Вот пуля просвистела, и товарищ мой упал... Всегда приятно, когда отечественные (или хотя бы близкие к ним) программисты и художники могут создать что-то отличное от тетриса и ему подобных игр. Вот и жанр тактических шутеров пополнился разработкой украинских программистов. Новая игра называется Venom: Codename Outbreak и представляет собой нечто среднее между Rainbow Six, Project I.G.I и Delta Force. К сожалению, нельзя сказать, что Venom вобрал в себя все наилучшее из вышеперечисленных игр и в результате мир увидел шедевр.
Сюжет игры основан на "Кукловодах" Хайнлайна. Об этом прямо не говорится, но присутствие небольшой "прилипалы" на затылке у противника говорит само за себя. Вкратце же сюжет звучит так. В начале 2012 года на Землю упал крупный метеорит, в зоне его падения стали происходить загадочные вещи - пропадают люди, исследовательская партия не выходит на связь. Тогда за дело берутся настоящие профессионалы, а именно, бойцы элитного подразделения. Они быстро выясняют, что всему виной неземные организмы, попавшие на Землю вместе с астероидом, и подчиняющие себе всех, кого удается. К счастью, пока им попадаются лишь ученые и военные. Для того чтобы кроме вышеуказанных категорий пришельцам больше никто не попадался, создано международное научно-военное подразделение "С Force"...
Все миссии в Venom'е выполняются в паре, что немного непривычно, но более реалистично. Времена героев, которые в одиночку уничтожают сотни противников прошли. Возможно, для совсем секретных и бесшумных миссий лучше один исполнитель, но когда речь идет о проникновении на хорошо охраняемую территорию выясняется, что две пары глаз, следящих за местностью и две пары рук, способных держать оружие, лучше, чем одна. На каждую миссию можно выбрать тех бойцов, профессиональные навыки которых максимально подходят характеру миссии. Каждый из шести членов "C Force" характеризуется набором качеств, которые развиваются по ходу их участия в военных действиях. Так же за успешное выполнение заданий командования (сбор научных материалов, уничтожение большого количества инфицированных солдат и т.п.) бойцы награждаются знаками отличия. К сожалению, сами награды представляют интерес лишь статистически, потому что в послужном списке не отражается ни их название, но за что они были вручены, да и визуально они выглядят очень схематично.
Некоторые миссии выполняются на протяжении нескольких этапов. На протяжении этих этапов нельзя ни сменить состав команды, ни поменять амуницию ее членов, так как от начала миссии до ее завершения команда находится на объекте. Итог каждого этапа подводится отдельно. В этом не было бы ничего плохого, если бы не некоторые странности. Дело в том, что в промежутках между этапами, видимо во время подведения итогов, бойцы восстанавливают 25% здоровья. Попутно их лишают всех добытых в бою предметов, будь то боеприпасы или научные материалы. А ведь визуально продолжение миссии оформлено так, что каждый следующий этап начинается именно там, где закончился предыдущий. Это сильно снижает реализм игры, так как позволяет не так тщательно беречь своих бойцов. А ведь разработчики постарались максимально приблизить игру к действительности - урон, наносимый оружием одинаков для бойцов C Force и их противников, при этом возможность поправить здоровье до возвращения на базу практически отсутствует, лишь изредка попадаются шприцы, восстанавливающие 10% здоровья. На этом фоне "волшебная реанимация" выглядит противоестественно.
Раз уж я заговорил о промахах разработчиков, нельзя не упомянуть феномен "рентгеновского зрения". Дело в том, что персонажи, управляемые компьютером видят сквозь стены. К счастью, они видят лишь на небольшом расстоянии от стены, но и этого достаточно. Это относится и к врагам, и к собственному напарнику. Более всего раздражает тот факт, что коконы "чужих", раскрывающиеся при приближении к ним, срабатывают тогда, когда проходишь за соседней к ним стене. При этом, напарник начинает палить как сумасшедший во врага, находящегося за стеной. Так как он обычно стреляет на поражение, то есть до тех пор, пока не уничтожит противника, либо тот не пропадет из зоны видимости, обычно такая пальба заканчивается вместе с патронами.
В целом же напарник действует очень толково, действительно помогая в перестрелках, особенно прикрывая спину от "хозяев". Иной раз он, правда, подставляется под выстрелы, не соображая, что можно залечь под огнем. Так же у него проблемы с перемещением по лестницам и ящикам, усугубившиеся после установки официального патча к игре. Теперь напарник не умеет нагибаться, пролезая в вентиляционные шахты. Приходится либо переключаться на него, либо приседать самому (напарник копирует положение игрока - стоит, когда стоит игрок, сидит, когда тот сидит и так далее).
Хотя алгоритм поведения компьютерных бойцов выполнен весьма тщательно, в нем допущена существенная ошибка - после того, как персонаж переходит в режим тревоги, он должен постоянно двигаться. Если на открытых пространствах это еще более-менее оправдано, то в закрытых помещениях выглядит глупо. Ладно бы бегало несколько солдат (прочесывая помещения), так ведь нет, носятся все присутствующие на уровне (и находящиеся в состоянии тревоги) солдаты, ученые и "чужие". Такое бессмысленное поведение оправдано для инфицированных ученых, но бойцы спецназа должны вести себя более профессионально, хотя, может быть, так себя ведут "чужие", а не инфицированные ими люди?
Кстати сказать, "чужие", встречающиеся во время выполнения миссий, вместо того, чтобы подчинять своей воле, просто кусаются. На одном из миникомпьютеров, встречается упоминание, что со временем "чужие" теряют способность инфицировать и лишь царапаются и кусаются, но это не должно относиться к только что вылупившимся из кокона особям.
Но, как говорится, не геймплеем единым жив человек. Пора поговорить о том, как выглядит Venom. Учитывая масштабы задачи, на которую замахнулись создатели, можно оценить их работу на "хорошо". Но если сравнивать Venom с лучшими представителями жанра "стрелялок", становится ясно, что и "троечки" будет много. Слишком уж квадратные и одинаковые персонажи, слишком много ляпов с прорисовкой (например, при выбранном "городском" (черном) камуфляже, на виде от первого лица камуфляж все равно зеленый). Попадания почему-то останавливают, а не сбивают с курса, во время диалогов персонажи не только не двигают губами, но даже не поворачиваются к собеседнику. Техника выглядит как геометрические фигуры, а не как средства передвижения. Но при этом текстуры неба потрясающе красивы, так же как и пейзажи. Тщательно подобранные звуки природы создают атмосферу лесной прогулки, которая неожиданно прерывается ожесточенными перестрелками, во время которых иногда охватывает животный страх за свою жизнь.
Подводя итог, хочу сказать, что играть в Venom: Codename Outbreak достаточно интересно. Практически ни одна миссия не проходится с первой попытки, приходится тщательно планировать свои действия, 80% времени пейзажи осматриваются сквозь оптический прицел, которым оснащены все 8 видов оружия, а самый любимый вид оружия - снайперская винтовка. По всей видимости, Venom понравится любителям тактических стрелялок.