Красные начинают и... выигрывают. С каждым разом разработчикам шутеров от первого лица удивлять игроков становится все сложнее и сложнее. Теперь уже недостаточно сделать симпатичный движок с приемлемым геймплеем, ведь такого добра нынче навалом, как говорится - ешь, не хочу. Многочисленные лицензии на популярные движки, опять же, делают свое черное дело, отучая программистов мыслить. В результате действительно интересных игр среди мутного потока сереньких FPS, которыми нас пичкают в последнее время, кот наплакал. Да вы просто попробуйте вспомнить, что вас взяло за душу за последнее время, или хотя бы просто назовите стоящий шутер, в который вы играли в последний месяц, а год? То-то и оно, в памяти, как правило, названия ничем не примечательных посредственностей не отпечатываются. Впрочем, речь сегодня не о них, а об очень достойном детище компании Volition Inc, революционном (в некотором смысле, конечно), и одном из самых ожидаемых шутеров этого года - Red Faction.
Вообще-то, сия компания раньше в изготовлении подобных проектов замечена не была, и особой симпатии к жанру тоже не проявляла, но ведь надо же когда-нибудь начинать. Так что теперь на смену всем нам известным леталкам и совсем недавнему Summoner'у пришел товарищ Маузер. Кстати, авторы абсолютно не прочь лишний раз поаплодировать своему Summoner'у, для чего рекламный ролик с игрой включили в раздел Extras главного меню игры, абсолютно никаким боком не связанного с фэнтезийными RPG. Да и в самой игре мне пару раз попадались постеры все того же Summoner'a, вот только больно невзрачные они какие-то. Кстати, в RF вообще очень много плакатов, большинство из них рекламные (что-то типа "ах, как здорово работать шахтером на Марсе!"), но есть и весьма любопытные. Например, на таких обещают выплатить вознаграждение за вашу голову, причем, чем дальше играете, тем больше будет сумма этого вознаграждения.
Местом действия на этот раз, как уже только что было упомянуто, стал Марс, вернее его глубокие шахты и подземелья, в которых добываются так необходимые Земле ресурсы. Вы выступаете в роли шахтера-рудокопа Паркера, который расследует причины массового появления у рабочих необъяснимой и страшной болезни. Корпорация Ultor, которая здесь всем заправляет, плевать хотела на страдания шахтеров, поэтому очень скоро вспыхивает бунт, одним из активных участников которого вам и приходится стать. Помогать вам в этом нелегком деле освобождения целой планеты от власти зарвавшейся корпорации будут хакер Хэндрикс и лидер сопротивления Еос. Кстати, между делом выяснится, что доктор Капек, руководитель медицинских лабораторий Ultor'а, сам создал эту чуму, потому что страсть как любил проводить всяческие эксперименты над людьми и животными. На помощь силам правопорядка Ultor'a, у которых власть уже стала потихоньку уходить из-под ног, вскоре прибывают зверские и безжалостные наемники под руководством Масаки.
К нашим тоже идет подкрепление в виде флота с Земли, только для этого вам необходимо будет добраться до околомарсианской космической станции и отключить систему наведения спутников, которая в два счета расправится со спешащим на всех парах на помощь угнетаемым пролетариям земным флотом. Вот и весь сказ.
Но не будем отвлекаться и перейдем уже к самому главному блюду.
А мы пойдем другим путем... Авторы не стали покупать чей-то продвинутый движок, а соорудили свой. Надо сказать, что получился он у них очень даже симпатичным и весьма шустрым, но речь сейчас не об этом, а об его основном отличии от всех прочих конкурентов. Состоит оно в том, что в отличие от других FPS, в RF вы можете самостоятельно разрушать практически любые строения, здания, ломать колонны, взрывать стены, прорубая в них новые туннели или укрытия.
Называется эта новая технология Geo-Mod и является особой гордостью разработчиков. Правда, разрушать здесь все можно до известного предела, так что оставить после себя гладкое, ровное поле с дымящимися руинами даже и не надейтесь. Проще говоря, если металлическая балка, мост, колодец или, к примеру, какие-нибудь массивные ворота не предназначены под снос, то сделать на них хоть щербинку вы при всем желании не сможете. Максимум чего вы добьетесь - это останется закопченный след от взрыва и все.
Ну, а для наглядной демонстрации сего чуда девелоперской мысли разработчики даже отвели специальное меню в разделе "extras" под названием "glass house". Там вы сразу попадаете в небольшое помещение с единственным стеклянным домом, причем сразу уже вооруженные базукой. Так что и из пистолетика можно в доме том стеклышки повышибать, умиляясь потом фееричному падению осколков, а базукой - уже основательно стеночки покрушить.
Конечно, разрушать все и вся вокруг себя - это довольно забавно, особенно поначалу (просто ходишь и любуешься на испещренный разнокалиберными воронками пол, разглядываешь почерневшие дырки в стене, обрушенные колонны, дымящиеся руины некогда красивых застроек), потому как раньше ничего подобного по глубине и масштабам реализации просто не было. Но как же сказывается это все на игровом процессе? На мой взгляд, не так чтобы очень сильно. Можно, конечно, вместо того чтобы в наглую ломиться в центральную дверь, обойти здание или комнату и пробить брешь в стене, чтобы потом расстрелять всех откуда не ждали, или же самому схорониться в выдолбленной нише от атаки вражеских базукоманов. Ну, или вообще пробить себе гранатами или базуками туннель, чтобы попасть из одного коридора в другой, минуя патрули противника. Правда, на практике все эти новшества используются редко, да и в мультиплеере основной геймплей остался прежним, а разрушать чего-нибудь по большей части придется только для того, чтобы за "секретной" стеной добыть себе крутую пушку, боезапас или какой-нить навороченный power-up, многократно увеличивающий силу, делающий вас неуязвимым и т.д.
За время одиночного прохождения тоже не раз придется прибегать к подобным уловкам, то есть разрушить что-то по сюжету в определенных местах. Но все же в целом игра по-прежнему остается классическим шутером (с четким соблюдением всех стандартов, правил и канонов жанра) с этаким своеобразным дополнительным бонусом, который рано или поздно должен был появиться.
Но ведь, как известно, бонусы хороши только тогда, когда то, к чему они прилагаются, само представляет из себя определенный интерес. А вот с этим делом здесь как раз все в полном порядке. То есть RF принадлежит к тем немногочисленным "правильным" стрелялкам, в которых выверены, отшлифованы и грамотно подправлены все те мелочи, которые иногда могут испортить и вполне хитовый проект. Здесь же и оружие неплохое (аж 15 типов!), смена происходит быстро, смотрится, палит и перезаряжается все как положено, звук от него, кстати, не подкачал, но к оружию мы еще потом вернемся; и управление весьма удобное, так что бегать, прыгать, укрываться и стрэйфиться можно, как доктор прописал; и противники весьма сообразительны, редко лезут на рожон, все время перемещаются и умело прячутся по углам; и сохранение игры моментальное и вообще не занимает времени, загрузка тоже не напрягает... Можно еще довольно долго перечислять все эти игровые аспекты, о которых речь, кстати, пойдет чуть ниже, но главная суть сводится к тому, что RF - это почти идеально сбалансированная и очень качественно сделанная игра, так сказать классика жанра, с дополнениями и исправлениями образца 2001-го года.
Не все то золото, что блестит. Правда, далеко не все из вас найдут ее такой уж замечательной и восхитительной. Может, виной тому будет не слишком уж шикарная по нынешним меркам графика, да и многочисленные сюжетные видеоролики, сделанные на движке игры, особое восхищение вряд ли вызовут, хотя физиономии отрисованы очень здорово, почти фотографического качества, ну чисто Max Payne. Большая же часть игры, то бишь сольного прохождения, вообще проходит в глубоких марсианских шахтах, мрачных пещерах, также во всевозможных лабораторных комплексах, на складах, в бесконечных коридорах, в ангарах, ну вы поняли. При этом, как обычно, необходимо на протяжении всех своих злоключений понажимать десяток-другой кнопок, кататься на лифтах, ползать по вентиляционным шахтам, отключать силовые поля, включать вентиляторы, генераторы, и бог знает чего еще (оригинальных загадок, вроде хитроумного заманивания здоровенного боевого бота в огненный люк-ловушку, очень мало). А вот настоящих открытых мест, да еще чтобы с интересной архитектурой... здесь почти не наблюдается, ну пару раз за игру доведется побегать или покататься на чем-нибудь (на манер Gunman Chronicles) по длинному каньону, отстреливая супостатов, и абзац.
Короче говоря, даже несмотря на то, что все смотрится очень и очень симпатично (отобранные скриншоты не дадут соврать) ничего революционного и потрясающего по части визуализации в игре нет. Ни тебе зеркальных поверхностей (зеркала в туалетах просто ужасны), ни кривых поверхностей, ни каких-то прочих новомодных веяний... А просто добротная графика сейчас, понятное дело, устраивает далеко не всех, хотя наглядный пример Half-Life'а как раз свидетельствует об обратном. Впрочем, упомянул я его здесь не случайно, так как RF местами весьма напоминает знаменитый "полураспад". Такие же ученые повсюду творят свои непонятные опыты, кругом шастают подозрительные охранники, потом появляются наемники, и все это происходит тут тоже на подземных базах... Ну, а вы, как обычно, в одночасье становитесь врагом номер 1 сразу чуть ли не всех обитателей и пытаетесь подороже продать свою шкуру, прежде чем предстать пред светлые очи создателя.
Правда, живности на этот раз авторы предлагают нам крайне мало, да и появляется она совсем не эффектно (не чета внезапному и ошарашивающему появлению монстриков в HL). Видимо, по представлениям разработчиков марсианские катакомбы населяют исключительно мелкие серенькие твари величиной со среднюю дворняжку, да еще в воде плещется что-то типа морского тюленя, стреляющего в вас убийственным синим импульсом (на манер "крикунов" из того же HL) и все. Была, правда, еще парочка здоровенных червяков, плюющихся какой-то зеленой гадостью, только они очень быстро кончились.
Все остальные противники ходят на двух ногах, очень быстро бегают, носят форму и при этом то и дело обзывают вас всякими нехорошими словами, и чему их только в школе учили. Поначалу вы будете иметь дело с заурядными охранниками, но на смену им вскорости придут навороченные наемники, к которых и броня покрепче будет, да и оружием начальство не обделило (у них в арсенале имеются пушки, срубающие с одного выстрела, даже несмотря на ваше стопроцентное здоровье и броню). Поэтому одновременные поединки с тремя или более таковскими типами выливаются в весьма затяжную и напряженную перестрелку, с непонятным исходом (кнопочку "load" приходится местами давить чуть ли не чаще, чем "перезарядить"). Причем просто так выманиваться они не хотят - выбегут, постреляют пару раз и обратно забьются за угол или схоронятся в бункере. Приходится забегать и валить уже в комнатах. Система повреждений тут довольно честная, чтобы убить наверняка, надо попасть точно в голову, ну а в руку или ногу придется стрелять раз 5-6. В нагрудный бронежилет тоже нужно попасть несколько раз, в зависимости от класса бойца. К сожалению, следов от пуль или каких других кровавых отметин на поверженных трупах не остается, что печально, зато кровавые брызги при попадании разлетаются во все стороны, забрызгивая стены, пол. Помимо наемников к разборкам будут изредка подключаться еще и роботы, небольшие такие летающие посудины. Если честно, то только в этих битвах, которые будут уже ближе к концу игры, я наконец-то ощутил то самое ощущение, тот неподдельный драйв, который все ожидают от подобных игрушек.
Да, при желании сложность игры всегда можно подстроить под себя, выбирая себе по вкусу один из четырех режимов от "easy" до "impossible". Причем вместе с тем, что в разы крутеют монстры, то есть в них надо попасть больше раз, чтобы грохнуть, изменяется и кое-что еще. Так, в некоторых миссиях вы должны успеть что-то сделать (добраться до места, открыть люк) за строго фиксированное время. Так вот, на повышенных уровнях сложности этого самого время будет даваться намного меньше, например, вместо двух минут всего одна. Поэтому, если вы вдруг будете где-то не успевать (лично я упарился бегать на космической станции от комнаты управления к докам спасательных капсул - очень, понимаешь, жесткие временные рамки), всегда можно попробовать сделать это за более длительное время, ну, конечно, если вы уже не сидите на "easy".
Пиф-паф, ой-ой-ой... Арсенал в Red Faction один из самых больших, которые я только видел, причем практически ни к одному оружию у меня больших претензий нет. Воевать можно с одинаковым удобством практически любой из имеющихся у вас пушек. Для пущей же остроты несколько раз за игру у вас будут самым наглым образом отбирать все оружие, поэтому воевать придется уже с умом. Например, перестрелять кучу охранников только при помощи 12mm пистолета в офисах и лабораториях, при этом экономя каждый патрон - то еще развлечение. Но все же в основном патронов всегда будет в избытке, как и аптечек, которые вы можете подбирать на поле боя или же затариваться в оружейных комнатах, которые есть на многих этажах. Еще лечить вас могут медики, только для этого их не следует пугать и оружие придется спрятать.
Еще почти у каждого оружия имеются два режима стрельбы, ну да это уже давно стало нормой, поэтому ниже буду ограничиваться лишь коротким описанием их отличий.
Все оружие поделено на четыре класса и повешено соответственно на 4 кнопки (а не на 8-9, как в большинстве FPS - веяния Max Payne?) меняется каждое в своей группе простым перебором.
В первую группу входят.
Flame Thrower - очень компактный огнеметик. Им можно либо просто "жарить" или же, второй вариант, откручивать баллончик и бросать его на манер гранаты. Кстати, если к горящему монстрику подбегает его товарищ, то его тоже моментально охватывает пламя, наблюдать за шаманскими плясками кучки подожженных тварей было весьма забавно.
Control Baton - простая коповская дубинка. Можно кого-нибудь знатно поколотить, или, используя второй режим действия, поискрить электрошоком.
Riot Shield - большой прозрачный пластиковый щит. Вообще-то мне не совсем понятно, на кой он здесь нужен, ведь держать щит в одной руке, а пистолет в другой нельзя. Он, конечно, в какой-то мере способен защитить вас от выстрелов, но все-таки без оружия чувствуешь себя как-то не очень уверенно.
Второй раздел предлагает нам самое разнообразное стрелковое оружие.
12mm Pistol - пистолет, как пистолет. Второй режим - стрельба с глушителем. Точность стрельбы при этом повышается, а скорострельность ничуть не страдает. Я так вообще глушитель с него никогда и не снимал.
Automatic Shotgun - шотган, он и в Африке шотган, на дальних расстояниях практически бесполезен, в отличие от ближнего боя. Можно стрелять либо одиночным залпом, но сразу двумя патронами, правда, при этом очень много времени тратится на перезарядку. Или же небольшой типа очередью по 4-5 выстрелов.
Sniper Rifle - просто снайперка, удобная штука, что и говорить. Морально устаревает с появлением Precision Rifle.
Precision Rifle - еще одна разновидность снайперского ружья, правда, из него можно сделать сразу же целую кучу выстрелов подряд, не тратя времени на смену обоймы и выход из режима увеличения, поэтому выносить охрану становится намного сподручнее. Ведь далеко не всегда получится попасть точно в голову, когда солдатик еще и бежит, так что несколько быстрых выстрелов в корпус довершат дело.
Третья группа включает в себя уже более солидное автоматическое вооружение.
Submachine Gun - неплохой автомат. Можно (это, кстати, второй режим и есть) менять патроны со своих родных на те, которые подходят следующему экспонату нашей коллекции.
Assault Rifle - штурмовая винтовка. В первом случае стреляет короткими очередями, во втором длинными, пока не отпустите палец с курка или не опустеет магазин. Чем-то похожа на те винтовки, которые были у солдат в "Звездном десанте".
Rail Driver - очень убойная штука, стреляет одиночными синими лучами. Убивает любого противника с одного выстрела. К недостаткам можно отнести долгое время на перезарядку, в ствол влезает всего один rail.
Heavy Machine Gun - тяжелый переносной пулемет. Косит врагов как траву. Первый режим стрельбы - быстрый, второй - медленный.
И, наконец, в четвертый раздел попали базуки и всякие взрывчатые вещества.
Fusion Rocket Launcher - самое страшное оружие в игре, да и занимает она чуть не пол экрана. Стреляет светящимися шариками, взрывы от которых способны поразить все живое на очень значительном расстоянии. При том у нее еще есть дисплей, на котором можно отслеживать перемещение противников, "видно" их там будет и через стену и через дверь. Удобная, надо сказать, фича, частенько приходилось пользоваться.
Rocket Launcher - менее мощная базука, стреляет ракетами средней крутизны. Также имеет, как и у старшего брата, вышеозначенный дисплей. Незаменима для уничтожения воздушных целей, да и для наземных тоже вполне сгодится.
Grenade - просто граната. Как-то воюя в воде, обнаружил странный глюк. Если кидать эти гранаты из-под воды, то они будут отскакивать от водной поверхности и падать обратно на глубину. А вот взрывчатку почему-то из воды выкидывать на берег можно совершенно спокойно.
Remote Charge - взрывчатка с дистанционным управлением. Можно просто кинуть или же к стене прикрепить. Довольно удобна и в хозяйстве всегда пригодится.
Как видите, на всевозможные автоматы, винтовки и базуки авторы не поскупились и это хорошо. Как хорошо и то, что никакого особо экзотического оружия в игре нет, ведь оно по большей части только раздражает, а то пока привыкнешь, под каким именно углом надо выпускать какие-нибудь липучие и ядовитые зеленые шарики, весь интерес пропадет.
Ездим, плаваем, летаем. Дабы вы не слишком утомились, бегая на своих двоих, в игре имеется немного техники, которой вы можете самолично управлять, причем реализация самого процесса езды мне очень понравилась. Если едешь на машине, то она, даже когда чешет по абсолютно прямой и ровной дороге, переваливается при этом словно бегемот-пенсионер, медленно ползущий в гору - прикольно! Управление тоже заслуживает самых лестных отзывов.
Итак, здесь можно поплавать на небольшой подводной лодке, вооружение которой составляют торпеды. Понятно, что боев с другими такими же подлодками избежать не удастся. Потом малость покататься на открытом военном джипе, либо в качестве водителя, либо стрелка у пулемета (водить тачку в это время будет другой боец). Еще парк машин дополняет тяжелый бронетранспортер с пулеметами и ракетами и компактный летающий корабль. Зачастую перестрелять из машины всех противников не успеваешь, особенно если спешишь уложиться в ограниченное время, поэтому их можно просто-напросто давить. Еще в игре мне приходилось кататься на метро и небольшой канатной дороге, но там управлять уже ничем не дозволяют.
Музыкальное сопровождение в RF, пожалуй, одно из лучших в своем роде. Все композиции очень яркие, запоминающиеся, с легким налетом современного техно, и абсолютно не надоедают, даже если слушать их по десятому разу. Притом музыка очень здорово помогает создавать нужную атмосферу. Когда идут бои, динамики просто рвут и мечут, когда же никого нет поблизости, идут спокойные, размеренные мелодии. Думаю, что если бы не такая подходящая музыка, игра мне понравилась бы несколько меньше, хотя кто знает.
Напоследок пару слов о мультиплеере. Чего-то дюже особенного вы здесь не найдете, зато то, что необходимо, имеется в должной мере: поддерживаются игра по сети и Интернету, а режимы самые обычные: DM, CTF, TeamDM. Количество одновременно тусующихся на арене игроков ограничивается 32-мя. Контачит все вроде бы очень даже неплохо, иными словами, тормозов замечено не было. Так что всем поклонникам сетевых развлечений, которым хочется попробовать чего-то новенького, "Красная Фракция", наверное, придется как никогда кстати. А вот владельцам PS2 в чем-то повезло больше, они могут поиграть еще и в режиме Split Screen, что PC'шникам оказалось недоступно. Также в игру еще включен официальный редактор (RED - Red Faction Editor), что не может не понравиться многочисленным ваятелям собственных модов.
Вот собственно и все, что я хотел вам рассказать об этом игре. Она, конечно, никакой не "прорыв", и не "сенсация", а просто очень хороший, крепкий и динамичный шутер, без особых претензий или амбиций. Давно такого не было. Кстати, один существенный недостаток у игры все же имеется, и это ее скоротечность. И дело не в протяженности самой игры, вовсе нет, просто все хорошее, как правило, очень быстро заканчивается. Так что как следует оторваться и всласть пострелять и побегать вам, думаю, с лихвой хватит. Я прошел всю игру на медиуме за пару вечеров, и теперь подумываю о прохождении по второму разу уже на харде.