Гоблины в мушкетерских плащах Вот и вышла наконец так ожидаемая многими puzzle/adventure от российских разработчиков из "Электроникум +", издателем игры выступила компания "Медиа-Сервис-2000". "Новые Мушкетеры" - первый проект этой молодой российской команды, состоящей всего-навсего из пяти человек, однако, как ни покажется странным, классический "первый блин", которому по всем канонам положено выходить комом, с кучей недоработок и так и не реализованных задумок, таковым совсем не оказался. Перед нами предстал вполне законченный продукт с этаким своеобразным шармом, отличным чувством юмора и своей уникальной атмосферой, выделяющей ее из общего ряда заунывной серости. Конечно, шероховатости и здесь имеются, но для начала мы затронем самые вкусные моменты, но не забудем и о критике.
Сначала о сюжете. Как и следовало ожидать, и как впрочем, честно говорили и сами разработчики, к известным всем с голопузого детства литературным "Трем мушкетерам" игра имеет весьма отдаленное отношение, ну да с каких пор в играх стали следить за подобными мелочами. Сейчас все предпочитают делать "по мотивам" - и гибкости куда больше, и задумок, соответственно, больше можно реализовать. Итак, коварный кардинал (который именно - Ришелье, Мазарини - не уточняется), очень сильно недолюбливающий всех тех, кто способен носить синий плащ с крестом на груди, задумал, как обычно, вывалить на голову тройки наших отважных мушкетеров кучку своих дежурных пакостей. Самый бойкий из мушкетеров, д'Артаньян, куда-то запропастился и "святая троица" начинает его повсюду разыскивать. Не обошлось, как водится, и без известных козней жуликоватой Миледи, которая вечно норовит засунуть свой нос куда не просят, прищемил бы кто ненароком, что ли.
Итак, три мушкетера, за которых вам и предстоит играть, Атос, Портос и Арамис, просыпаются в старом погребе, из которого им предстоит выбраться, посредством сооружения нехитрой катапульты. Потом они, где хитростью, а где и грубой силой, пробивать себе дорогу дальше. Так, они побывают в трактире, бане, апартаментах Миледи, попробуют горький привкус оков в темнице и жесткий прием у монашек в монастыре, наконец, заглянут в излюбленный бордель и даже в святая святых - в спальню королевы. В конечном счете, мушкетеры основательно набьют нехорошему кардиналу морду, а вот д'Артаньяна, к превеликому сожалению, так и не найдут. Видимо, он появится уже в продолжении, о котором как-то невзначай уже обмолвились авторы.
Таким образом, всего в игре имеется 9 последовательных сцен-эпизодов, каждый из которых проходит на своем собственном, порой весьма протяженном бэкграунде. Решив все загадки на одном экране, вы перемещаетесь на следующий, и обратной дороги уже не будет. Надо сказать, что отрисованы все "задники" в игре очень стильно, со вкусом, притом весьма тонким. Это только начинать приходиться в сырых и заплесневелых подземельях, а потом герои попадают в роскошные королевские хоромы, с позолоченными статуями, многочисленными светильниками, мраморными полами и изысканной мебелью. Причем каждый предмет отрисован со знанием дела и большой любовью к деталям. Причем со многими из них вы можете взаимодействовать, другие же время от времени как бы "оживают" сами по себе. Например, из будки выползает собачка, слон начинает подмигивать своими красными глазищами, в окне появляется девушка.
Ну и, конечно же, есть и масса комических моментов. Например, если повернуть статую юноши к девушке в бассейне, то вы сможете забрать у парня золотой ключик, который и будет, хм... ну, тем самым местом, о котором вслух стараются особо не говорить. А чего стоит экипировка самих мушкетеров. У Арамиса - шляпа леопардового цвета, а у Атоса на груди крест, скорее, кладбищенский, чем мушкетерский, на спине же у него и вовсе "череп с костями".
Теперь ближе к телу. Вы управляете тремя мушкетерами, каждый из которых способен на определенные, подчас только ему свойственные операции на каждом экране. Ситуация, знакомая со времен достославных "Гоблинов", даже странно, что эта интересная идея, по большому счету, не получила широкого развития в этом жанре. Gobliiins да Lost Vikings, вот и все, что на ум приходит, при этом обе серии в свое время навели изрядного шороху.
Простейшие действия часто могут выполнять несколько персонажей, а изредка даже все трое. Например, двое из троих могут вычерпать воду из бассейна, перенести бочку с места на место. При этом всегда легко узнать, кто на что способен, так как мушкетеры активно комментируют свои действия. И за эту их "разговорчивость" я бы поблагодарил авторов отдельно, потому что именно их нескончаемые шуточки и весьма колоритные "наезды" друг на друга создают ту самую задорную и юморную атмосферу, от которой выигрывает игра в целом. Арамис получился очень утонченным и изящным неженкой, Портос - большим грубияном, любителем как следует пожрать и заправским дебоширом, а Атос - чем-то средним между этими двумя типами. Кстати, во время их разговоров вы не можете выполнять действия, и приходится ждать окончания их светской беседы. Хотя особо нетерпеливые могут моментально прекратить их болтовню, пнув "ESC", но я бы настоятельно не советовал этого делать. Ведь из этих на вид вполне безобидных разговоров можно получить массу советов или подсказок по прохождению очередного уровня.
Реализация управления мушкетерами, на мой взгляд, удалась авторам похуже, хотя, вполне возможно, что это такая своеобразная фича. На том и порешим. А проблема вся в том, что все мушкетеры в игре трехмерные, реально трехмерные, как и те предметы, которые они переносят. Иными словами, если у вас на пути стоит другой мушкетер, то его следует сначала убрать с дороги, потому что двое на одной и той же линии уже не разойдутся. Ходят же "горячие французские парни" чем-то сродни роботам, то бишь только строго сверху вниз и справа налево.
Поначалу все это немного утомляет - регулярное сталкивание лбами на узкой тропинке, непривычный интерфейс, когда переключаться между героями можно, кликая именно на его кружке, а никак не на самом мушкетере. Но проходит минут пять-десять, постепенно втягиваешься в сам процесс, и, вуаля, все вышеописанные недочеты исчезают сами собой, растворяясь в затягивающем все глубже действе, сдобренном отменными хохмами и приколами ваших неизменных компаньонов.
Кстати, в одном из эпизодов, где все три мушкетера лежат в цветном исподнем, привязанные к кровати в монастыре, управлять вам придется еще одним персонажем - мышкой. Той самой безобидной мышкой, которую вы безбожно опоили еще в подвале. Нормальной мышкой, самую малость подвыпившей (точнее, пьяной в стельку), но еще чего-то соображающей мышкой, которая-то и должна освободить попавших впросак героев.
И раз уж зашла речь о задачках, чуть-чуть о самих головоломках. Почему чуть-чуть? Потому что, на мой взгляд, куда приятнее самому решить навороченный паззл, чем вычитать его разжеванное описание в увесистом солюшене, разве не так?
Инвентаря, как такового, в игре нет, поэтому все ограничивается теми предметами, которые ваши подопечные держат в своих ручках и способны переносить с места на место. Таких предметов в каждом эпизоде штуки две-три, поэтому запутаться в них при всем желании не получится. Зато поиск той самой "точки опоры", о которой так мечтал Архимед, может вызвать определенные сложности.
Уже, в самой первой сцене, в подвале, необходимо собрать из доски и пары бочек катапульту, да так, чтобы с ее помощью мушкетер смог вылететь точно в самый край потолочного люка. Я несколько раз переставлял всю эту нехитрую конструкцию, пока, наконец, не получилось запузырить вояку именно в искомую точку.
В целом все загадки выглядят вполне логичными, хотя порой встречаются и "сюрпризы", куда ж без них. Например, для того чтобы зажарить зайца в трактире, сперва необходимо разрубить табуретку и затопить камин, потом подобрать особую комбинацию кода в винной полке, за открывшейся следом решеткой достать из бочки ядовитый гриб и скормить его висящему и брыкающемуся на стене зайцу. После этого он наконец-таки издохнет, и его можно будет жарить, правда, Портос тот зловредный гриб потом обещал все-таки вытащить. Более естественный способ лишения зайца жизни, наверное, показался авторам скучным или относящимся к другим жанрам, а жарка живьем, ясно дело, была отвергнута по причине гуманности.
Наряду с обычным использованием предметов и их комбинациями, имеются в игре и отдельные паззлы (на отдельных экранах), что-то вроде только что упоминавшегося кода из бутылок в винной полке. Вы должны подобрать имя черного палача на его сейфовом замке в борделе или же расставить, как полагается, столицы ведущих европейских стран на карте-сейфе в опочивальне королевы. Но здесь их совсем немного, да и сложностей они особых не представляют, ведь упор в игре делается правильное использование подручных средств и особых способностей мушкетеров, а никак не на разгадывание особо мудреных задачек.
Вот потихоньку подобрались и к выводам. На мой взгляд, игра, бесспорно, не идеальна, управление я бы немного подкорректировал, видеоролики, которые сопровождают удачное завершение очередной сцены, могли быть малость позрелищнее, а то все так таинственно, так загадочно.., да и во взаимодействии с объектами есть что поправить.
С другой стороны, игра затягивает по самые уши, играть интересно, графика откровенно радует, а самостоятельное решение задачек, как обычно, вызывает кучу положительных эмоций. И первыми эмоциями после завершения игры было сожаление о том, что все уже закончилось. Это ли не лучшая характеристика для игры?
"Новые приключения мушкетеров" - это оригинальный и весьма колоритный представитель потихонечку вымирающего жанра, к которому питают особую слабость наши отечественные разработчики. И, надеюсь, во второй части мы таки увидим неуловимого пока д'Артаньяна. А то все ищешь его, ищешь, по дороге спасая друзей, наминая бока врагам, да постоянно оправдываясь перед королем, а о нем даже мухи не шепчут... Так что, ждем-с...