Отщипнуть от лаврового венка суперхита всех времен и народов, Diablo, мечтали в свое время не одна дюжина компаний разработчиков компьютерных игр. Кому это даже удавалось, в большей или меньшей степени. Наш сегодняшний экспонат едва ли не вплотную подобрался к заветной цели, попытавшись не просто отщипнуть, а как минимум, втиснуться рядом. Throne of Darkness процентов так, не соврать бы, примерно на 90 является точнейшим слепком Diablo за нумером 2, разве что местом действия стала феодальная Япония, а героями - семь натуральных самураев. Разумеется, весь антураж соответствует, от интерьеров замков, до оружия и врагов - симпатичные пагоды, где прохаживаются туда-сюда самураи вкупе с ниндзями и сегунами, размахивающие при этом по сторонам катанами в обеих руках и со стопками припасенных на всякий пожарный сюрикенов за пазухой....
Сюжет незамысловат настолько, что по сравнению с ним Diablo II тянет на премию в области литературы. К тому же и местные ролики, представляющие собой некую помесь аниме и трехмерной графики, будут на порядок слабее, хотя и определенного шарма у них не отнять. Значится так, один не в меру обнаглевший японский князек, правивший землей Ямато, решил испросить для себя у бога бессмертия. А божок тот, Заньшином величают, вдруг осерчал от такой наглости не в меру и ниспослал на все окрестные земли монстров разных. А потому теперь семерым главным героям предстоит сперва зачистить собственный замок от нечисти, а затем, "наскоро собравшись, до зари поднявшись", в дорогу отправляться, дабы стереть с лица земли всякое упоминание об этом нехорошем божестве и всех его прихлебателях.
С первых же минут игры бросается в глаза практически полная идентичность с Diablo II, касающаяся практически всех игровых аспектов. Настолько точно все товарищи из Click Entertainment воспроизвели, просто диву даешься. Вплоть до привычных кнопочек управления и знакомых менюшек: по "C" вызываются характеристики персонажа, по "I" - инвентарь, ну а по "Q" - менюшка с квестами, по Alt'у - подсвечиваются надписи у всех валяющиеся на земле предметов. Правда, карта уползла с привычного "Tab'а" аж на "M", по дороге поменяв внешний вид. После непродолжительного ее использования я ее нашел даже удобней, чем в D2, хотя один существенный недостаток у нее все же имеется. Вы не можете отдельно проскроллить саму карту, дабы посмотреть, что где находится: она будет перемещаться только с перемещением всей группы бойцов.
Помимо прочего, то есть обычных "емкостей" со здоровьем и маной, на интерфейсе уютно разместились и некоторые дополнительные фичи. Например, кнопка, позволяющая придать вашей группе определенный боевой порядок. Их тут довольно много, несколько десятков, но в суматохе боя все равно работают они из рук вон плохо. Справа же висит кнопочка быстрого вызова заклинаний, из тех, которыми каждый боец уже овладел. Сразу еще об одной неприятной черте - все то же неудержимое и дотошное копирование папских идей - Save здесь всего один-единственный - вы понимаете, о чем я. Что, как известно, не есть хорошо. Правда, в одиночной игре можно выйти без сохранения, зато в мультиплеере будет единая и неделимая "save & exit".
Ладно, краткий ознакомительный курс пройден, пора и за кое-что посерьезнее приниматься. Иными словами, дальше речь пойдет о коренных отличиях TOD от D2, которых здесь авторы наворотили с небольшую кучку и еще маленькую тележку. Перво-наперво, вы играете здесь не бравым героем-одиночкой, спасающим мир, и даже не с каким-то хиленьким помощником, умирающим после парочки серьезных затрещин, а целой командой в 7 равноправных самураев: Brick, Archer, Leader, Wizard, Swordsman, Berserker и Ninja. Помимо названных кличек у каждого самурая, есть и родовое имя, например Brick'а зовут Kamui Kanna, каковое вы можете самолично заменить любым по вкусу. По большому счету бойцы примерно одинаковы по своим возможностям, хотя первоначально малость отличаются набором своих характеристик. Некоторые могут брать в руки по два меча, и маг изначально более продвинут по части своего искусства. В остальном же, все более или менее ровненько.
Несмотря на наличие в вашей команде семерых вояк, одновременно управлять вы можете всего четырьмя бойцами, в то время как остальные находятся в своеобразной "комнате отдыха" (Daimyo), где они подлечивают раны и восполняют запасы маны. В любой момент вы можете призвать любого бойца обратно в строй, а покалеченного отправить лечиться. Еще раз подчеркну, производить эту операцию можно в любом месте и в любое время (хоть в разгар боя), при этом она еще и ни копейки не стоит. В общем, все это довольно удобно - например, если вас основательно покусали, а лечебные колбочки уже кончились - отправляете по очереди воителей на заслуженный отдых, а потом перекидываете их взад. Короче, через пару минут все ваше войско вновь будет стоять на боевом посту в полном здравии. В том числе и благополучно почившие. Да-да, в нашем санатории-профилактории у вас пройдут даже швы от вскрытия, нет проблем. И вещички все ваши все целы будут, не волнуйтесь. Перед выпиской не забудьте получить у дежурной нянечки...
У каждого вашего бойца имеется личный инвентарь, поэтому разбираться вам придется сразу со всеми семью (кому чего надеть, какое оружие или магические финтифлюшки навесить), что не так-то легко. При этом делать это во время жаркой битвы вообще весьма муторно, а нередко приходится, ведь какой-нибудь интеллектуальной паузы по примеру BG здесь никто не предусмотрел. Зато ваши самураи сами способны надевать предметы, как только они попадают в их инвентарь, только делают они это не всегда разумно, например, могут нацепить менее хилую вещь, чем имеется. Поэтому приходится потом вручную "корректировать" все эти недостатки. Еще нужно следить и за износом предметов, потому что все предметы в игре портятся, стало быть, необходимо их регулярно починять, но стоит это недорого.
Раз уж разговор зашел о предметах, то самое время поговорить и о тех, кто вас этими предметами будет снабжать. В игре имеется всего два функциональных NPC - кузнец и священник, скромненько так что-то вышло. Как только вы познакомитесь с этими двумя товарищами (высвободите их), у вас станут активными две кнопочки в инвентаре, при помощи которых вы в любое время и из любого места можете вызвать окно кузнеца и священника, притом со всеми работающими там функциями. Короче говоря, теперь каждый раз бегать в город, чтобы купить или продать что-либо вообще без надобности. "Магазин на диване", в лучшем виде. Соответственно, столь полезные в Diablo Town Portal'ы здесь вымерли за ненадобностью.
Однако, в этих "магазинах" не все так тривиально. Рассмотрим сперва кузнеца. Это тип занимается идентификацией обычных предметов, их починкой, куплей/продажей и апгрейдом. При этом в игре существует довольно необычная система купли-продажи. То есть вы сперва как бы отдаете кузнецу ваше снаряжение, распределяя его при этом по трем группам (одежда, оружие ближнего и дальнего боя), и набирая таким образом в каждой группе определенную стоимость. А уже затем, кузнец, на базе этой стоимости, может что-нибудь для вас смастерить. Понятно, что чем больше вы "накидали" (продали) ему предметов, тем больший выбор оружия и снаряжения он вам предложит. При этом процесс изготовления выбранного вами предмета может занимать, в зависимости от его крутости, от нескольких секунд до нескольких минут реального времени. Столько же времени продолжается и починка, что по сравнению с D2 выглядит просто непростительно долго. Еще кузнец занимается усовершенствованием предметов (некий аналог Horadric Cube), то есть вы можете понатыкать в свой меч или кольчужку всякие магические камушки/артефакты, повышая тем самым некоторые из их свойств. Зато свободных слотов в предметах здесь намного больше, чем аналогичных в D2, поэтому и мастерить свой любимый чудо-меч можно долго и упорно.
Священник, понятное дело, занимается всем, связанным с магией, то бишь заправляет магическими предметами: идентифицирует их, снимает с них проклятия. При этом опять же, как и в случае с кузнецом, на лицо оригинальная система продажи своих магических побрякушек. Все, что вы отдаете священнику, "переплавляется" в skill point'ы (по четырем школам магии - вода, огонь, земля и молнии), которые вы потом можете накликать в "дереве умений" у того персонажа, который это добро и продавал.
Таких "деревьев умений" у каждого вида магии по два, причем доступны они всем бойцам, поэтому всего цепочек магических умений в игре 8. На уникальность заклинаний для каждого бойца можете не рассчитывать, они всего лишь перетасованы в различном порядке. По достижении героем очередного уровня, а также после продажи магических штуковин, вы можете либо увеличивать магическую силу уже открытых заклинаний, либо же, продолжая цепочку дальше, открывать новые. В общем, ничего необычного, не считая набор skill point'ов посредством продажи, по сравнению с D2, не наблюдается.
Не было замечено ничего необычного и в характеристиках героев. Их здесь 5 штук: dexterity, strength, vitality, ki (местная магия) и charisma, которая позволяет получать определенную скидку при покупке предметов у вышеуказанных персонажей.
Как достигается новый уровень, сразу же начинает мигать "плюсик" - ползем в stats и повышаем нужные показатели, все как обычно, на этот раз без сюрпризов. Плюс еще каждый герой может обладать четырьмя резистансами, по количеству школ магии, которые дают всякие специальные штуковины.
Про отсутствие Town Portal'ов я уже говорил, а вот про другие, наземные порталы разговора еще не было. Как и в случае с уже целую кучу раз упоминавшемся здесь D2 (что поделать - клон, он и есть клон), на каждой карте имеется свой портал, который вы активируете, как только на него наступаете. Позже с его помощью можно перемещаться в любую область и на любую карту, естественно, если они там уже активированы. Причем, как и в случае с... сами знаете кем, вся система порталов поделена на 4 страницы (аналоги глав в D2), в каждой из которых будет штуки 4-5 этих порталов. Поэтому могу сказать, что по продолжительности и количеству локаций игра примерно сопоставима с... слушайте, впишите уже что-нибудь лучше сами.
Карты здесь очень даже немаленькие, и чтобы их оббежать из конца в конец, одновременно воюя с полчищами разнокалиберных монстров, может уйти уйма времени. Зато имеется и полезное новшество - на мини-карте, которая будет в левом верхнем углу, обозначены дороги, которые не позволят вам сбиться с главного пути и лишние полчаса плутать по карте в поисках выхода на следующую локацию или в поисках того же портала. Удобно, практично, чего тут еще сказать.
Монстрики стараются соответствовать ареалу своего обитания. То есть на болотах будут какие-то "лягушки", "свинки", здоровенные дракончики и прочая болотная нечисть им подстать. Выглядят они весьма неплохо, да и сражаются умело.
Ежели, не набравшись опыта, не выучив покруче магию и не обзаведясь навороченным оружием с ног до головы, сунуться на какую-нибудь дальнюю карту - можно конкретно получить по зубам и отправиться восвояси, несолоно хлебавши. Крепенькие монстры очень любят слабеньких хлюпиков, да включив изворотливость на максимум, выносить их слабым оружием приходится удручающе долго.
Еще подлые зверюги очень часто используют магию, при этом насылая на вас то заторможенность, то отравление, и всякие прочие нехорошие колдовские штучки. А их внешний вид мне иногда нравился даже больше, чем вид тварей из того же D2. Ну, а их разнообразный видовой состав (несколько десятков) поразит даже видавших виды геймеров, будут и всевозможные монстры всех мастей и расцветок, и тяжеловооруженные всадники, и мощные колдуны, и всякие шаманствующие ведьмочки. Короче говоря, скучать не дают, в том числе и за счет геймплея, который, безусловно, достоин похвал. Так сказать, классика жанра "Rogue RPG" с нескончаемым и кровожадным hack&slash во всей своей красе. Умри, моя мышка, в лучшем виде.
Внешнее оформление заслуживает однозначно высоких оценок, даже несмотря на то, что авторы не дозволяют лазить и менять графические опции, да разрешение всего-навсего 800х600. Зато заклинания смотрятся просто замечательно, чего стоят одни только медленно таящие в воздухе дымящиеся японские иероглифы. А уж при взгляде на великолепно прорисованных монстров челюсть раскрывается шире, чем на приеме у стоматолога, а по подбородку начинают медленно течь слюнки чисто щенячьего восторга. Короче, анимация всей уродливо-кошмарной братии тут именно такая, какая и должна быть в игре, способной не просто увлечь, а прямо-таки поглотить игрока в себя по самые уши, причем всерьез и надолго. На мой взгляд, по части внешнего вида TOD кое в чем D2 за пояс заткнет, хотя некоторые со мной могут и не согласиться.
Напоследок еще пару слов про мультиплеер, ведь отчасти и благодаря ему Diablo обрел в свое время такую всемирную популярность. В общем, здесь имеется поддержка игры по сети и Интернету. Причем в начале игры вы выбираете свой замок: одновременно в игре может участвовать до пяти кланов (замков), в каждом из которых вы выбираете еще и количество бойцов, которыми будете управлять (от одного до семи - те же специализации, что и в сингле). Уступит ли на этом поле битвы TOD? Очевидно, да, и, прежде всего - за счет менее удачных, по большому счету, однотипных персонажей. Но он вполне имеет право на существование и явно скоро обретет свою армию преданных поклонников, в чем я нисколько не сомневаюсь.
Так что все Diablo-маны могут готовиться к новым подвигам и приключениям. Эта игра вас вряд ли не разочарует, по крайней мере, меня она захватила и увлекла. Увлекла просто бешеными мясорубками, в которых участвуют сразу четыре бойца с вашей стороны, против нескольких десятков каких-нибудь упырей или гоблинов с другой; при этом вокруг еще непрерывно кастят заклинания несколько магов. Да и вообще, на моей памяти это первый пример настолько тщательного (читай удачного) копирования идей Diablo II, насколько это вообще возможно, чтобы еще при этом игрушка осталась самостоятельным продуктом с рядом собственных черт и особенностей. К тому же на TOD не давит тот груз ответственности и непомерно завышенных ожиданий, как это было в случае с Diablo 2, который меня поначалу малость разочаровал (да и возможность выставить 800х600 появилась только в последовавшем за ним add-on'e D2:LOD), и только уже потом пришло понимание того, что все в игре сделано как полагается.
Да что тут особо говорить - перед нами явный хит, в который будут с удовольствием играть многочисленные поклонники "вселенной Diablo" по всему миру. А мне лишь остается пожелать ему счастливого плавания по бурным водам современного игрового бизнеса, надеюсь, оно будет долгим и счастливым.