Путь самурая Те, кто играл в Shogun: Total War - или просто знаком с японской историей - помнят, что в XVI веке Японию раздирали междуусобные войны, которые вели крупные японские феодалы - даймё. Одним из таких воителей был Такеда Синген (Takeda Shingen; обратите внимание, что звук, изображаемый в английском написании как sh, на самом деле близок к русскому "с", а звука "ш" в японском языке вообще нет - это относится, разумеется, и к другим японским словам, таким как "Тосиба" или "гейса"). Он возглавлял клан Такеда, управлявший провинцией Каи, и был одним из лучших тактиков в японской истории. Ему удалось одержать немало убедительных побед над своими соперниками, однако смерть помешала ему подчинить себе всю страну. В игре, однако, вы сможете как повторить реальный жизненный и боевой путь Такеды, так и перекроить историю, объединив, в конечном счете, все японские земли и положив конец междуусобной войне. Если, конечно, не потерпите поражение раньше.
Основным режимом, разумеется, является режим кампании - как вы уже могли догадаться, нелинейной. В общей сложности в кампании может быть более сорока битв, но в скольких и в каких из них вам реально предстоит участвовать - зависит от выбранного вами пути (и, естественно, успехов и неудач на нем). Таким образом, кампанию можно проходить несколько раз, всякий раз по-новому. Помимо военного искусства, дипломатия тоже будет играть свою роль - однако от экономической составляющей, то бишь строительства зданий, производства юнитов, добычи ресурсов и т.п., вас в этой игре избавят. В то же время существует понятие общего экономического положения клана (от которого зависит, насколько активно к вам прибывает пополнение между битвами).
Помимо кампании, имеется также режим одиночных исторических битв, а также его многопользовательский (точнее - двухпользовательский) аналог. Если сражениям с AI вы предпочитаете битвы с живыми соперниками, то у вас будет возможность потешить свое тщеславие, сохраняя результаты таких боев на сервере и делая, таким образом, сетевую карьеру.
В отличие от Shogun, Takeda не претендует на суперреализм, оставаясь в рамках классической традиции стратегических игр - армии моделируются с точностью лишь до подразделения, а не отдельного солдата, да и визуально перед нами обычный условный вид сверху, а не трехмерная панорама, напоминающая скорее кинофильм, чем игру. Впрочем, хотя игра и уступает в этом плане Shogun'у, это не значит, что она так уж примитивна. Отдельных юнитов в рядах одной армии может быть пусть и не 5000, как в Shogun, но все-таки до 480 (12 дивизий по 40 подразделений в каждой). Вы можете отдавать приказания как армии в целом, так и отдельным дивизиям. Командованием на более низких уровнях занимаются уже ваши офицеры, которые, кстати, имеют свои индивидуальные характеристики и со временем набираются опыта. У юнитов тоже есть меняющиеся параметры (такие, как усталость, боевой дух и т.п.)
В игре смоделированы реальные тактические маневры и построения (формации), которые использовались в японской армии той эпохи. Так, игроку будет доступно 16 армейских и 12 дивизионных формаций (среди которых, кстати, есть совершенно непохожие на привычные нам по европейским театрам военных действий треугольники и клинья; взять, например, такую формацию, как "крылья", когда отдельные части выстраиваются по-разному ориентированными дугами, образуя этакую ажурно-кружевную конструкцию. Прошить эти "кружева" наступающей, к примеру, клином армии куда сложнее, чем обычное линейное построение: прорвав один фронт, наступающие оказываются перед другим, за ним третий, а меж тем легко разворачивающиеся изогнутые "крылья" уже контратакуют с флангов и заходят в тыл). Естественно, на любой тактический прием имеется и свой ответ, так что ни наступление, ни оборона не обещают быть легким делом; необходимые сведения по средневековой японской тактике вы сможете почерпнуть из руководства к игре.
Помимо количества и специализации воинов, их выучки и боевого духа, качества их командиров, используемых построений и тактических маневров на ход и исход битвы, как и положено, влияют рельеф и погода. Сражения могут происходить в разное время суток (в том числе и ночью), в тумане, во время дождя и т.п.
При всем при этом нам обещают простой и удобный интерфейс, который позволит новичку практически сразу влиться в игру.
В общем, хотя Takeda и уступает в детализированности Shogun'у, игра обещает быть интересной и познавательной.