Народ, не желающий кормить свою армию,
вскоре будет вынужден кормить чужую.
Наполеон I Europa Universalis от Paradox Entertainment стала одной из самых сложных и в то же время богатых возможностями стратегических игр. Перегруженность деталями, отягощенная к тому же неудачным мануалом (походившим больше на учебник истории, чем на пособие по игре) и отсутствием нормального обучающего режима, могли бы сослужить этой игре плохую службу - случалось, что классные проекты, даже получившие высокие оценки критиков, из-за подобных вещей оказывались почти провальными, когда дело доходило до рейтинга продаж. Однако достоинства игры все же победили, и разработчики, как водится, решили развить успех и в ударном темпе занялись второй серией, которая должна выйти (по крайней мере, в США) уже к Рождеству этого года.
Собственно, название Europa Universalis II - всего лишь дань преемственности, ибо рамки новой игры далеко не ограничиваются Европой. В ней будут представлены порядка 140 стран по всему миру, и играть можно будет за любую из них! (Не будем, впрочем, забывать, что в средние века понятие "страна" часто означала всего лишь небольшое княжество, вроде какой-нибудь Богемии или Бургундии.) В частности, весьма детально смоделирован Восток - будь то эмираты Средней Азии, феодальная Япония или императорский Китай. Расширены и временнЫе рамки игры - если прежде это были три столетия (1492-1792), то теперь начать кампанию можно в 1419 году, во время Столетней войны, а закончить в 1820, в период установления в Европе пост-наполеоновского порядка. Впрочем, хотя вы можете поучаствовать в наполеоновских войнах как в качестве самого императора, так и на стороне его противников или третьих стран - и это, несомненно, будет одной из наиболее интересных возможностей игры - но, если вы начинаете кампанию достаточно рано, то история мира, при вашем непосредственном участии, может сложиться так, что никакой Наполеон на исторической сцене вообще не появится, а Франция так и останется королевством, не узнавшим потрясений революции - или, напротив, перестанет существовать гораздо раньше. В самом деле, кто вам мешает раздолбать эту выскочку Жанну Д'Арк и воплотить в жизнь мечту о едином англо-французском королевстве? Тем более что Испании тогда еще вовсе не существовало (королевства Кастильское и Арагонское объединились лишь в 1479 году), а Германия или, точнее, Священная Римская Империя (власть коей к тому времени уже не распространялась на Рим) все более распадалась на фактически независимые княжества. Представляете, какие шикарные возможности в условиях отсутствия могущественных конкурентов открывались тогда перед объединенной англо-французской державой? Не исключено, что единая Европа возникла бы задолго до ХХ века... Есть и другие интересные варианты; вы можете выбрать одну из сторон в британской гражданской войне, отстоять Византию от турок и т.д. и т.п.
В общем, нам предоставляются все возможности перекраивать мировую историю, кто как хочет. В новой игре этих возможностей будет больше, чем в первой, не только потому, что за пару лишних столетий можно наломать гораздо больше дров, но и в силу значительно большей гибкости. Раньше многие особенности каждой из наций были фиксированы; к примеру, большое количество колонистов у испанцев, или дешевизна пехоты у русских. Теперь же все характеристики изменяемы. Начальные их значения соответствуют исторической правде, но дальше в результате вашей политики могут меняться в любую сторону. Естественно, происходит это не мгновенно, и одного лишь указа "быть посему" для радикальных перемен недостаточно. Вы можете, конечно, попытаться обратить Италию в мусульманство или даже в индуизм (кстати, религии, включая и восточные, будут играть в Europa Universalis II более важную роль, чем в первой игре), но не ждите, что подобная реформа пойдет легко и без сопротивления. "Это предоставляет вам больше гибкости, но в то же время помогает понять, почему государства стали именно такими, какими они стали", - говорит продюсер игры Густаф Магнусон (Gustaf Magnuson). В общей сложности у нации в игре будет восемь категорий внутренней политики, в каждой из которых можно проводить ту или иную линию.
Несмотря на то, что уже прошлая игра отличалась высокой детализированностью, теперь этого обещают еще больше. В частности, в игре полностью переработана система происходящих событий, благодаря чему жизнь средневековых государств станет более насыщенной, а у игрока появится больше возможностей влиять на ситуацию. При этом интерфейс будет более интуитивным, и по части мануала и обучающих сценариев разработчики обещали исправиться, так что можно надеяться, что увязания в подробностях не произойдет и играбельность только увеличится.
Естественно, новые страны и новые эпохи означают появление новых юнитов и серьезное расширение боевых возможностей; на движке первой игры были бы просто невозможны столь масштабные военные кампании, как наполеоновские, куда были вовлечены сотни тысяч и миллионы людей, огромное количество ресурсов, различные технологические и тактические новшества, отсутствовавшие в средние века. Теперь же мы можем ожидать масштабных баталий на суше и на море.
Помимо гибкости, заложенной в самой игре, заметно возрастут и возможности, предоставляемые любителям редактировать сценарии и скрипты, создавая, таким образом, совсем уж фантастические (или, наоборот, даже более исторически точные, чем по умолчанию) варианты мировой истории.
О многопользовательских возможностях пока известно мало; ясно лишь, что они будут и работы над ними идут.