Что-то меня баджорская червоточина беспокоит... С давних лет идет эта непрекращающаяся война, государства и народы исчезают с лица земли, континенты сталкиваются и расходятся, полюса меняются местами, но эта война длится вечно. Как кока-кола борется с пепси, как IBM с AMD, так Star Trek борется со Star Wars. Понятно (это личное убеждение), что силы слишком не равны, что "Звездные войны" навсегда отвоевали себе место в наших сердцах. Понятно, что и через десять, и через двадцать лет кто-то, многозначительно нахмурив брови, будет говорить: "Да пребудет с тобой сила" - и она действительно пребудет с нами, или какой-нибудь старичок, теребя в руках жидкую бородку и шамкая зубами, скажет: "Тебе никогда не стать моим падованом (прошу прощения за транскрипцию), сынок, потому что у тебя кривая линия силы, кривые зубы и вообще ты полный уродец" - и мы будем верить ему, в то время как всякие скайуокеры, скайраннеры и скайджамперы будут бороздить Большой театр. Создатели и продюсеры сериала "Звездный путь" такими лаврами похвастать не могут, и, кажется, они это вполне осознают, но с маниакальным упорством продолжают свою борьбу за юные сердца на телеэкранах и - в последнее десятилетие - в киберпространстве.
Ну, чем может похвастаться "Звездный путь"? Каким-нибудь командором Пикаром, чей могучий конический череп, как неприступная скала лишенный всякой растительности, всегда находится в центральной части экрана? Или кораблем "Энтерпрайз", чьи правильные округлые форму могут соперничать лишь с уже упоминавшейся лысиной его командора? Или Баджорской Червоточиной, одно имя которой повергает в ужас всех любителей русского языка? Или, может быть, оригинальной концепцией элиен-дизайна, которая сводится к нескольким постулатам: 1) чем пришелец дальше, тем он уродливее; 2) все кости черепа должны выпирать наружу на нормативную длину не менее двух дюймов, 3) костей много не бывает, бывает мало бабок на грим и 4) необязательное - повесим продюсера! Над всеми этими клингонами, боргами, джем'хадарами и прочими фриками хочется повесить плакат: "Кунсткамера №34. Выпуск 2348 года. Добро пожаловать!"
Понятно, что ни качеством неповторимой актерской игры, ни поражающими воображение спецэффектами Star Trek взять не может, поэтому он берет количеством. "Завалим противника трупами!" Но если с телебаталиями все понятно, там и говорить нечего: соотношение где-то в районе 1:1000, то на цифровых просторах все еще не так запущено, хотя и здесь тенденция налицо. На каждую игру по тематике "Звездных войн" стартрековцы пытаются отвечать десятком. И не важно, что, видимо, из-за споров с разными отпочковывающимися компаниями-правообладателями уже существует, дай бог памяти, штуки четыре стартрековских сериалов (Deep Space Nine, The Void и какие-то там еще). Это лишь придает разработчикам сил.
Космос, как и зарубежье, бывает "ближним" и "дальним".
Я, признаться, не особенно увлекаюсь стартрековским ширпотребом, потому как не являюсь заядлым сторонником сериала (эх, вот Вавилон был - это да, хоть какая-то игра мысли), а по части технических новшеств или потрясающего геймплея стартрековцы никогда еще не баловали. Но слишком уж соскучился по чему-нибудь стратегическому и одновременно космическому. Сразу признаюсь, насчет первого - я обломался по-крупному. Что же насчет второго... знаете, я понял одну удивительную вещь: космос, он не только КАЖЕТСЯ таким пустым, он и есть ПУСТОЙ! Совершенно. Как дырка от бублика. Конечно, он всегда был таким и это не вина разработчиков - дайте другой космос, будем делать другие игры - но обычно отвлекаешься либо на всякие базы, либо на различные индикаторы и фиговинки, а тут - состояние нирваны и полного небытия. Слава богу, что есть сверхсветовая скорость, иначе бы игра мало чем отличалась от виндосового скринсейвера. Но, эмоции в сторону, и обо всем по порядку, ведь игрушка в принципе неплохая.
Начнем с сюжета. Он вертится вокруг войны между основными силами квадранта Альфа (это мы, а также пара фриков) с квадрантом Гамма (это просто фрики, уже без нас). Не спрашивайте меня, куда же подевался квадрант Бета. Это не ко мне. Может быть, заглючил во время бета-тестирования, может, еще чего. В общем, связь между квадрантами осуществлялась через уже широко разрекламированную Баджорскую Червоточину. Такое добро было грех оставлять без присмотра, и Федерация Планет (это мы) построила поблизости боевую космическую станцию "Дальний Космос 9". Судя по номеру, это была далеко не первая попытка Федерации, но где сейчас найдешь честного подрядчика. Далее сюжет прокручивается на протяжении десяти миссий за каждую из сторон, где некто голосом Левитана героически вам читает сводки в стиле времен Великой Отечественной: "Звездный день бла-бла-бла-бла-бла, точка бла: сегодня... враг... вероломно... жертвы... возмездие... доблесть... мы победим!.. Спонсор военных новостей - производитель бамбуковых зонтиков "Три китайца".
Я, конечно, понимаю, что это "одна из самых известных и проработанных игровых вселенных", но особым динамизмом сюжет меня как-то не пронял. Слишком формальный, скучный и официальный... как и сам Star Trek. Простите. Как уже упоминалось, одно из ключевых действующих "лиц" - "Дальний Космос 9" - если вы играете за федералов, то сначала вам придется сдать ее, родную, на милость надменному французу, чтобы потом героически себе ее вернуть. На этом, правда, действие далеко не оканчивается. Вам еще придется защищать Землю, а в самом конце - высадить десант на родную планету пришельцев в качестве наглядной демонстрации кузькиной матери.
Миссия по защите (или нападению - смотря, за какую сторону играете) Земли, наверное, наиболее интересна и привносит некоторое разнообразие благодаря странному чувству сопричастности. Земля из космоса действительно кажется такой маленькой-маленькой и голубой-голубой. Все остальные миссии достаточно однотипны по форме исполнения, несмотря на различие в формулировках заданий. Единственная миссия (и у тех и у других), которая выбивается из общей обоймы - "замочите их" или "не дайте замочить нас" - это миссия по краже с вражеского корабля нужного вам человека.
В ожидании побоища.
В каждой миссии есть основное задание (или задания) и иногда дополнительные. За выполнение каждого из них вам по окончании миссии дадут некую сумму наличности. Также наличность полагается каждому вашему капитану за сбитые корабли противника. Тратите вы все это дело на: покупку кораблей, найм капитанов, которые этими кораблями будут управлять, найм дополнительного персонала на корабли и покупка не бог весть каких примочек для кораблей, способных несколько облегчить вашу жизнь.
Теперь обо всем по порядку. Значится, о всяком строительстве, ресурсах, добыче и тому подобных хозяйственных элементах можете забыть напрочь, ничего этого здесь нет: что дали, на том и летай. Кораблей в игре пять классов. Чем выше класс, тем выше показатели оружия, щитов и скорости. Для управления кораблем нужны капитаны, у которых тоже, как можно догадаться, пять рангов, соответствующих классам кораблей. После каждой миссии опыт каждого капитана повышается в соответствии с боевыми заслугами на поле битвы (Це ж никак РэПэГэ!). Небольшая проблемка кроется в том, что чем выше опыт капитана, тем дороже он стоит. Так что если в начале игры вы решили взять под свое покровительство какого-нибудь юнца, выходили, выпестовали его, то через несколько миссий в ответ на вашу заботу эта неблагодарная скотина будет запрашивать с вас в несколько раз больше, чем он стоил первоначально. У каждого капитана также есть три критерия: управление, тактика и опыт. На что эти показатели влияют, на глазок определить не удалось, в мануалах и на сайте - тоже ни слова, так что остается довольствоваться абстрактным знанием, что чем они выше, тем вам круче.
Персонал на кораблях представлен опять-таки в трех видах. Офицеры - по заверению разработчиков, "помогают управлять кораблем". А как же я, простите? В общем, особой помощи замечено не было. Инженеры - чинят корабль. Дело в том, что, как вы понимаете, у всякого корабля есть щиты. Но это лишь полправды, вся правда в том, что, когда по ним стреляют, они имеют тенденцию стремительно сходить на нет. Вот когда это происходит, тогда в течение весьма непродолжительного времени летит к чертовой матери вся обшивка вашего корабля, растворяющегося в первозданном нечто. Но если вы все-таки успели вовремя смыться, то ваши раны вам залечат не в каком-нибудь доке, а прямо на месте.
И, наконец, служба безопасности: нужна для того, чтобы дать отпор проникнувшим на ваш борт диверсантам или же наоборот, что гораздо приятнее, захватить вражеский корабль. Для этого необходимо для начала огнем подавить его щиты, телепортировать на вражеский борт команду и быстренько отойти или прекратить пальбу, пока ваши доблестные корабли не разнесли будущий трофей с вашими людьми в щепки. Появятся циферки, сигнализирующие о том, как "наши" мочат "не наших" или наоборот. Если вы победили, то корабль ваш. Теперь только осталось починить, что осталось - для этого нужно телепортнуть инженеров - и дело в шляпе.
По поводу доп. примочек буквально пара слов, потому что больше и не скажешь. Их здесь, в отличие от многих играных мною космических стратегий, буквально десяток-полтора: в основном усилители щитов, компьютерные системы наведения, более мощные торпеды и более дальнобойные фазеры и так, всякая шушера по мелочи.
Само побоище.
Немного теории. Битвы в космосе, как известно, не отличаются ни умом, ни сообразительностью. При условии, конечно, что вы не сидите за штурвалом навороченного космического сима. Все дело в том, что в космосе, как правило, большие проблемы в том, где спрятаться. Там нет ни кустов, ни деревьев, ни рек и ни гор, ни домов, ни сараев - там вообще ничего нет. Конечно, иногда попадаются метеориты, которые в теории можно было бы использовать в качестве укрытия, но здесь не тот случай. Иногда попадаются планеты - и это как-то разнообразит тактику ведения боевых действий, но тоже ненамного. Грустно. Разработчики, видимо осознавая это, придумали тогда такую фичу, как "темные сектора", в которых вырубаются щиты и сенсоры. Это было бы забавным, если бы не раздражало то, что нельзя перейти на сверхсветовую, а то на обычных скоростях кораблики тут летают очень медленно - и ввиду того, что смотреть, как правило, сами понимаете, не на что, то превращается все это дело в весьма унылое зрелище.
Для великих стратегов здесь придумано два "кольца команд": синее (для управления подсистемами корабля) и красное (для определения тактики боя). Набор опций, конечно, для космической стратегии не так, чтобы очень впечатляющий (к тому же ряд пунктов, на мой взгляд, совершенно бесполезен), но все-таки хоть что-то. Так, например, есть возможность включить маскировку (если она предусмотрена на данном типе кораблей). Можно отключить энергию - вырубаются все щиты и сенсоры, а корабль как бы "садится на пол". По крайней мере, со стороны выглядит это именно так. Да, если не сказал: бои происходят в псевдо-3D, т.е. вроде, как и камеру вы под всеми выпендрежными углами вращать можете, и маневры какие-то корабли совершают, но перемещаются они исключительно по плоской, как Flatron, поверхности.
Атака тоже особо не блещет. Единственными полезными пунктами, на мой взгляд, является возможность выбирать подсистемы для поражения: щиты, оружие, двигатели, телепортер. Иногда бывает полезно, если вам попался вдруг один, зато большой корабль, сосредоточиться на его орудиях, пока он не разнес всю вашу шантрапу вдребезги пополам. Мочить вы его будете значительно дольше, зато это куда безопаснее. Поражение орудийных систем могло бы стать просто незаменимым подспорьем, если бы не одно но: у противника, как и у вас, есть инженеры (а на больших кораблях их, соответственно, больше) - и чинят они все нанесенные вами повреждения, как не фиг делать. Вы ему снесете - он себе что надо по новой отстроит. Ввиду того, что времени на уничтожение корабля при сосредоточении на отдельных системах, тратится гораздо больше, нежели если стрелять "по нормальному", то подобная тактика в полномасштабном бою не годится - вынесут.
Тактика тут, на мой взгляд, вообще одна. Все остальное - баловство. Берете кучку ваших кораблей (ну, для начала можете стелсом каким-нибудь полетать по округе, разведать, что к чему), летите к засевшему в кустах противнику, с ходу выносите один из кораблей или базу и чешете назад на сверхсветовой, пока не догнали. Если чуть задержаться - абзац. Силы тут в большинстве миссий, прямо скажем, не в вашу пользу. Противник, разумеется, почешет за вами, но пока вы на сверхсветовой сделать он вам ничего не может, а на использование сверхсветовой никаких ограничений нет - летай, не хочу, пока все щиты не восстановятся и инженеры корабль не подлатают. Для ускорения процесса восполнения щитов (что удивительно - сам корабль, даже в зюзю раздолбанный, порой быстрее чинят, чем щиты восстанавливаются, хотя логика подсказывает обратное) можно перенаправить часть энергии с оружия на щиты или же вообще отключить оружие (его тут два вида: фазеры и торпеды - и те и другие в неограниченном количестве).
Есть, правда, одна небольшая проблема. Все дело в том, что вы можете не успеть убежать до того, как вам снесут один из двигателей (их тут, как правило, два). И это вполне вероятно, так как, если корабль попадется небольшой, то пара залпов из крепких крейсеров - и мощность его щитов будет не больше электролампочки. "Ну и что? - скажете. - Починился, и дальше полетел". Так-то оно так, но иногда вам не просто повреждают какие-то системы - они могут стать желтыми, красными, почти бесцветными (это уже совсем плохо), но сносят их напрочь. Т.е. на изображении вашего корабля у вас их СОВСЕМ нет. Конечно, увидеть корабль без командной рубки у вас не получится - корабль просто взорвется, а вот увидеть без двигателя - вполне реально. Тогда у вас начнутся серьезные проблемы. Как говорится, нельзя починить того, чего нет. В общем, снесла курочка Ряба дедушке яичко... начисто!
Корабль без одного двигателя может передвигаться лишь с четвертью или половиной своей нормативной скорости. Понятно, что ни о какой сверхсветовой тут думать не приходится. А на таких оборотах далеко не уедешь... короче, хороший был корабль, мир праху его. Также некоторая загвоздка в операции под названием "Благородный заяц" может возникнуть, если вы попадете в уже упоминавшиеся "темные сектора" или в астероидное поле. В астероидном поле на сверхсветовую скорость вы, конечно, перейти можете, только шансов удачно пролететь ее у вас не больше, чем у молекулы, решившей просвистеть сквозь Землю. Теоретически, конечно, вероятность этого существует, но она слишком мала, чтобы стоило рисковать.
Выводы.
Что ж, в целом игрушка получилась относительно симпатичной. Графика смотрится вполне приемлемо. Некоторые модельки кораблей сделаны на уровне, с фантазией, любовью. Визуальная система повреждений тоже довольно детально проработана, что не может не радовать: т.е. если у кого-то правое крыло почти вздрючено, то и выглядеть оно будет как почти вздрюченное. Задники, чтобы они не выглядели большой черной дыркой с вкраплениями белых микробов, разработчики местами разукрасили довольно живописными скоплениями межзвездной пыли и газа (или как там это у них называется, я не астрофизик). "Музыки" в высоком смысле этого слова нет, но есть некое "музыкальное сопровождение" - и на том спасибо.
В общем и целом поиграться можно. Идется относительно интересно. Летаешь туда-сюда, постреливаешь. Особого духа или идеи, конечно, нет (назовите мне хотя бы одну стартрековскую игру, где по-другому), но на пару дней сносного геймплея хватит. Если надоест - можно разбавить игрой по сети. Затруднительно представить, чем это может пронять, потому как простор для маневра, прямо скажем, не велик, но все-таки. Главное - смотреть на Dominion Wars не как на космическую стратегию, а такую своеобразную аркадку. Ну и что, что простая, как валенок. Да, не Рио-де-Жанейро, и что с того...