Штучный товар ручной сборки Настольная игра "Монополия" вряд ли нуждается в особых представлениях, хотя на Западе она пользуется куда большей популярностью, нежели у нас, в России, вплоть до проведения регулярных международных чемпионатов с солидными призовыми. Разумеется, хватает уже и компьютерных воплощений этой самой "Монополии", но все они всего лишь копировали оригинальное, "бумажное" оформление, менялся лишь окружающий антураж. И вот, наконец, разработчики из "Deep Red Games" явили миру принципиально новый подход к старой теме. В результате у них получился серьезный и навороченный бизнес-симулятор, лишь отдаленно напоминающий своего прародителя, но сохранивший в лучшем виде и играбельность, и интерес.
Начнем с того, что теперь вы строите и арендуете магазины не на плоской карте, а в большом трехмерном городе, жизнь в котором не замирает ни на секунду. При этом игра идет в реальном времени, никаких ходов и бросков кубика. Кстати, внешним видом города можно восхищаться довольно долго. Все здания практически уникальны, как по внешнему виду, так и по функциям. Можно даже разглядеть дорожные знаки на столбах и прочие указатели, полюбоваться, как перемигиваются друг с другом светофоры. По улицам неспешно прокатываются симпатичные машинки, а вдоль зданий цепочками вышагивают неутомимые пешеходы. Работают производства, гудят поезда, дымят заводы... А по ночам, когда город погружается во мрак, зажигаются сотни фонарей, и картинка обретает просто сюрреалистичные очертания.
Короче говоря, все тут выглядит именно как настоящий, большой и живой город, а не банальное нагромождение одинаково обструганных коробок. Для удобства можно вращать камеру, выбирая более удобный ракурс для обзора. Иными словами, графика в этой игре - это лучшая графика в бизнес-симуляторе из тех, которые мне приходилось видеть. Да что там симулятор - она способна составить честь любой игре, независимо от ее жанра и направления. И все это еще при весьма и весьма скромных системных требованиях, умеют же некоторые!
Радужную картину дополняет очень удачное музыкальное сопровождение в духе старых кинофильмов. Стоит отметить и уместную комичность при изображении персонажей, ну да такой подход уже давно стал своеобразным правилом хорошего тона. Так что играть в эту, не побоюсь этого слова, "конфетку для глаз" (как, впрочем, и ушей) весьма и весьма приятственно.
Основной задачей, как и в бумажной игре, здесь является заколачивание как можно большего количества бабок за наименьшее время. При этом цели и задания в миссиях иногда варьируются. Например, вы должны будете раньше конкурентов достичь уровня продаж в 500$, или же первыми подойти к дневному обороту всей вашей торговой империи в 30000$. Также задание может быть и таким: стать владельцем n-ного количества предприятий, или даже стать мэром города (жители регулярно будут голосовать за самого расторопного игрока). Ну и куда же было без сценария под названием "Last Man Standing" - то есть, проще говоря, последний получает все! В одиночной игре вы не можете выбирать себе задания в сценариях, они открываются сами по мере прохождения, а вот в мультиплеере - пожалуйста. Там можно играть до шести человек по сети или Интернету. В отсутствие прочих живых игроков можно выставить себе тех, которые будут контролироваться компьютером.
Сам игровой процесс совсем не сложен, но имеет ряд тонкостей, на некоторые из которых я и обращу ваше внимание. Итак, для начала необходимо выбрать себе по вкусу один из кварталов города и понастроить там производства, чтобы они приносили прибыль. В игре имеется 42(!) таких производства (магазины/предприятия/увеселительные заведения), каждое из которых обладает рядом особенностей. Поначалу вам будут доступны не все, но с течением времени (года в миссии текут довольно быстро 1940...70...90) появятся более современные фирмы: продажа компьютеров, видеомагазины. Перечислять я их все не буду, но могу сказать, что они охватывают практически все известные большинству из вас сферы городской жизнедеятельности. Причем некоторые работают только в ночное время (бар, кинотеатр), другие исключительно днем. В процессе строительства (выглядит это тоже здорово - сначала вырастают леса, потом резвенько так и само здание) можно выбрать еще размеры здания, его этажность, цвет наружной облицовки и уровень комфорта из трех возможных. Последнее должно соотносится с благосостоянием жителей в вашем районе, то есть с уровнем их дохода (мелкий, средний, высокий). Так, богачи не пойдут в дешевый магазин, а беднякам же, наоборот, роскошный и эксклюзивный бутик станет не по карману. После строительства можно заняться менеджментом и регулировать у своего предприятия целый ряд параметров (доход, цены на билеты, плата за аренду).
Ну, а для того чтобы знать, что именно необходимо строить в каждом конкретном квартале, не лишним будет изучение предпочтения жителей, то есть какие товары или услуги им в самой большой надобности. При этом необходимо еще учитывать и возрастной состав жителей, строя новые магазины, исходя непосредственно из их предпочтений. Здесь все жители делятся на детей, тинэйджеров, взрослых, пенсионеров и туристов. Ну, например, детям больше по душе будут сладости и развлечения (стало быть, строим кафе, мороженое, кинотеатры), тинэйджеры увлекаются музыкой и видео (музыкальный, видеомагазин), ну и т.д. Ну, а про то, что неплохо бы еще при строительстве соизмерять уровень крутизны здания с уровнем достатка прихожан в районе я уже упоминал.
Помимо предприятий можно строить еще и жилые здания (гостиницы, апартаменты). После постройки можно даже визуально наблюдать, как в доме прибавляется жильцов, ночью видно, как зажигаются все новые и новые окошки в свежеотстроенном доме. В результате этого градостроительства в вашем квартале прибавится жителей, а значит посетителей в ваших магазинах, что в свою очередь приведет к существенному увеличению продаж по всем направлениям.
В игре, как вы понимаете, вы не одиноки, а имеются и другие игроки, с которыми вы должны постоянно соревноваться. То есть зарабатывать денег больше и быстрее, чем они. Для этого есть несколько дополнительных способов. Самое простое - это понастроить побольше магазинов и ждать, покуда они не принесут максимальную прибыль, но есть и кое-что получше. Например, аренда целых городских кварталов. Весь город здесь поделен на кварталы, в каждом из которых вы можете строить свои предприятия, магазины и производства. При этом владельцем такого квартала является город, и ему необходимо платить немалые деньги за аренду. Так вот, вы можете сами арендовать городской квартал на 25 лет (игровое время идет достаточно быстро, притом его еще можно ускорить) и тогда все, кто имеет здесь свои фирмы, будут платить уже непосредственно вам. Реализовано это путем гласных аукционов. То есть, вы сперва назначаете аукцион на выбранный квартал, который начинается через довольно непродолжительное время, и потом торгуетесь там с другими игроками, постепенно повышая ставки, что называется, до победного. Так что можно просто арендовать квартал, на котором застроился ваш оппонент (если он это, конечно, допустит), и уже он будет потом отстегивать вам регулярно арендную плату за свои же работающие там предприятия. Ваши противники также нередко прибегают к подобным аукционам.
Существуют и прочие дополнительные способы зарабатывания денег. Например, покупка предприятий у противников, аренда городских производств. Или даже приобретение в собственность части городской инфраструктуры. Допустим, вы стали владельцем телефонной компании, тогда счета за телефоны вам оплачивать уже не придется, а вот телефонные денежки конкурентов потекут уже прямехонько к вам. Также можно заделаться владельцем железнодорожных станций и получать бабки за билеты, хозяином энергоподстанции - зашибать зеленые за электричество, боссом водопроводной компании - складировать капусту за водные услуги. Таким образом, способов разбогатеть здесь хватает, и игра от такой многовариантности становится только еще интереснее и непредсказуемее.
Но авторы на этом останавливаться не пожелали, а внесли в игру еще элемент риска и неожиданности. Называется это оригинальное новшество "chance cards": раз в день вы можете выбрать себе одну такую карту, а можете и не брать - по желанию. Всего их 75, и все несут вам либо радостную, либо печальную весть, выраженную определенной суммой наличности.
Короче, как повезет - или вам прибавится денег в результате, к примеру, банковской ошибки, или же вы немедленно отстегнете солидную сумму за пожарные или там полицейские услуги. В общем, выбирая очередную такую карту, можно как неплохо заработать, так и моментально прогореть. В оригинальной настольной "Монополии" такие сюрпризы тоже, помнится, были.
Во время игровой запарки, строительства и управления своей торговой империей довольно легко скатиться "в минус" (долг банку). Тогда банк выдаст вам предупреждение, и счет необходимо будет пополнить в течение ближайших двух суток. Если же этого по понятным причинам не произойдет, и все ваши суммарные доходы не смогут перекрыть отрицательный баланс, то вас автоматически выкинут из игры как финансово несостоятельного и вконец обанкротившегося дельца. Так что залезать в минус не советую, хотя иногда этого избежать не удастся.
Таким образом, авторам удалось очень удачно совместить в своем проекте былое очарование плоской "Монополии" с продвинутыми технологиями современного компьютерного мира, на что до них никто не отваживался. Поэтому в Monopoly Tycoon, даже несмотря на всю ее кажущуюся сложность и заумность (для обучения всем премудростям предусмотрено аж 12 тренировочных сценариев) играется легко и с удовольствием. Нет, на самом деле игра вышла очень толковой и, несомненно, понравится подавляющему большинству фанатов бизнес-игрушек, начиная от Sims и Sim City и заканчивая многочисленными и нескончаемыми Tycoon'ами, от каждого из которых MT позаимствовала кое-какие черты, оставшись при этом ни на что не похожим, уникальным, штучным товаром ручной сборки.