Потому, потому, что мы пилоты,
Небо наш, небо наш родимый дом!
Первым делом, первым делом - самолёты...
Песня Если гонщики "Формулы 1" гордо называют себя пилотами, то почему бы настоящим пилотам не показать себя в роли гонщиков? Они и показывают. Помимо начавшихся с появлением первых аэропланов полетов на установление рекорда скорости (или высоты, или дальности), в мире спортивной авиации существуют и гонки в более привычном смысле, мало чем, по сути, отличающиеся от автомобильных. Та же кольцевая трасса с определенным количеством кругов, та же необходимость первым прийти к финишу. Даже ограничение по высоте наличествует - полет проходит достаточно низко над землей, и забираться слишком высоко нельзя - дисквалифицируют. Этим соревнованиям тоже уже много десятилетий - они проводились еще до Второй мировой войны. Война, кстати, оказала на них весьма существенное влияние. Если до нее гоночные самолеты строились в основном по спецзаказам, то после войны скопилось изрядное количество истребителей, которые успели устареть в качестве боевых машин, но еще вполне годились (или могли быть отремонтированы) для того, чтобы летать, демонстрируя приличную скорость и маневренность. Так что ныне большинство самолетов, принимающих участие, в частности, в гонках Reno в США (не путать с французской маркой автомобиля Renault) - как раз такие ветераны. Естественно, за эти годы, помимо обычного ремонта, они подвергались различным модификациям - оснащались более современными двигателями, претерпевали некоторые изменения в конструкции крыльев и т.д. и т.п.
Итак, компания Victory Simulations предлагает нам симулятор авиагонок. Впрочем, термин "симулятор" нуждается-таки в определенных оговорках, потому что, хотя игру и нельзя назвать совсем аркадой, некоторые явно аркадные черты в ней присутствуют. Начнем с того, что летать вы можете лишь на пятачке диаметром в десяток миль; попытки вылететь за его пределы в норме ведут к тому, что вас принудительно возвращают в отведенную зону (сначала включается обратный отсчет, потом вас телепортируют), а не в норме - к разнообразным глюкам (что происходит явно чаще, чем хотелось бы разработчикам). Например, при попытке улететь подальше вдоль британского побережья я, в буквальном смысле, свалился за край земли, которая, как выяснилось, действительно имеет форму чемодана. При попытке подняться выше гор тоже можно обнаружить "конец пространства", за котором горные вершины срезаны сплошной чернотой. Вообще добраться до неба - до облаков, в частности - невозможно (из чего ясно, что они просто нарисованы на плоскости "небесного свода" - недопустимый для авиасимулятора позор!), потолок любого самолета несуразно низок - где-то около 8 тысяч футов, причем, если вы будете пытаться по-прежнему лететь вверх, вариометр будет нагло утверждать, что вы продолжаете набирать высоту, и лишь альтиметр скажем вам горькую правду. Для полетов по трассе все это не критично, но раз уж игра предлагает режим свободного полета - могла бы соответствовать.
Продолжаем тему аркадности. На всех самолетах совершенно одинаково выпускаются (и убираются) закрылки - их можно установить в любую позицию (с точностью до градуса) от 0 до 50 градусов. Аналогична (в смысле одинаковости) и ситуация с шасси. Самый прикол в том, что на гоночном самолете 30-х годов Gee Bee, где шасси вообще не убираются, их тоже необходимо выпускать перед посадкой! (Визуально это, впрочем, не отображается). Двигатель всюду управляется одной ручкой - нет отдельной регулировки для шага винта. Запускается и выключается двигатель одной клавишей (точнее, комбинацией Ctrl-K).
Вместе с тем в целом физическая модель не так уж плоха. Чувствуется разница в маневренности между разными машинами, посадка требует немалой аккуратности (в частности, сломать шасси можно только так), сваливание и штопор, пожалуй, вяловаты по сравнению с реальностью (и выход из штопора слишком уж легок), но все-таки похожи на истину. Крутящий момент на пробеге и особенно на разбеге хорошо заметны, без работы педалями (т.е. рулем направления) машину невозможно удержать на полосе (причем популярный в некоторых симуляторах глюк, когда тот же эффект наблюдается и у двухмоторных машин, здесь отсутствует). К сожалению, управление в игре достаточно кривое - мало того, что оно не переопределяется, так еще и руль направления навешен исключительно на джойстик! Надо ли объяснять, что не всякий джойстик поддерживает соответствующую функцию? Путем сканирования клавиатуры я все-таки обнаружил недокументированную возможность управлять им клавишами '[' и ']', но сделано это неудобно и глючно - руль сразу отклоняется в крайнюю позицию и, что гораздо хуже, вообще нет клавиши, возвращающей его в нормальное положение! Кроме того, колесные тормоза отсутствуют как класс. В итоге нормальные, без съезжания с полосы, взлет и посадка практически невозможны. Впрочем, в обычном режиме игры они и не предусмотрены - гонка начинается и заканчивается в воздухе, и лишь свободный полет позволяет оценить реалистичную в этом плане модель. Впрочем, реализм этот тоже не полный - если сесть не на полосу, а склон холма, то катиться вы по нему будете, как по горизонтальной плоскости, без учета уклона.
Шасси можно сломать не только при посадке, но и в воздухе при выпуске на недопустимо большой скорости; то же относится и к закрылкам. Самолет можно, естественно, разбить о землю (причем не фиксированным образом, а в зависимости от условий: можно воткнуться в землю и разлететься на куски, а можно совершить аварийную посадку на брюхо с небольшими повреждениями. Правда, при таких повреждениях вас принудительно переключают на вид с внешней камеры, несмотря на то, что самолет по-прежнему управляем, слушается джойстика и клавиш). Посадка на воду тоже выглядит вполне реалистично; самолет, впрочем, в результате тонет, и спастись из него нельзя; возможности выпрыгнуть с парашютом в игре тоже нет (что, разумеется, неправильно). Хотя при гибели вы ничего не теряете (кроме того, конечно, что проигрываете гонку) - в вашу учетную запись пишутся только результаты удачных рейсов. Однако твердью игра считает лишь землю и воду (а также другие самолеты); сквозь наземные объекты (включая корабли и могучую буровую установку) и воздушные шары можно летать совершенно свободно.
Еще один важный аспект модели повреждений - двигатель, который со временем перегревается и выходит из строя (естественно, при наличии достаточных нагрузок, без которых, однако, гонку не выиграть). Особенно этот процесс ускоряется при впрыскивании диоксида азота (nitro), который используется для повышения давления и ускорения. В свою очередь, облегчает жизнь двигателю впрыскивание ADI (вещество для предотвращения детонации). Запас топлива, ADI и Nitro конечен.
Этим, однако, модель повреждений исчерпывается: разрушить самолет перегрузкой нельзя. Мне, во всяком случае, не удалось, хотя я очень старался.
Погодных условий не то чтобы нет совсем - все-таки мотор в Арктике перегревается медленней, чем в Азии - но они постоянны для каждой арены. Ветра нет, по крайней мере, я его не заметил.
Всего в Xtreme Air Racing игроку доступны 29 самолетов, но принадлежат они лишь к восьми видам. То есть в большинстве своем это модификации (вымышленные или воспроизводящие конкретные машины реальных пилотов-гонщиков) базовых моделей истребителей Второй мировой: P-51D Mustang (их больше всего), F8F Bearcat, британского Hawker Sea Fury, P-38 Lightning и F4U Corsair (последний представлен также модификацией F2G, разработанной для перехвата камикадзе в самом конце войны, но так и не успевшей поучаствовать в боевых действиях). Еще три вида самолетов представлены единственными экземплярами - это Me Bf 109 (как выясняется, этот самый распространенный истребитель Рейха - до конца войны было произведено 30573 "сто девятых" всех модификаций - практически не дожил в рабочем состоянии до наших дней; во всяком случае, в авиагонках ни одна такая машина не участвует), уже упоминавшийся довоенный Gee Bee фирмы Granville Brothers и, наконец, наиболее экзотичная машина - J7W1 Shinden японской компании Kyushu Hikoki KK, которая разрабатывалась в конце войны, но так и осталась лишь на уровне проекта. Толкающий 6-лопастной винт и расположенные на носу стабилизаторы с рулями высоты придают этому несостоявшемуся чуду конструкторской мысли совершенно фантастический вид.
Перед каждым полетом вы можете модифицировать свой самолет, меняя двигатель (для разных видов самолетов предлагаются разные типы), передаточное число, диаметр пропеллера, размах крыльев, количество топлива, ADI и nitro и еще некоторые параметры - все это в определенных пределах, разумеется.
В игре четыре режима. Два из них стандартны для любой гоночной игрушки - одиночные рейсы (так и хочется сказать "залеты", по аналогии с заездами в автоспорте) и чемпионат. Для всего этого дела имеется пять арен (поле Reno, предгорья Альп, арктические фьорды, британское побережье и побережье юго-восточной Азии), на каждой из них - три трассы (обычная, укороченная, где требуется высокая маневренность из-за постоянных поворотов, и удлиненная, где главная задача - не "посадить" раньше времени двигатель). Уровни сложности, само собой, тоже существуют, и их тоже три (бронзовый, серебряный и золотой); имеется в виду сложность самих гонок (крутизна соперников), а не физической модели, параметры которой настраиваются отдельно. Изначально доступны не все самолеты (а Gee Bee, Me 109, Shinden и еще некоторые доступны лишь в режиме свободного полета). Трасса, в принципе, обозначается пилонами, которые с расстояния не очень-то разглядишь, но в игре есть поблажки: можно опционально включить линии, показывающие границы трассы на земле и (лазеры пилонов) в воздухе, а также виртуальные кольца, сквозь которые надо лететь (на самом деле, лететь именно сквозь них необязательно, они лишь задают направление). При попытке срезать засчитываются штрафные очки, а вот выйти за внешний край трассы (не вписаться в поворот) никто не мешает.
Надобно заметить, что трассы и, как следствие, сами гонки - по крайней мере, в том виде, в каком они представлены в игре - не особенно интересны. Если в автогонках мы привыкли к весьма сложным и нетривиальным маршрутам, то здесь это - либо простое кольцо (неправильный овал), либо, в лучшем случае, восьмерка.
Здесь нет той остроты, которую придает автогонкам необходимость вписываться в повороты (здесь отсутствующая, да и вписаться куда проще - достаточно увеличить крен и резче взять ручку на себя) и возможность оттирать соперника задом (здесь, во-первых, слишком чреватая катастрофой, а во-вторых, неактуальная, ибо соперник легко может обойти вас и сверху, и снизу). Крутить фигуры высшего пилотажа незачем, ничего, кроме виражей, от вас во время гонки не потребуется; всяких фокусов типа пролетов под мостами тоже нет (оно и понятно - слишком опасно, чтобы включать это в программу регулярных соревнований, тем более гоночных, а не аэробатических).
Третий режим - свободный полет, о котором, собственно, все сказано выше. Трасса там тоже обозначена, но придерживаться ее никто не заставляет. Соответственно, заканчивается он не при пересечении финишной линии, как гонки, а по нажатию Esc. Свободный полет хорош тем, что можно спокойно перепробовать все имеющиеся в игре машины.
Наконец, четвертый режим не имеет, собственно, к гонкам никакого отношения. Авторы, видимо, сами почувствовали, что гонки получаются какими-то блеклыми, и решили добавить в игру остроты, вспомнив славное боевое прошлое ставших ныне спортивными машин. Да-да, четвертый режим - это воздушный бой. Но и он не так хорош, как хотелось бы. Во-первых, для выбора доступны далеко не все самолеты, притом выбираете вы лишь свою машину, но не противника. Во-вторых, единственный имеющийся в игре вариант воздушного боя - один на один (с тремя уровнями сложности, т.е. крутизны противника, где на низшем он вообще не сопротивляется). В-третьих, не работает кнопка, позволяющая смотреть в направлении самолета противника, поэтому потерять его очень легко, а найти - очень сложно (в реальности, конечно, такой кнопки тоже нет, но не будем забывать, насколько обзор на маленьком экране монитора хуже, чем в реальной жизни). В-четвертых, вернув самолету вооружение, ему так и не вернули прицел, да и вооружение, кстати, весьма схематичное - по два пулемета (или пушки?) на всех самолетах, независимо от того, сколько их было в реальности (правда, хотя бы расположены они более-менее как надо - в крыльях или в носу, в зависимости от вооружения боевого прототипа). Ну и в-пятых, хотя это уже мелочь - единственной ареной для воздушного боя является поле Reno, другие (более интересные) почему-то недоступны.
Но едва ли не худший недостаток игры, делающий ее попросту неиграбельной в основном (гоночном) режиме на многих машинах, связан с ее движком. Это чудовищное торможение в самом начале, когда все самолеты находятся рядом. Уж не знаю, чего там не хватает - обычной памяти или видео, но никаких оправданий этому быть не может - только что я играл в Battle of Britain, где в воздухе одновременно могут находиться сотни машин, в том числе десятки - недалеко друг от друга (и от игрока), без заметного ущерба для скорости. Здесь же...
И добро бы игра, чувствуя, что ей не хватает скорость, просто замедлялась. Нет, она идет в нормальном темпе, вот только картинка меняется раз в 5 секунд! И управление пользователь получает тоже с некой своеобразной частотой. Сами понимаете, что долететь в таком режиме вы сможете либо до ближайшего склона горы, либо просто до земли/воды. Если в эти первые секунды вам каким-то чудом удастся не разбиться, дальше уже можно играть нормально (и даже когда обгоняешь несколько идущих кучно самолетов, подтормаживание заметно, но вполне терпимое). Но ключевое слово тут - "если".
Помимо этого главного безобразия и ранее упоминавшихся глюков, связанных с крайней ограниченностью игрового пространства, в вину движку (точнее, его создателям) можно поставить еще угловатый рельеф. А вот самолеты отрисованы очень даже неплохо. С внешнего вида (кстати, масштаб меняется клавишами Z и X, что тоже нигде не описано) видны все подробности, включая пульт в прозрачной кабине; корпуса переливаются металлическим блеском на солнце, при езде по земле крутятся колеса. Кокпит виртуальный, но качество его вполне приличное; впрочем, из-за, опять-таки, несоразмерности экрана монитора с масштабами и геометрией реальной кабины, в полете смотришь не столько на приборы, сколько на дублирующие их (опционально отключаемые) цифровые показатели. Вполне натурально выглядят дым и разлетающиеся обломки. Солнечные блики есть, но теней нет совсем, даже вида "солнце вечно в зените".
После полета можно просмотреть и записать фильм своего прохождения. Средства просмотра, однако, убоги: доступны те же виды, что и в самом полете - изнутри, снаружи, со стационарных внешних камер - но нет ни возможности перемотки вперед и назад, ни возможности наблюдать за чужим самолетом. Не обошлось и без глюка: поскольку, как уже говорилось, гонки не рассчитаны на взлет и посадку, в фильме попросту не фиксируются такие детали, как выпуск закрылок и шасси! В результате севший самолет сюррелистично плывет над полосой и останавливается, зависая в воздухе.
В общем и целом, игра не то чтобы совсем отстойная, но больше похожая на демо-версию, чем на нормальный авиасимулятор. Вряд ли она способна увлечь надолго. Во всяком случае, на моем винчестере она точно не задержится.
1237 Прочтений • [Xtreme Air Racing Platinum ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]