления типа "наша RPG - самая RPGтистая RPG в мире" (особенно когда речь идет не о об игре, уже реально доказавшей свою хитовость конкретными рейтингами продаж и наградами, а лишь о проекте, находящемся в разработке), вызывают, как минимум, настороженное отношение. Официальный сайт проекта Arx Fatalis встретил меня фразой именно в этом духе, да еще, вдобавок, стилистически криво построенной. Разработчики воображают, что стали первыми, кому удалось (удастся?) объединить "интригующий сюжет, глубину мира, высокий уровень интерактивности и дружественный интерфейс". Типа, все, кто делал это до них - просто так, погулять вышли. Ну что ж, пройдемся по заявленным составляющим.
Замечу сразу - мир у них действительно получился глубокий. В прямом смысле: все действие упрятано под землю. В мире Arx (это его название) погасло солнце, и жителям пришлось перебраться в подземелья, спасаясь от вечного холода... (В переводе на русский это означает: "Нам так и не удалось написать и отладить движок для открытых пространств".) То бишь концепция возвращает нас к временам чуть ли не Ultima Underworld и прочих древних игр, состоявших исключительно из блужданий по лабиринтам. Нас, впрочем, заверяют, что лабиринты эти будут весьма разнообразны, что, помимо обычных коридоров, галерей, темниц и шахт, под землей раскинулись целые города различных рас и цивилизаций, потайные храмы, склепы, пещеры с лавой и т.п. - но, в общем, коридор и остается коридором, будь он штольней или улицей подземного города. Во всяком случае, все это вместе достаточно велико, чтобы шляться по нему часами.
Вернемся, однако, к сюжету и уточним, чего ради предлагается шляться. Нет, ну понятно, что ради спасения мира, вопрос - каким конкретно образом.
В общем, когда люди спустились под землю, то оказалось, что они там не первые. Что вполне логично - должен же был кто-то выкопать все эти ходы. Под землей живут гномы, гоблины, тролли, гигантские разумные крысы и тому подобная публика, которая отнюдь не в восторге от прибытия непрошеных гостей. Но в подземном мире обитает и кое-кто похуже, а именно бог хаоса Akbaa. Сам он, впрочем, рук (или что там у него) марать не желает, а творит свои злодейские козни через Iserbius'а, жреца тайного темного культа, адепты коего вовсю практикуют человеческие жертвоприношения, подпитывающие темного бога энергией. Однако об этом взаимовыгодном сотрудничестве узнает королевский астроном (самая нужная в подземелье профессия!), который успевает отправить донесение светлым богам, прежде чем таинственным образом погибнуть (хотя чего тут таинственного, ума не приложу).
Тут-то на сцене и появляетесь вы. Причем, чтобы не было скучно, сразу в гоблинской тюрьме. Едва вам удается оттуда выбраться, как вы уже должны предстать пред очи короля и прибывшего к нему посланца богов, который и объяснит вам вашу миссию... То бишь боги в очередной раз демонстрируют свою полную беспомощность, и отдуваться за них приходится смертному.
Впрочем, разработчики подчеркивают, что следовать основной сюжетной линии вовсе не обязательно. Вы свободны в своих действиях и можете, вместо спасения мира, вообще попытаться перебить всех, включая короля - это в принципе возможно, хотя и крайне трудно. Непонятно, правда, позволяет ли вся эта свобода так или иначе пройти игру, то бишь получить различные, но четкие концовки - или же при слишком большом отклонении от генеральной линии вам придется блуждать по коридорам, пока не надоест.
По части интерактивности нам действительно обещают много чего хорошего. То бишь мир будет жить своей полнокровной жизнью, в то же время реагируя на ваши действия, как в глобальном, так и в локальном плане. NPC имеют собственные мотивы (к примеру, те же гоблины не обязательно настроены враждебно к вам), общаются с вами и друг с другом, притом общаются по-разному (и это, естественно, тоже зависит от вашего поведения). Они могут вас видеть, слышать и даже выслеживать по запаху, помогать друг другу и драться друг с другом... Кстати, и диалоги, и драки (с вашим участием или без такового) происходят в том же режиме, что и вся остальная игра; стало быть, во время разговора вы можете по-прежнему двигаться и т.п. Цели могут достигаться различными способами - к примеру, можно убить стражника, а можно подбросить ему снотворное в стакан и подождать, пока он уснет. Вообще, вы всегда можете выбирать между грубой силой и более тонкой тактикой. Даже и в бою можно лезть в атаку, а можно до поры до времени закрываться щитом, копя силы для особо мощного удара.
Все это, конечно, неплохо - вот только утверждать, что такого в RPG прежде не было, значит сильно грешить против истины.
Классические составляющие RPG, такие как генерация персонажа, различные характеристики, изменяющиеся со временем и с приобретением опыта, зависимость эффективности оружия от вашего текущего уровня, тоже, разумеется, будут. Как будет и магия - более 50 заклинаний.
С магией связан, пожалуй, единственный действительно оригинальный аспект игры. Каждое заклинание состоит из нескольких рун, притом это не просто отфонарный набор иероглифов - каждая руна имеет свой смысл, и в итоге получается нечто вроде осмысленной фразы. Таким образом, зная лишь часть заклинания (а они открываются не сразу, а по частям, причем некоторые не открываются полностью вообще), можно угадать недостающие руны. Но и это еще не все! Чтобы применить заклинание, надо начертать руны в воздухе. Не кликнуть по иконке, а в прямом смысле начертать, мышкой! А игра, соответственно, умеет их распознавать. Спору нет - концепция интересная. Вот только как это соотносится с идеей дружественного интерфейса? Вы давно в последний раз писали от руки? А мышкой?
А в боевых условиях? Есть у меня подозрение, что за много часов игры этот "магический реализм" успеет сильно надоесть...
Во всем прочем нам обещают очень простой и не перегруженный статистикой интерфейс. Хотя на бедную мышь навешана такая куча функций (помимо колдовства, это и соединение нескольких объектов в один, и перемещение объектов, и активизация объектов, и чтение свитков - и все это, напоминаю, в рамках одного общего режима), что меня берут некоторые сомнения по поводу возможной путаницы...
Наконец, графика. Скриншоты, представленные на официальном сайте, имеют вид настолько отстойный, что опять-таки вспоминаются времена самых первых 3D-игр.
Нет, конечно, и огонек горит в камине, и магия всякими динамическими световыми эффектами сопровождается, и монстры мечами-топорами размахивают... но все это выглядит, словно в разрешении 320*200! Я не знаю, то ли они выложили картинки такого низкого качества, чтобы они быстрее грузились (вот только кому они такие нужны?), то ли, не дай здравый смысл, это и в самом деле реальная графика игры...
Игра проходится с видом от первого лица (для пущего ощущения непосредственного участия), хотя будут и отдельные сцены, где вы сможете увидеть своего героя со стороны.
Многопользовательский режим будет - и, более того, будет deathmatch, который, теоретически, слабо совместим с концепцией RPG. Разработчики, однако, утверждают, что им удалось придумать, как соединить несоединимое. Однако - как именно, не говорят...